Публикации

Православное монашество и вызовы современного мира

Архимандрит Елисей (Святая Гора Афон)

Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года).

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

22 сентября 2016 года в Москве состоялось открытие Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. С докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Лекарство от фарисейства. Митрополит Афанасий Лимассольский

Митрополит Афанасий Лимассольский

Верующему православному человеку важно задаваться вопросом: всё, что мы делаем: наши паломничества, возжжение свечей, ночные бдения, молитвы, посты, милостыня — все наши поступки — для чего они? Почему мы их совершаем? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит правильность или неправильность нашей духовной жизни.

Митрополит Афанасий Лимассольский: «Из списка правил не познаешь Бога»

Митрополит Афанасий Лимассольский

Когда человек хочет изменить себя, он допускает одну ошибку, которую в прошлом совершали даже в богословских кругах и воскресных школах, проповедуя морализм. Иными словами, когда кто-то приближается к Церкви, такие христиане говорят ему: «Смотри, не делай плохих вещей, не ходи в плохие места, не говори плохих слов», – и занимаются именно этим. Однако весь этот морализм болен, это некое антинравственное, неправославное понимание, пуританство, пиетизм, которые ориентируются только на видимый результат. Отцы Церкви не занимались такими вещами, а смотрели в суть.

Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание

игумен Дионисий (Шлёнов)
Монашество – это многогранный институт как с точки зрения своего внутреннего устройства, так и с внешней точки зрения, если рассматривать его историю в контексте истории Церкви. Если об истории и богословии монашества написано относительно много, то круг литературы о законодательстве монашеской жизни более узок.

Сердце монаха должно быть абсолютно свободным

Митрополит Афанасий Лимассольский
Первую благодать человек получает даром. Господь подает ее, чтобы человек вкусил сладость любви Божией, но постепенно благодать отступает, чтобы человек подвизался и приобрел эту благодать уже сам, – тогда у нее будут глубокие корни. А если Бог продолжал бы даром давать нам Свою благодать, то мы остались бы детьми, которые все время кормятся молоком и никогда не вырастают.

Личность игумена − основание духовного расцвета монастыря

Епископ Троицкий Панкратий
Когда мы говорим о значении личности игумена в жизни монастыря, будет ошибкой на первый план ставить его интеллектуальные, физические или другие подобные качества, которые обычно являются главными в миру при приеме на руководящую должность. 

Свобода личности в свете монашеского послушания

Архимандрит Илия (Раго)
Господь создал людей по Своему образу и подобию — свободными. Следовательно, свобода эта присуща самому нашему существованию и никоим образом не может быть отчуждена. Свобода — самый ценный дар в образе Божием, которым является созданный Творцом человек.

Монашество остается авангардом Церкви

Митрополит Иларион (Алфеев)
Монашество возникло как духовный авангард Церкви, в котором особую роль играли отдельные личности – аскеты, стяжавшие духовные дары. Сегодня мы видим, что монашество – это церковный институт. Изменились ли в связи с этим задачи монашества? Зачем Церкви этот институт сегодня?

Смысл и значение келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря

Архимандрит Елисей, настоятель монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон)
Поскольку монастырь есть место непрестанного присутствия Божия, невозможно, чтобы молитва не была центром жизни монаха. «Монашеское жительство немыслимо без молитвы – а поскольку служение совершается непрестанно, – без непрестанной молитвы», − говорил нам старец Эмилиан и добавлял: «Когда монах молится, он становится человеком, показывающим, в первую очередь, что он проживает в Боге. Он живет постольку, поскольку пребывает в молитве.

11