О жизни монахов

Различие в образе жизни монахов

Писатели IV и V веков различают в Египте два рода иноческой жизни; одних иноков они называют анахоретами, других киновитами .  Анахоретами назывались те отшельники, которые, оставляя общество братии, поселялись в отдалении от всех, по временам получая пищу из монастыря или от какого-либо христолюбца

Условия поступления в иночество

В строго общежительных монастырях новоприходящего подвергали недельному или десятидневному искусу у ворот монастыря, и потом, сняв мирскую одежду, в присутствии братий настоятель облекал его в иноческую.

Одежда иноков

Одежда иноков первоначально была, конечно, обыкновенная одежда того времени. Но вскоре принята была особая однообразная, отличная от одежды мирян. Евагрий пишет к Анатолию: «Ты просил меня объяснить символическое значение одеяния монахов египетских, ибо ты думаешь, что не без причины принята такая, отличная от обычной, одежда»

Жилища иноков

Для жилища своего в пустыни иноки пользовались, когда могли, пещерами , развалинами старых капищ , гробницами , но большею частию устрояли себе особые жилища, иногда с немалым трудом . Жилища иногда высекались в скале, складывались из камней, кирпича, глины и сплетались из ветвей.

Занятия иноков

Рукоделие отцы не считали главным делом, но прибавлением к делу – поделием, как выражались русские старцы . Главным делом была молитва. Постоянно чистая и нерассееваемая молитва есть, по словам Кассиана, цель и совершенство инока

Вечери любви

В Скиту и горе Нитрийской после службы в воскресенье желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухие хлебы) и по чаше вина ; часто кроме того устроялись вечери любви, то есть обеды из приношений, которые делались на братию .

Собрания

В многолюдных общинах монахов, каковы были в Нитрийской горе и в Скиту, в собраниях решались дела, касающиеся всех иноков. Созывал и распускал эти собрания старейший пресвитер . В Нитрийской горе в конце IV века было восемь пресвитеров, но службу совершал один старший, прочие же не служили, не судили и не говорили поучений и только восседали с ним в собраниях.

Рукоделия иноков

Иноки, жившие не в общежительных монастырях, не могли, конечно, следовать правилу совершенной нестяжательности . У каждого из них, кроме келлии, было свое хотя малое хозяйство, свое имущество. Иные заготовляли себе годовые запасы муки и других съестных припасов , запас годовой материала для работы , имели нужные орудия, книги и деньги, хотя не в большом количестве.

Пища иноков

Рукоделие иноков служило прежде всего для них средством к пропитанию. Заповедь о воздержании в пище и питии была общею для всех монахов, но качество пищи не было первоначально определено. Св. Епифаний пишет о монахах: «Одни из них воздерживаются от всяких мяс и четвероногих, и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего.

Гостиприимство

Такая сосредоточенная, подчиненная определенному правилу, жизнь инока нередко нарушалась приходом посетителей. Безмолвное пребывание в келлии поставлялось в числе первых условий благоуспешности монашеского подвига.

Страницы: 1 2 След.

145