О монашеской жизни

8f-gx.jpg
Игумения Гавриила (Урсаче)

Монашеская жизнь непонятна для большинства из нас, но для избранных это жизнь молитвенная, целомудренная и нестяжательная, где все совершается во славу Божию. В спокойном местечке штата Мичиган в Америке расположен Свято-Успенский женский монастырь, принадлежащий Румынской Православной Церкви, где проживает несколько монахинь и послушниц во главе с настоятельницей Гавриилой (Урсаче). Она поделилась мыслями о том, что представляет собой монашеская жизнь. Надеемся, что ее рассказ и размышления будут полезными для других.


Выросла я в христианской семье в Румынии. Моя мать была очень набожна, и я воспринимаю это как дар Божий, поскольку мы не выбираем, где нам родиться. Но мне посчастливилось расти в благочестивой семье, рядом с множеством крупных монастырей, как мужских, так и женских.

Если вспомнить детство, то среда действительно подготовила меня к монашеской жизни, хотя раньше я этого не осознавала. Всей семьей мы ходили в церковь, соблюдали дома церковные праздники и посты. Еще, будучи детьми, мы ездили в монастыри в паломничества. Там у нашей семьи был духовник, один из известных подвижников Румынии, хотя в детстве я этого не осознавала. Этот был иеросхимонах Паисий (Олару), который был одновременно духовным отцом архимандрита Клеопы (Илие). Так что мне очень повезло, что вокруг меня были такие люди.

У нас была подруга семьи – монахиня. Однажды мы встретились, когда я заканчивала среднюю школу. Она спросила меня: «Хотела бы ты поступить в монастырь и попробовать монашескую жизнь?» И в тот момент она зародила во мне это желание, это было как гром среди ясного неба. Я никогда об этом не думала, но теперь задумалась, и это стало началом моего пути. Одним вопросом она повлияла на мое решение. Бог говорил через нее. Так меня и призвал Бог: через эту монахиню, которую я очень уважала. В детстве я смотрела на нее как на кого-то особенного, хотя мало общалась с ней. Тот вопрос определил всю мою дальнейшую жизнь.

Если оглянуться назад, то отец Паисий своим руководством и назиданиями, побуждая нас молиться и верить в Бога, учил меня молитве с самого детства. Он советовал: «Говори "Господи, помилуй" в течение дня так часто, как только можешь. Даже во время игры, если это приходит на ум, просто скажи: "Господи, помилуй" несколько раз».

Помню, он сказал мне: «Произнеси "Отче наш" вечером перед тем, как лечь спать, и сделай двенадцать земных поклонов, всего двенадцать, а затем и утром, перед тем, как пойти в школу. Посмотрим, сможешь ли ты это сделать».

Это был очень простой совет. И я, будучи ребенком, отнеслась к нему как к домашнему заданию, и старалась так делать. Но получалось у меня не очень хорошо. Поэтому каждый раз, возвращаясь к отцу Паисию, я немного смущалась и говорила ему: «Отче, я редко вспоминала о молитве "Господи, помилуй" в течение дня».

Эти люди оказали на меня большое влияние, направив к монашеской жизни, хотя тогда я этого не осознавала. Но пришло время, когда я закончила среднюю школу и поехала в монастырь, и через пару месяцев приняла решение там остаться.

В том возрасте я, конечно, не понимала, что такое монашество. Просто что-то в моем сердце влекло меня к этому. Это одна из тех вещей, которые трудно объяснить логически. У меня не было никакого представления, как монашеская жизнь должна осуществляться на практике. Для меня это была жизнь, которой нужно было учиться, исследовать ее и возрастать внутри нее.

Когда я приехала в монастырь, мать Венедикта, предыдущая игуменья, взяла меня под свое руководство. Она не говорила, что такой путь легок, но, напротив, подчеркивала все его трудности. Ведь по сути это жизнь мученическая. И я думала тогда, что никогда не приму монашество: «Она пытается меня отговорить. Интересно, почему?» Но в глубине души я сказала себе: «Как бы тяжело ни было, я все равно хочу попробовать и выяснить, смогу ли жить такой жизнью или нет». Вот таким образом и началось мое путешествие.

Если бы жизнь в монастыре не приносила много радости и духовного наполнения, никто бы там не оставался. И это не так уж и сложно, потому что это та жизнь, которую мы добровольно выбираем. Когда решишься что-то сделать, Бог дает благодать. Но не каждому дано стать монахом или монахиней. И это совершенно очевидно. Мы верим, что те, кто принимает монашеский постриг, призваны Богом. У Бога есть план в отношении каждого из нас, и некоторые по зову Господа принимают монашество и посвящают себя служению Ему и людям в этом призвании. Так что в монашеской жизни много радости, и те, кто вкусил ее, никогда не захотят променять ее ни на что другое в мире.

d.jpg
Свято-Успенский женский монастырь, штат Мичиган

Самое сложное заключается в двух аспектах. Первое – это физические усилия, тяжелая работа, долгие часы на молитве и время поста. У нас гораздо меньше физического, телесного комфорта, чем у людей в миру. Вторая трудная сторона монашества – это отречение себя, отсечение своей воли, отдача себя в послушание. Некоторым людям послушание кажется довольно трудным. Эти две составляющие придают монашеской жизни свои сложности. Но если мы идем по этому пути по зову сердца, то, повторюсь, монашество не так уж и сложно. Если мы приложим немного усилий, то потом испытываем радость как вознаграждение. И в итоге появляется желание приложить еще больше усилий, чтобы испытать еще большую радость.

