Статьи

О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь

Иаков (Савельев), иеродиакон
В статье насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидата богословия иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотреть различные вопросы и проблемы выбора духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь в наше время. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор при написании опирается на мнения старцев и известных духовников, живущих ныне или живших не так давно. Материал изложен в сопоставлении с учением преподобного Иоанна Лествичника по этой теме.

Митрополит Платон (Левшин) и святитель Филарет (Дроздов): концепции «учёного монашества»

Сухова Наталия Юрьевна
Статья профессора, доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, руководителя Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталии Юрьевны Суховой посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй половины XVIII — первой половины XIX в.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Для обоих владык именно академическое монашество виделось «костяком» духовного образования и дальнейшего ученого служения — как бы ни понималось это ученое служение: в научных трудах или духовном просвещении через служение слову Божию. Но если митрополиту Платону удалось заметно «омонашить» Московские школы, составив корпорации преимущественно из иночества, то святитель Филарет понимал сомнительность осуществления этого стремления в изменившихся условиях.

Духовные упражнения как источник радости в наставлениях преподобного Порфирия Кавсокаливита

Алексеевский Роман, священник
Желание радости — врожденное в человеке. Желая избежать страдания, он прибегает к различным удовольствиям, пытаясь таким образом смягчить страдания, подавляющие его, и не находя удовольствий, свободных от них. Поэтому он все больше и больше погружается в порочный круг, из которого не может найти выход. Христос же Своими крестными страданиями отменил этот закон греха и таким образом предложил человеку новую отправную точку. Истинная радость идет рука об руку с процветанием в духовной жизни и не существует вне духовной жизни. Среди современных святых особое место занимает преподобный Порфирий Кавсокаливит, святой радости и любви. На примере преподобного Порфирия мы видим, как человек со многими и разнообразными проблемами может иметь обильную радость в своей жизни.

Валаам: Записки уставщика Николая Сайки. Глава 10

Сайт Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря завершает публикацию воспоминаний уставщика Старо-Валаамского монастыря послушника Николая Сайки. В десятой, заключительной главе он рассказывает о Валаамском игумене Павлине и своих последних годах в обители.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман): Непобедимое оружие

Авраам (Рейдман), схиархимандрит
Предлагаем вниманию наших читателей беседу духовника Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга, опубликованную недавно на сайте обители, и ответы отца Авраама на вопросы сестер.

Валаам: Записки уставщика Николая Сайки. Глава 9

Сайт Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря продолжает публикацию воспоминаний уставщика Старо-Валаамского монастыря послушника Николая Сайки. В девятой главе он описывает период Великого поста и празднование в обители Пасхи Христовой.

Максим Исповедник о сокрытом в сокрытом таинственного богословия

Неовитос Виктор
В статье Виктора Неовитоса исследуются созерцательные умозрения преп. Максима Исповедника о мистическом состоянии «таинственного богословия», возникающем после вознесения ума выше естественного созерцания логосов сущих. Показано, что преп. Максим различает в таинственном богословии три этапа, отличающихся степенью сокрытости. Первый этап — это начальный процесс обожения души, совершающийся через единение с божественными энергиями окрест Бога. На этом этапе ум сверхъестественно видит нетварный свет Господней славы и познает Премудрость Христа. Следующий этап совершается через отрицание богопознания окрест Бога и введение души в сокровенное место, сокрытое от всякого мышления, ведения и видения, где ум пребывает в состоянии совершенной неопределенности и непознаваемости Божественной сущности. На этом этапе душа через ипостасное соединение с божественной природой усыновляется Богом и становится по благодати всем, что есть Бог, кроме тождества по сущности. И завершающий третий этап таинственного богословия — это вечная жизнь нового человека окрест Бога, который вновь окунается в блаженство сокровенного видения Господней славы, но уже в чине сына Божьего по благодати.

Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 ... 32 След.
132