Достойный преемник Крестителя Руси. Судьбоносный выбор святого благоверного князя Александра Невского и его значение для развития монашества на Руси

18 мая 2021
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор
Достойный преемник Крестителя Руси. Судьбоносный выбор святого благоверного князя Александра Невского и его значение для развития монашества на Руси


Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на XXIX Международных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (17-18 мая 2021 года).


Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Феномен личности святого благоверного великого князя Александра Невского изучается на протяжении веков светскими и церковными историками, представителями политической, общественной и культурной мысли. Бесстрашный полководец и воин, мудрый правитель, величайший стратег и дипломат, святой, принявший перед смертью монашеский постриг, – князь Новгородский, князь Владимирский, великий князь Киевский Александр Ярославич Невский является ключевой фигурой не только в истории средневековой Руси, но и всей истории восточнославянской цивилизации.

Многогранность личности и величайший вклад в историю Российского государства и общества, Русской Православной Церкви способствовали формированию целого ряда образов великого князя.

Прежде всего, это исторический образ великого князя Александра Ярославича, жившего в середине XIII века. О его внешне- и внутриполитической деятельности, недопущении экспансии коалиции европейских крестоносцев на земли княжеств Северо-Западной Руси, роли в восстановлении Руси после Батыева нашествия писали В.Н. Татищев, князь М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, И.Д. Беляев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Л.Н. Гумилев, ряд современных исследователей. Изучение времени княжения святого Александра Невского – одного из ключевых моментов истории Российского государства и Русской Церкви, времени, о котором написаны десятки монографий, сотни научных статей, ‒ продолжается и сейчас.

Не менее значимый образ – образ святости, который являет святой благоверный князь Александр, в иночестве Алексий, – защитник Православия, причисленный к лику местночтимых святых уже через несколько лет после кончины. Мощи святого князя были обретены после Куликовской битвы 1380 года, а общерусская канонизация состоялась в 1547 году. Причисление Александра Ярославича к сонму святых – это признание его заслуг не только за политические успехи. Святой князь явил в своем житии и управлении Русью совершенно новый тип православной русской героической святости, подвижничества и мученичества на самом высшем государственном посту, став олицетворением выражения заповеди любви и ревностного служения народу, оканчивающегося жертвенной смертью. Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра является примером беззаветного служения Отечеству Небесному и Отечеству земному.

Поэтому жизнь князя Александра стала для русского человека выражением княжеской святости. Именно эта идея лежит в основе всех редакций его «Жития». «Повесть о житии Александра Невского» была написана 1263‒1280 годах в Рождественском монастыре во Владимире – месте погребения князя, ставшего первым центром его церковного почитания. По убеждению Д.С. Лихачева, в создании этого произведения принимал участие преподобный митрополит Кирилл. Жизнеописание Александра Невского – произведение агиографического жанра, отражающее подвиг святости, подвиг поиска вечной жизни, то есть того, к чему призван всякий верующий человек. Важная характеристика дана Александру Невскому на самых первых страницах летописи: «Тако глаголет Господь: князи аз учиняю, священни бо суть». Житие рассказывает об эпизодах жизни святого, свидетельствующих о нем как о Божием угоднике, посвятившем себя служению высшим идеалам: моление в новгородском храме Святой Софии и благословение архиепископом Спиридоном на Невскую битву; участие в сражениях на стороне Александрова войска небесных ангелов и святых мучеников Бориса и Глеба; чудо у гроба Александра, принявшего из рук митрополита разрешительную грамоту; другие нравоучительные моменты. В письменных источниках, появившихся спустя годы и столетия после преставления Александра Невского, он называется святым, чудотворцем, блаженным, молитвенником, преподобным, благоверным, великим, угодником Божиим. Редкий правитель Руси удостаивался таких определений-титулов, обусловленных личной святостью. Верующие, молясь у гроба святого, просили: «Умоли, угодниче Божий, Владыку Христа, да будет милостив к нам, ибо знаем, чудотворче, что послушает молитв твоих!»

История почитания святого князя продолжается. Сегодня в мире, причем не только в России, но и в других странах, насчитывается более 1600 молитвенных мест, носящих имя святого Александра Невского. Более 30 величественных соборов и около 500 церквей, 8 монастырей, более 140 приделов, множество часовен, молитвенные дома – все это является свидетельством сохранения подлинной исторической памяти о христианском подвиге благоверного великого князя.

