Иеросхимонах Дионисий (Игнат): Чтобы сердце стало духовным раем. Часть 1

bf2.jpg
Иеросхимонах Дионисий (Игнат)


В предыдущие годы для паломников Святой Горы Афон было обычным явлением совершать часовой переход от Ватопедского монастыря до келии святого Георгия. Длинный и пыльный путь в гору проходил мимо монастырских полей, в пределах видимости мест, где подвизался святитель Григорий Палама. После нескольких крутых подъемов тропа переходила в извилистую дорогу, пересекающую зеленый склон. Весной густая листва почти загораживала дальнейший проход, а мириады полевых цветов рисовали ослепительный разноцветный пейзаж – достойное подношение покровительнице всей Горы, Матери Божией. Проходя мимо руин старых монастырских жилищ, паломник достигал террас с видом на Эгейское море. Там, среди ухоженных садов, окруженных деревенской оградой из прутьев, стоят несколько побеленных каменных зданий с синей отделкой: келия святого Георгия. Снаружи можно было найти паломников, сидящих на скамейках, в надежде ожидающих получить несколько полезных назиданий от смиренного старца иеросхимонаха Дионисия (Игната).

28 апреля/11 мая 2004 года этот праведный румынский старец отошел ко Господу после долгой, богоугодной жизни, в возрасте 95 лет. Старец Дионисий был монахом в течение 82 лет, из них 77 он провел на Афоне, а 60 – в этой келии. Он был замечательным, любящим монахом и духовным отцом, хорошо известным своим собратьям, но почти неизвестным за пределами Святой Горы до недавнего времени.

1.jpg

Старец родился в Румынии в 1909 году. Он был младшим из восьми детей и был крещен с именем Димитрий. Он всегда был рядом со своим старшим братом Георгием (впоследствии тоже монахом) и встал за ним на монашеский путь сначала в Румынии, а затем на Афоне. Два брата попали под духовное руководство старца Гедеона (Челару). Они также смогли приобрести (и восстановить как физически, так и духовно) собственную келию, посвященную великомученику Георгию.

Его брат перед своей кончиной в 1965 году достиг большой святости, а старец Гедеон скончался праведно в 1979 году. В течение почти десяти лет единственным постоянным сподвижником старца Дионисия в Георгиевской келии был схимонах Иоанн (Шова). Однако поблизости находилось небольшое количество духовно опытных монахов, к которым он мог обратиться за духовным советом, в том числе старец Иосиф Новый из Ватопедского монастыря.

Старец Дионисий был одним из последних живых звеньев святых подвижников, живших на Афоне в первой половине ХХ века. Он был человеком глубокой духовной молитвы, о которой говорится в «Добротолюбии». Многие, спрашивающие его совета, отмечали, что наиболее распространенной формулой его ободряющих слов было: «Терпение, терпение и еще раз терпение». И хотя старец родился в семье простых крестьян и большую часть жизни провел в безвестности, позже он привлекал постоянный поток паломников, ищущих духовного наставления. К концу его жизни отцы келии должны были закрывать ворота, чтобы старец мог дать отдых своему телу, измученному строгой аскезой и болезнью. Но даже тогда люди перелезали через ворота, чтобы поговорить с отцом Дионисием.

2.jpg
Принц Чарльз на похоронах старца Дионисия

Студенты и мировые лидеры, греки и американцы стекались, чтобы получить благословение из грубых и обветренных рук подвижника. Тогда еще наследник британского престола принц Чарльз был на похоронах старца, отдавая ему дань уважения вместе с двумя сотнями монахов со всей Святой Горы. В память об этом святом старце мы приводим интервью с ним, содержащее много полезных советов. Интервью провел в мае 2001 года иеродиакон Клеопа (Параскив), автор румынской книги «Иисусова молитва: путь соединения ума с сердцем». В то время старцу Дионисию было 92 года, он был слеп и физически немощен, но богат духовной мудростью, рожденной долгим и неустанным подвижничеством.

17 ноября 2022 года на Святой Горе Афон были обретены его нетленные мощи.

– Благочестивейший старец, какова цель нашей жизни в этом временном мире?

– Главная цель нашей земной жизни – спастись, попасть в Царство Небесное. Господь наш Иисус Христос учит нас: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) В этой земной жизни с помощью Божественной благодати и наших добрых христианских дел мы можем присоединиться к лику святых. И если по недостатку нашей добродетели мы не сможем к нему примкнуть, то все же должны стремиться унаследовать Рай.

Ни в коем случае нельзя одновременно быть хорошим христианином и грешить. Совершаешь грех – отступаешь от благодати Божией и присоединяешься к лукавому. Таким образом вы отходите от Церкви, от Святых Таин и от учения Церкви, чтобы удовлетворить свои собственные страсти, которые лукавый поселил в вашей душе. Вы не должны подчиняться своим страстям. Вот почему Церковь поет: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой» (глас 4). Потому и Священное Писание нам говорит: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 9–10). Если в нас есть ветхий человек, то мы рабы страстей и грехов.