Любая монахиня, и тем более настоятельница монастыря, конечно, прежде всего должна быть послушна Богу, святому Евангелию, учению Священного Писания, а затем и своему духовнику. У каждого в монастыре есть духовник. Я как настоятельница стараюсь быть в чем-то послушной и всей своей общине, потому что мы созидаем жизнь в монастыре все вместе: сестры, братья-церковнослужители и Христос. Послушание распространяется на всех, и в некотором смысле у игуменьи или игумена должно быть даже больше послушания, чем у других. Трудницы и сестры-монахини знают, что они должны быть послушны своей настоятельнице, своей духовной матери, но игуменья должна быть послушна всем. Мы обязаны уважать потребности каждого, со вниманием думать о том, как управлять монастырем на благо всех. Поэтому послушание в монашеской общине необходимо и вышестоящим.

Каждый православный монастырь имеет одну и ту же миссию – быть местом молитвы, пристанищем призванных к монашеству, обителью их спасения. Это общая миссия монастырей. И я думаю, что ни одна община не создается с какой-то другой целью, кроме этой. Наш монастырь открывает свои двери для всех верующих. Мы поддерживаем литургический цикл, чтобы молитва не угасала, чтобы продолжалось единство мира со Христом. Мы отделились от мира, но соединились со Христом. Соединившись с Ним, мы объединяемся друг с другом. Это основная миссия каждой монашеской общины.

Несколько десятилетий назад мать Александру (Иссареску) считали пионером монашества в Америке, потому что в то время здесь существовали всего две подобные общины. В то время в Церкви по всей стране также существовала языковая проблема. И миссия матери Александры заключалась в том, чтобы основать англоязычную общину, доступную женщинам американского происхождения.

Существует несколько различий между Западом и Востоком в отношении монашества. Как мы знаем, западное монашество сильно отличается от восточного, православного. Православное монашество осталось таким же, каким и было с самого начала его возникновения: его первые подвижники уходили от мира в монастыри, которые обычно устраивались на окраинах городов, в отдаленных и тихих местах.

Западные же монашествующие более вовлечены в жизнь мирских людей в сфере образования, уходе за больными, в работе с людьми. Они больше находятся среди людей.

Еще одно отличие заключается в том, что западное монашество руководствуется правилами определенного ордена (бенедектинцы, францисканцы и т. д. – прим. пер.), а православное основано на отношениях между духовным отцом/матерью и духовным чадом. У нас тоже есть правила и дисциплина, но у нас очень важны духовные отношения с руководителем. От этого зависит духовный рост каждого. Помимо этого, православное монашество основано на предании святых отцов. Каждая православная община поминает тех, кто жил в ней ранее, и руководствуется их советами. Мы всегда помним то, о чем учила нас наша духовная мать.

Монашество – это напряженная жизнь молитвы и подвижничества, максимально удаленная от мира. Мы призваны постоянно возрастать глубоких отношениях с Богом, чтобы лучше служить ближним. Мы верим, что если мы развиваемся духовно, если углубляем наши отношения с Богом и отвергаем себя, то следуем примеру жертвы Христовой за мир. Таким образом, монашествующие жертвуют собой за весь мир.

Хорошим монахом является тот, кто может вынести в своем сердце радости и печали этого мира; тот, кто достиг уровня отождествления себя с болью и страданиями людей, с потребностями других христиан. А поскольку монашеские общины несколько удалены от шума, суеты и повседневной мирской жизни, то они дают паломникам возможность найти у них покой, слово утешения и умиротворение. Поэтому для монастыря важно иметь подобие гостевого дома. Мы должны оказывать гостеприимство тем, кто к нам приходит.

Каждая обитель, в том числе и наша, раннее утро начинает с молитв. Затем идет работа, обеспечивающая общие нужды, которую нужно совершить в этот конкретный день. Любой монастырь должен быть самодостаточным, поэтому все монахи работают, чтобы обеспечить себе, так сказать, хлеб насущный.

Что касается нашего маленького монастыря, то мы занимаемся иконами, пошивом облачений, богослужебных покровцов и ряс для священников. Все это приносит доход. Еще мы делаем четки и предметы искусства. У нас есть огород и фруктовый сад. Три раза в год мы издаем монастырский журнал и иногда – книги. Так мы и живем.

Если кто-то изъявит желание поступить в монастырь, такому человеку мы советуем сначала приехать туда на время и выяснить, что представляет собой эта конкретная община. Есть два момента: во-первых, нужно быть принятым общиной, во-вторых, необходимо вписаться в конкретное сообщество монашествующих. Это немного похоже на брак: есть совместная работа, взаимность.

Монастыри различаются размерами, географическим положением и проч. Поэтому каждому нужно найти ту обитель, в которой он сможет жить, куда сможет вписаться и стать ее частью. Первое, что нужно сделать духовно опытным людям, – побудить человека посетить как можно больше монастырей, прежде чем принять окончательное решение. И кандидат в монахи должен быть свободным от семейных и финансовых обязательств – это очень важные вещи.

В монастыре человеку нужно объяснить, чего от него ожидают, какой там график, какая работа. Конечно, отмечу, что любого, кто думает о поступлении в монастырь, мы сугубо призываем присоединиться к монашествующим, потому что очень многие даже не задумываются об этом. Но, в первую очередь, мы советуем этим людям сначала изучить данный вопрос самостоятельно, подумать и решить, почему он вообще возник. Бог зовет тебя? Так иди же и узнай. Ответь на Божий призыв…


Источник: сайт Сретенского монастыря

150