В XVIII веке был сформирован образ святого Александра Невского – борца за выход к Балтийскому морю – избранного Петром Первым в качестве символа могущественной России и духовного покровителя новой, северной, столицы России – Санкт-Петербурга. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь – ныне Александро-Невскую лавру, одну из величайших русских святынь – в который в 1724 году были перенесены мощи великого князя.

Позднее святой Александр Невский стал восприниматься как великий защитник всей Русской земли от внешней агрессии, много потрудившийся на благо Отечества. Этот образ великого государственного деятеля и полководца послужил основанием для учреждения императрицей Екатериной I ордена, носящего имя святого князя, которым награждались и военные, и государственные деятели «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». Орден был вновь учрежден в 1942 году. Тогда же, в годы Великой Отечественной войны, по призыву митрополита Сергия (Страгородского) были собраны средства на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя благоверного великого князя носили военные суда, а совсем недавно – в 2016 году – решением Святейшего Патриарха Кирилла святой Александр Невский был провозглашен небесным покровителем сухопутных войск России.

Все вышесказанное подтверждает, что жизнь и подвиги святого Александра Невского, объединяющие историю и современность, являют яркий пример деятельной любви к Богу и глубочайшего смирения перед Ним, проявленные в мужественном, жертвенном служении Церкви, земному Отечеству и людям.

В контексте сегодняшнего форума считаю важным более подробно остановиться на рассмотрении некоторых ключевых аспектов служения святого благоверного великого князя Александра Невского в разные периоды его жизни, которые позволяют называть его достойнейшим преемником святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, и сделать выводы о его роли в истории Русской Православной Церкви.

Рассматривая подвижническое служение святого Александра Невского в контексте исторических событий, происходивших на Руси в XIII веке, целесообразно привести цитату святителя Иоанна Златоуста из его «Бесед на послание к Евреям»: «Какое большое благо – вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда угрожает нам самая смерть, когда наши обстоятельства отчаянны». Эти слова емко характеризуют XIII, «черный», век в истории России, историческую эпоху тяжелейшего лихолетья, в которую святой Александр был призван Господом к великокняжескому служению. В словах святителя – и ответ на вопрос о том, благодаря чему святой благоверный князь сумел отстоять Русь. Именно поэтому служение святого Александра Невского было и остается, по слову святителя Василия Великого, «в наставление и спасение всем, которые около него».

К концу XII века, за два десятилетия до рождения святого Александра, великое и единое Киевское государство, в котором уже зародилось сознание национального единства всей Русской земли, фактически распалось на удельные княжества из-за распрей между потомками сыновей князя Ярослава, которые более не преследовали общерусских интересов, а заботились о своих местных, локальных выгодах. Некогда великий Киев, с глубоким христианским мировоззрением, созданным во многом благодаря святым подвижникам Киево-Печерской Лавры, славившийся величественными храмами, передовыми библиотеками и школами был истерзан княжескими междоусобицами и непрерывными нападениями кочевников, разорявших хозяйство и подрывавших торговлю. В результате всех этих бедствий южное население стало переселяться на север. Миссионерская деятельность монашества и русских князей, благоприятные природные условия, защищавшие северные земли от южных кочевников способствовали возвышению Северной Руси. Пришедшими с юга князьями были воздвигнуты новые русские города: Ярославль, Суздаль на реке Нерли, Владимир на Клязьме, Ростов, Переяславль и другие. Князь Андрей Боголюбский, внук Ярослава, заложил в северных непроходимых лесах, в Суздальской земле, основу нового государственно-политического образования. От Суздаля, через святого Александра и его сына святого Даниила берет начало великодержавность Москвы.

Великий Новгород – третий центр Руси – существенно отличался от Киева и от Суздаля. Город богател трудами самого населения, без особого участия княжеской власти. Эта власть сосредотачивалась в руках крупных торговцев-бояр, а верховной властью было вече.

С возвышением Суздаля в Северной Руси оказалось два центра: крепкий своей княжеской властью Суздаль и богатый свободолюбивый Новгород: началась постоянная борьба суздальских князей с новгородцами.

Для этого же периода характерно нарастание внешних угроз: с севера угрожали шведы; с запада – Литва, с востока на Русь надвигалось могучее Монгольское царство, границы которого простирались от Туркестана до северного Китая и азиатской пустыни Гоби.

Такова была исключительно трудная историческая обстановка на Руси во времена рождения святого Александра: могучие внешние враги, на юге – разрушающийся Киев, на севере – соперничающие Суздаль и Новгород. Историк В.О. Ключевский писал: «только образ Александра Невского… прикрывает ужас одичания и братского озлобления (князей). Если бы они были предоставлены самим себе, они разнесли бы Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья… Племя Всеволода Большое Гнездо вообще не блистало избытком выдающихся талантов, за исключением разве что одного Александра Невского».

