Перенося тяжкие болезни с полною покорностию воле Божией[1], иноки не отвергали и врачебной помощи[2]. В Нитрийской горе были свои врачи[3]. В Скиту была устроена просторная больница, где были постели и подушки[4]. Если узнавали, что кто-либо из братий заболевал, в келлии ему приносили все нужное[5], старались исполнять и особые его желания.
Так, одному больному старцу захотелось пастилы. Макарий Великий сам сходил в Александрию и достал желаемое им[6]. Слепому и престарелому старцу не только приносили пищу, но клали ее в рот[7]. Постель умирающего окружали братия, желая слышать последние слова его[8]. Глубоким духом смирения проникнуты были мысли самых великих подвижников в предсмертные минуты.
Великий Памво, умирая, говорил: «Я отхожу к Богу так, как бы не начинал еще служить Ему»[9]. Агафон в предсмертные минуты говорил: «Сколько мог, я трудился в исполнении заповедей Божиих, но я человек, почему мне знать, угодны ли были дела мои Богу. Пока не предстану Богу, я не имею дерзновения, ибо иное суд человеческий, иное суд Божий». И, попросив более не говорить с ним, с отпечатком радости на лице скончался[10].
Великий Арсений, умирая, говорил: «Не отдавайте никому останков моих, привяжите к ноге моей веревку и тащите в нору». Когда приблизилась кончина его, братия увидели, что он плачет. «Правда ли, – спросили они, – что и ты, отец, страшишься?» – «Правда, – отвечал он, – настоящий страх мой всегда был со мною с того самого времени, когда я сделался монахом»[11]. По смерти старцев устрояли по ним вечери любви[12].
[1] Hist. Lavs. P. 13.
[2] Hist. Lavs. P. 30.
[3] Hist. Lavs. P. 7.
[4] Дост. сказ. С. 23.
[5] Дост. сказ. С. 41, 286.
[6] Дост. сказ. С. 144.
[7] Дост. сказ. С. 49.
[8] Rosw. Р. 524.
[9] Hist. Lavs. P. 10.
[10] Дост. сказ. С. 34.
[11] Дост. сказ. С. 25.
[12] Там же.
Источник: Казанский П. С., История православного монашества на востоке, Паломник, 2000