– В чем заключается учение святых отцов о человеческом духе и духе лукавом?

– Человеческий дух через грех становится таким. Лукавый сеет семена дурных поступков в наше сердце посредством наших мыслей. Если вы примете плохие семена в свое сердце, они начнут прорастать. Если вы не позаботитесь отбросить их и очистить свое сердце благодатью Святого Духа и добрыми христианскими делами (молитвой, постом, исповедью, Святым Причастием и т. д.), они укоренятся и вырастут. И с этого момента лукавый отойдет от вас, потому что с этого момента он уверен, что вы будете следовать своим страстям до совершения падения.

– То есть если человек не имеет чистоты, то от него отступает Божественная благодать, и его ведет нечистый дух ко всем видам грехов?

– Конечно. Вы свидетельствуете, что никак не можете уйти от каких-то грехов. Поэтому мы должны соблюдать телесную и духовную чистоту. Мы получим большую помощь от Бога в нашей духовной брани, если мы будем блюсти чистоту, как поступают монахи. А мирянам следует вступать в брачные отношения сдержанно, в разрешенные Церковью дни и только после совершения Таинства Брака. Лукавый постарается ввергнуть людей в грехи блуда. Эти многочисленные бедствия наших дней происходят от бесов, желающих таким образом осквернить храм Святого Духа, которым является тело христианина, а после и ввергнуть его во всякое зло.

Как только вы совершили грех блуда, вы не можете больше молиться, перестаете участвовать в Святой Литургии, перестаете исповедоваться и других добрых христианских дел совершать уже не в состоянии. Из-за этого мирского духа, приступающего к человеку с детства посредством дурного воспитания, неподобающих фильмов, рекламы, желаний, грехов и т. д., христианин уже не может ни молиться, ни совершать доброе, спасительное дело. Но даже те, кто впал в большие грехи, могут исправить себя с помощью Божественной благодати. Эта борьба, избавление от грехов и от бесов вменится им в мученичество.

3.jpg

– После Крещения лукавый изгоняется из глубины нашего сердца, чтобы теперь действовать извне?

– Он действует вне сердца. Но если мы грешим, мы позволяем ему проникнуть в глубины сердца. Вот что такое страсть. Отныне эта страсть будет вести нас. Но и теперь Божественная благодать не оставляет нас. Бог дал человеку полную свободу. Благодать Святого Духа показала ему разницу между правильным и неправильным. Она указала нам путь в Царство Небесное и путь, ведущий к погибели. Бог говорит нам: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19). Благодать Святого Духа могла сделать так, чтобы падение человека было невозможным. Но в таком случае он не имел бы ни личности, ни добродетелей, а был бы животным или роботом. Ни одно из творений Бога не обладает той свободой, которая есть у человека.

Христианин, исполняющий заповеди Божии с помощью Божественной благодати, может стать святым. И Бог так добр, что даже когда мы впадаем в грехи и взываем к Нему в покаянии: «Господи, прости меня! Господи, помоги мне!», – Он приходит к нам и помогает нам восстать из наших грехов. Вот почему наш Господь Иисус Христос сказал нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Но если страсти поселились в человеке и стали как бы его новой греховной природой, тот человек скажет: «Нельзя отсечь эти страсти!» Тем более что мы живем в последние времена, когда человечество стало беспечным и бесчувственным к духовным вещам. В таком случае, будь он мирянином, монахом или священником, его не заботят страсти и грехи. Это большая опасность, потому что тем самым мы даем лукавым духам еще большую свободу в порабощении нас.

– Откуда происходит гордость?

– Гордость только от бесов. Через святое Крещение Бог простил первородный грех и личные грехи, совершенные до Крещения, и даровал нам благодать Святого Духа для достижения совершенства, говоря нам: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

– Но прежние отголоски грехов в нас остаются?

– Мы должны отсекать их милостью Божией, которая всегда поможет нам на пути к совершенству. Так как мы созданы свободными, мы должны бороться, чтобы победить свои страсти и грехи. Например, если вы курите, у вас есть сила сказать: «Я исповедовался и с Божией помощью больше не буду курить!» Но ветхий человек внутри вас скажет: «Ты курил столько лет! Ты не сможешь! Ты заболеешь и умрешь!» Однако если у вас есть вера, подкрепленная благодатью Святого Духа, вы скажете: «Я принял решение и с Божией помощью брошу курить, несмотря ни на что!» И тогда на вас снизойдет благодать Святого Духа и будет всячески помогать вам.

Но если вы думаете так: «Я брошу курить, но не сейчас, покурю еще одну-две недели, а после брошу, несмотря ни на что», в таком случае у вас нет решимости, ваша воля не укрепилась благодатью Святого Духа, и курить вы не бросите.

– Могут ли грехи родителей передаться их детям?

