В Бресте завершилась выставка «Столп Берестейский»

27 октября 2023

1.jpg

25 октября 2023 года в городе Бресте завершилась выставка «Столп Берестейский», организованная Брестской епархией в сотрудничестве с Брестским краеведческим музеем, и посвященная 1035-летию Крещения Руси и 375-летию мученической кончины святого Афанасия Брестского.

Выставка открылась 29 августа в филиале краеведческого музея – музее «Спасенные художественные ценности». Было представлено около 50 работ, выполненных в разных техниках и жанрах шестнадцатью художниками из Бреста и Гродно, участниками пленэра «Столп Берестейский». Пленэр был организован Брестской епархией на базе Рождество-Богородицкого женского монастыря в Брестской крепости с 26 июля по 2 августа. Для Брестской епархии это первый опыт проведения подобного рода мероприятий. Период проведения пленэра охватил и День Крещения Руси, и День города, покровителем которого является преподобномученик Афанасий, и день обретения мощей святого.

Жанры в которых работали авторы – портрет, пейзаж, архитектура, интерьер, бытовая живопись, историческая и иконографическая живопись. Программными можно назвать триптих Арсения Дворонина – «Святой преподобномученик Афанасий Брестский», «Свет неизреченный», «Восхождение», а также работы Наталии Петровой – «Столп Берестейский», «Игумен Земли Брестской».

По словам Арсения Дворонина, в своей картине-портрете он стремился показать суровость святого Афанасия, его несгибаемость в стоянии в православии, его непоколебимость, неподкупность.

Одна из работ Наталии Петровой – «Столп Берестейский» – одноименна самой выставке. Наталия Николаевна сумела в одной работе отразить три Столпа – Столп Света – Христос, Столп – святой Афанасий в узах, а также физический столп – цекгауз в «круглой» башне, где содержался заключенный.

Вторая работа автора – «Игумен Земли Брестской» – это воплощение предсказаний святого Афанасия: 1. «Церковь правоверная будет в великом гонении от несправедливых гордых учителей церковных, от святыя веры отступивших, но потом процветет она яко крин посреди терния и яко искра в пепле зарытая явится, возсияет и повсюду здесь осветит»; и 2. «Где мое тело сие израненное и острупленное за имя Божие положено будет, тамо в окрестных местах никогда собрание злоумышленных супостатов, отступников от святыя веры, вредить не может, даже до последняго изречения праведнаго судии Христа».

На картине преподобномученик изображен на первом плане во весь рост. За спиной у святого Афанасия река и город: он как бы закрывает их собой. Вверху цветущие крин-лилии, а по бокам терние.

Для многих посетителей откровением стала работа начинающего художника – Инны Серебряковой «Молитва Афанасия Брестского».

2.jpg

Работой, которую можно отнести к исторической живописи, является «Связь времен» или «Былое и новь» Анны Кунашко. В центре – светящийся храм, рядом с которым растут туи, а за рвом стоят женские фигуры, обращенные в сторону храма, он средоточие их внимания. По словам Анны Павловны, ее поразила история древнего брестского монастыря Симеона Столпника и та необыкновенная тишина, которую она ощутила (современный женский монастырь включает часть территории древнего монастыря). Известно, что это место мученичества многих поколений православных. Сегодня все как-бы собрались на этот Свет, но между нами и этим Светом пока еще целая пропасть. Как выглядел древний храм? Скорее всего, это типичное для нашего региона деревянное строение. Его внешний вид автор подсмотрела в изданиях XIX века «Холмской Руси».

Основная масса работ написаны маслом, из них несколько особняком стоит портретно-иконографический образ святого Афанасия Нилы Горчанюк с элементами декоративно-прикладного творчества. Около 10 работ выполнены пастелью. Потрясающе воздушными, поэтическими в этой технике стали пейзажи Нины Чурабо – «Благословение небес», «Все дороги ведут в Храм», «Здесь живет любовь». В них видна рука уже зрелого мастера со своей манерой письма, непохожей ни на кого, с особой фактурой рисунка. Не менее интересными в данной технике стали работы и начинающих художников – Светланы Леонович («Крестный ход в женской обители», «Розы монастыря», «Тишина монастырских стен») и Анны Кунашко («Колокольный звон»). Две работы Владиславы Сковородко выполнены в технике акварели, которая не допускает права на ошибку – все надо писать сразу начисто.

Работа Владиславы Сковородко «Обретение мощей святого Афанасия» закрывает выставку. Картина является чем-то средним между иконой и живописным образом. Автор стремилась не просто создать житийное клеймо, но сделать это живописными средствами, привлекательными для восприятия детей. Есть надежда на рождение детской книги о святом Афанасии. Первый кирпичик в фундамент будущей работы заложен.

3.jpg


Источник: сайт Брестского монастыря

Возврат к списку

147