Суть монашества

Дохристианский аскетизм

Хотя этимология слов άσκησις («упражнение») и ασκητής («борец, атлет») остается во многом загадочной, в античной и позднеантичной литературе они обрели три основных значения: 1) смысл «физический» (упражнение тела), 2) смысл нравственный (упражнение ума и воли) и 3) смысл религиозный.

Новозаветный аскетизм

Были лишь отдельные идеи, представляющие как бы разрозненные камни будущего строения. Эти разрозненные идеи, содержащиеся в «естественном» и ветхозаветном Откровении, собрала, как в фокусе, обогатила их новыми идеями и запечатлела печатью горней благодати религия Христова, которая заповедями ее Божественного Основателя сразу же определила себя в качестве религии аскетической.

Древнехристианский аскетизм II–III вв.

В первые три века христианства аскетизм был известен членам Церкви Христовой как один из существенных подвигов, проходя который они тем самым более осуществляли заповеди Христа. Ученые разных направлений, исследующие жизнь первенствующих христиан вплоть до эдикта императора Константина Великого, все единогласно говорят о существовании у них аскетизма.

Монашество на христианском Востоке в IV- начале V вв.

Очень примечательно, что сама грань перехода от древнехристианского аскетизма к собственно монашеству почти неуловима.

Западная аскетическая традиция и влияние на нее восточного монашества (IV – начало V вв.)

С греческого Востока монашество проникло на латинский Запад, где распространение его начинается со второй половины IV в . Семена иноческих идеалов здесь упали на благодатную почву, ибо аскетизм, как уже упоминалось выше, был у западных христиан II-III вв. не в меньшем почете, чем у восточных.

Расцвет аскетического богословия и монашества на христианском Западе во второй половине IV – первой половине VI вв.

Естественно, что преп. Иоанн Кассиан Римлянин отнюдь не был единственным наставником в «духовной науке» на латинском Западе того времени. Многие другие ревнители высшего любомудрия подвизались на этом же поприще, и труд их был нелегким и скорбным, ибо встречал часто глухое сопротивление, а иногда и открытую вражду.


145