– У родителей, имеющих большие грехи и пороки (распутники, алкоголики, наркоманы, курильщики и др.), могут родиться дети с физическими и психическими заболеваниями. Это подтверждают и медицинские исследования. Но тут вмешивается Божественная благодать, присутствующая в Святых Таинствах – Крещении, Миропомазании, Исповеди, Святом Причащении, Елеосвящении и Венчании, которые помогут ребенку спастись. Например, ребенок, рожденный слепым, имеет другие Божественные дары по сравнению с ребенком, рожденным зрячим, для того чтобы жить и быть спасенным. Но грехи, которые родители совершают после рождения ребенка, могут иметь и отрицательные последствия для духовного и телесного состояния их чада.

4.jpg

Более того, через плохое воспитание, которое они дают ребенку, родители могут вселить в его сердце страсти, пагубные для души. У нас есть примеры в Священном Писании и Предании, что от чистых и праведных родителей рождались дети, ставшие святыми, как, например, Пресвятая Богородица, святой Иоанн Креститель и т. д.

– Преподобный Силуан Афонский говорит, что единственное, чему должен научиться христианин, пока он живет на земле, – это смирение.

– Верно. Христианин должен сначала усвоить, что такое смирение, чтобы смиряться потом в каждое мгновение жизни. Так он духовно возрастет, и его сердце наполнится благодатью и благоуханием Святого Духа. Так Пресвятая Троица, Богородица, Ангелы и все святые поселятся в его сердце. Иными словами, его сердце станет духовным раем. Если в вашем сердце живет Господь Саваоф, вы будете счастливы, где бы ни находились. К сожалению, люди сегодня воспитываются в духе себялюбия, гордыни, тщеславия, распутства, сребролюбия и т. д., их сердце становится исчадием ада, наполненным грехами и нечистыми духами. Таким образом, гордый человек мучает себя и мучает других. Смирение – это христианская добродетель, которой нужно жить каждое мгновение.

– Что же такое смирение сердца?

– Господь наш Иисус Христос учит нас: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). С помощью Божественной благодати и добрых христианских дел наши каменные сердца преобразятся в сердца духовные. Вот почему Бог говорит нам: «Сын мой! Отдай сердце твое мне» (Притч. 23: 26). Внутренний взор вашего сердца всегда должен быть обращен к Богу. Если мы действительно надеемся спастись, благодать Святого Духа всегда поможет нам.

– Афонские отцы советуют читать Иисусову молитву с покаянием, не механически. Что Вы можете сказать об этом?

– Весь смысл Иисусовой молитвы в покаянии! Потому что мы молимся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это и означает покаяние. Если вы молитесь без покаяния, значит вы горды и высокомерны и стоите на ложном пути. Почему мы молим Господа нашего Иисуса Христа помиловать нас? Потому что мы грешники. Поэтому мы произносим эту молитву только для покаяния. Если у вас есть гордость, какой бы мизерной она ни была, Бог не помилует вас. Лукавый знает это, потому что он пал из-за своей гордости. Он сеет страсти в сердце всякого человека в мире через его гордость. Враг шепчет нам: «Слава Богу! Ты монах. Ты не такой, как все люди. Ты грешник, но ты не такой, как все люди». Это духовное разрушение для христианина.

Чем больше те дары, которые вы получили от Бога, будь вы епископ, священник, диакон, монах, доктор, профессор и так далее, тем большим должником перед Богом вы должны себя считать и тем большим грешником, чем другие. Если святой апостол Павел, вознесшийся до третьего неба, говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9) и смиряется: «Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15), тогда чем же гордиться нам, исполненным страстей и грехов? Ибо чем больше ты очищаешься от своих грехов и приближаешься к Богу, тем больше ты видишь тьму в своем сердце, свои страсти и грехи в их истинной величине.

Поэтому, если ты считаешь себя грешнее всех людей и даже бесов, порабощающих тебя при всяком худом деле, то на тебя сойдет Дух Святой. Превозношение очень вредно для нашей духовной жизни! Вот почему святой Иоанн Дамаскин говорит в канонах к Богородице: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, помилуй меня, грешного, того, кто грешнее всех людей в мире!» Он сказал это не из формальности, а потому что по смирению своему считал себя грешнее всех людей на свете. Только так Всеблагий Бог поможет нам унаследовать Царствие Небесное, поскольку смиренный грешник в очах Божиих приятнее, чем гордый праведник. Превозносящийся, даже если у него есть добрые дела, будет оставлен Богом, впадет в грехи и таким образом смирится.

Вот почему Господь наш Иисус Христос дал нам притчу о мытаре и фарисее. У фарисея были добрые дела, но ум его надмевался, и Бог не благословил его за это. А мытарь даже не смел поднять глаз на небо и сказал: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» И Бог за его смирение благословил его. Таким образом, мытарь вышел из храма оправданным и осененным благодатью Святого Духа.


(Продолжение следует.)


Источник: сайт Сретенского монастыря

150