Статьи

Образы богослова и пастыря в духовном наследии преп. Паисия Святогорца

Фетисов Тимофей, протоиерей

Преподобный старец Паисий Святогорец — один из самых уважаемых и широко почитаемых святых XX века. Он известен не только своей святой жизнью, но и творениями, в которых затрагивает разные аспекты духовной жизни. Темой своей статьи протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии, избрал образ пастырства в наследии старца. Пользуясь отсылками к книгам афонского подвижника, автор рассказывает, чем стоит руководствоваться, выбирая для себя путь священства, и каким должен быть современный священник, чтобы заслуженно именоваться пастырем.

Что такое аскетизм?

Святитель Василий Великий
Аскетизм – вот явление человеческой жизни, которое в одно и то же время может быть названо явлением старым и новым: старым потому, что начало его истории теряется в глубокой древности рода человеческого, еще за несколько веков до Рождества Христова; название же нового ему усвояется за то, что толки о нем продолжают существовать и до сего времени, все более и более усиливаясь и все сильнее и сильнее затрагивая головы как простолюдинов, так и лиц с философским складом ума.

Православное монашество Могилевской епархии в первые годы советской власти

В статье представлена социодемографическая характеристика монашеских общин Могилевской епархии в первые годы установления советской власти. Могилевская епархия занимала лидирующую позицию из пяти белорусских православных епархий, существовавших к 1917 г., по численности монастырей и содержала в своих границах 13 из 27 православных обителей.

Преподобный Савватий и пятисотлетняя традиция соловецкого отшельничества

Преподобный Савватий, подвизавшийся в Кирилло-Белозерском монастыре, а затем на Валааме, увенчал соловецким пустынничеством свой монашеский и вообще земной путь. Житие сообщает, что когда он впервые пришел на берега Белого моря и стал расспрашивать о Соловках, его голову уже украшали «седины многолетные», а поморы, видевшие его старость, всерьез опасались, что на необитаемом и холодном острове он попросту погибнет, «яко ничтоже могыи тружатися». 

Ставропигиальный женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Богуши

Монахиня Елисавета (Сысун)
Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала свое существование в 2000году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши недалеко от Сморгони с благословением строить небольшой скит. Само место, удаленное от городов, затерянное в тиши полей и лесов, ей очень понравилось, «легло на сердце».

Хоры, нартекс, крещальня, придел в системе богослужения и в обиходе православного храма. Гордиенко Э. А.

Гордиенко Э. А.
Чтобы уяснить происхождение и роль хор, других компартиментов в конструктивной системе церковного здания, необходимо уяснить их роль в системе христианской дисциплины. С этой целью обратимся к трудам русских историков-литургистов, раскрывающих назначение отдельных частей храма, где для каждого из трех разрядов – клириков, верных и оглашенных – было определено свое место, и, соответственно, пространство храма делилось на три части.

Афонское монашество в XX веке: упадок и возрождение. Родионов О. А.

Родионов О. А.
История греческого афонского монашества XX в. достаточно необычна. В 1910-е гг., после долгожданного «освобождения» Афона от турецкого владычества и последовавшего за ним присоединения к Греции (что, впрочем, противоречило международным соглашениям…), многим казалось, что наступает новая эпоха, в которую греческие монастыри, несомненно, расцветут и принесут обильный плод.

Лаврский духовник архимандрит Кирилл

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры, выпускник Московской Духовной академии — архимандрит Кирилл. Он родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской области в семье крестьянина. 

Учение преподобного Максима Исповедника о страстях. Некоторые аспекты вопроса

Петр Малков

В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как следствие грехопадения и распространилась во всем человеческом роде путем страстного образа рождения. Как пишет преподобный Максим, «через преступление [Адама] вошел в естество человеческое грех, а через грех – страстность по рождению».

Учение каппадокийцев о единстве Святой Троицы. Спасский. А. А.

Спасский. А. А.

Арианство с его различными видоизменениями, волновавшее Церковь в продолжение IV века, выдвинуло новые еретические принципы в борьбе с церковным учением.


Страницы: Пред. 1 ... 29 30 31 32 33 След.
129