Протодиакон Павел Бубнов о том, что связывает Беларусь и Киево-Печерскую лавру

Павел Бубнов, протодиакон

789.jpg
Киево-Печерская лавра

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени» рассказал о начале христианского образа жизни на древнерусских землях, в состав которых входили и белорусские княжества — Полоцкое и Туровское, и о том, что связывает Беларусь и Лавру сегодня.


В день церковного праздника Крещения Руси (память святого равноапостольного князя Владимира — 28 июля) мы вспоминаем начало христианского образа жизни на древнерусских землях, в состав которых входили и наши княжества — Полоцкое и Туровское. Наши взоры и в молитве, и в исторических поисках, и в актуальных событиях обращены к киевским святым и святыням.

Pavel-Bayankov.jpg

Сегодня мы являемся свидетелями очередной попытки захвата Киево-Печерской лавры враждебно настроенными к Православной Церкви силами. В начале июля Синод Белорусской Православной Церкви обратился с посланием, в котором воспринял «с глубокой скорбью» «вероломные посягательства на великую святыню всех православных верующих» и очередную попытку «разорить колыбель Православной веры восточнославянских народов».

Связи Беларуси с Киево-Печерской обителью имеют древнюю историю. Именно Слуцкие князья Олельковичи на протяжении нескольких веков были ключевыми благотворителями древней святыни.

Важную роль в возрождении Киево-Печерского монастыря после татарского разорения сыграл отец князя Александра-Олелько Слуцкого Владимир Ольгердович. Он был сыном великого князя Литовского Ольгерда и после вхождения Киева в состав ВКЛ получил от отца Киевское княжество в удел и правил здесь более 30 лет. Владимир Ольгердович не нашел общий язык с новым великим князем Литовским Витовтом и около 1394 года был вынужден оставить Киевское княжество в обмен на Копыльское, в которое тогда входил и Слуцк. После кончины он был погребен в Киево-Печерской обители.

В свою очередь Александр Владимирович (1380—1454), чаще именовавшийся современниками Олелько, перенес столицу своего княжества из Копыля в Слуцк и придал этому городу и всему княжеству новый импульс развития. Это развитие касалось как экономической стороны, так и духовной: строились новые монастыри и храмы, создавались памятники церковной культуры. Князь Олелько продолжил труды отца по благоукрашению Киево-Печерской обители. Его особая любовь к этому монастырю и его святым угодникам не осталась незамеченной. С приходом к власти великого князя Литовского Казимира Ягеллона Олелько получил в 1443 году в дополнение к Слуцко-Копыльскому княжеству еще и отчизное Киевское.

Олелько активно содействовал сохранению духовного единства Русской Церкви и поддерживал в этом стремлении общерусских святителей митрополита Фотия, который крестил его первенца Симеона, и митрополита Иону, называл его первейшим христианином и поборником Божией Церкви. После своей кончины в 1454 году князь Олелько был также погребен в крипте Успенского собора Киево-Печерской обители.

Первый сын князя Олелько Симеон Александрович после кончины отца был пожизненно великокняжеским наместником в Киеве и продолжил традицию по благотворению обители. Именно на его средства около 1470 года Успенский собор монастыря был существенно перестроен.

Последующие представители рода князей Олельковичей Слуцких в XV—XVI веках продолжали традиции предков в деле заботы о Киево-Печерской обители. Все они были погребены в Успенском соборе Киево-Печерской обители рядом с могилами предков.

Последние представители древнего рода князь Юрий III Юрьевич (1559–1586) и его дочь святая праведная София, княгиня Слуцкая (1586–1612) прожили недолгую земную жизнь и были погребены в Слуцке. Это было трудное время, когда гонение на Православную Церковь в Речи Посполитой достигло своего апогея. Святая праведная София после выхода замуж за Януша Радзивилла и освобождения от опеки родственников-католиков вместе с супругом стала защитницей православных не только в Слуцком княжестве, но и во всей Речи Посполитой. После провозглашения Брестской церковной унии начались повсеместные захваты православных монастырей и храмов. Киево-Печерская обитель в то время тоже подвергалась неоднократным, но неудачным попыткам захвата. В этот период испытаний все, кто остался верен Православной вере, особенно сплотились и помогали друг другу.

Киево-Печерский монастырь, общими усилиями сохраненный, на несколько веков стал духовным центром для слуцких священников, монахов и верующих. Так, в 1622 году настоятель и братия обители содействовали открытию Дятловичского Преображенского Ново-Печерского монастыря в окрестностях современного Лунинца Брестской области. Слуцк и Киево-Печерская обитель почти два века пребывали в близкой связи, сохраняя Православную веру в трудный период испытаний. Уже в конце XVIII века Слуцк стал центром новой епархии, с которой началось возрождение и развитие православной церковной жизни на белорусских землях.


Источник: «СБ. Беларусь сегодня»

152