Очевидно, что для спасения Руси было недостаточно обладать выдающимися государственными талантами и военной доблестью. Святой Александр с ранней юности осознал в предстоянии перед Богом глубокий трагизм своей исторической эпохи и, добровольно приняв, по примеру подвига Спасителя, свой крестный великокняжеский путь, на протяжении всей жизни остался непоколебимо верен этому пути во имя Божие.

Миросозерцание святого Александра, родившегося 30 мая 1220 года, с раннего детства развивалось в двух направлениях, типичных для суздальских князей. С одной стороны, это была Церковь и церковная жизнь, что воспитывало любовь к Церкви, к Слову Божию, ответственность перед Богом и родиной. С другой стороны, будущий великий князь приучался понимать связь княжеского двора со всем княжеством, готовился к ответственной власти и государственной самоотверженной деятельности.

В возрасте 16 лет святой Александр стал самостоятельным князем новгородским. Через год, в начале 1237 года, началось нашествие хана Батыя на Русь. Орды Батыя разрушили Рязань, Владимир, беспощадно разорили и сожгли ряд суздальских городов, взяли Переяславль и двинулись на Новгород. Святой Александр начал готовиться к обороне Новгорода, не прекращая горячих соборных молитв о спасении города. В марте Батый внезапно, в 100 верстах от Новгорода, повернул на юг, и город был спасен. Зимой 1240 года Батый снова вернулся на Русь, разгромил Киев, Владимир Волынский, всю Волынь и Галицкую Русь и двинулся на Западную Европу. Вскоре вся Русь, как и другие завоеванные страны, стала монгольским улусом и была обложена тяжелой данью.

Во время ожесточенной борьбы с монголами все северо-западные враги стали надвигаться на Русь.

Монгольское царство сокрушало Русь грандиозным размахом своих военных завоеваний, но оно не утверждало насильственно своей веры. А.В. Карташов отмечал: «внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных и диких азиатских властителей. По обычному представлению о всем азиатском, как диаметрально противоположном европейским началам свободы и гуманности, казалось бы, что для нее могли наступить времена гонения и насилий. Между тем, русская церковь, жестоко пострадав от военного варварства татар во время самого завоевания Руси и иногда подвергаясь подобным же страданиям впоследствии во время частых татарских набегов (в которых большею частью виноваты были сами же русские князья), в мирное время и под монгольским владычеством получила на законных основаниях полнейшую свободу и самые широкие льготы».

Западный мир меченосцев претендовал на духовное порабощение русского народа, на сокрушение Православия, на существенное изменение миросозерцания и внутренней жизни Руси.

Святой Александр, осознавая существенное различие опасностей, угрожавших с Востока и Запада, как русский православный князь, преемственно восприняв историческую миссию защиты Православия и Руси, принял решение отразить натиск Запада, чему и был посвящен весь первый период его военной деятельности.

В июле 1240 года шведы вторглись в новгородские пределы в устье реки Ижоры на Неве. 20-летний Александр, не имевший возможности собрать ополчение, выступил со своей дружиной, владычным полком и малым новгородским ополчением. В праздник святого равноапостольного великого князя Владимира, 15 июля, состоялась историческая Невская битва, которая стала не только символом победы русского воинского духа над немецко-шведской агрессией, но символом победы Православия над «латинством». Перед сражением святой князь молился Господу в Софийском соборе о даровании ему помощи в сражении, а после благословения епископа Спиридона, обратился к своей рати с вдохновляющими словами: «Не в силе Бог, а в правде! Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» В этом легендарном призыве Александра Невского жестко противопоставляются сила и правда. Это противопоставление обусловлено новозаветным контекстом высказывания. Вспомним слова апостола Павла: Посмотрите братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:26–27). Важно также отметить, что в контексте русской средневековой мысли сила рассматривалась как нечто земное и человеческое, а правда – как Правда Божия и истинная вера. Таким образом, это высказывание свидетельствует о глубине и искренности веры в Бога святого князя, убежденного, что Господь может даровать победу по силе веры, в данном случае, силе веры князя и его войска. Натиск шведов был отражен. Разгром шведов в Невской битве, благодаря которому святой Александр вошел в историю Руси победоносным князем, не затмили в душе великого князя его благодарности Богу: согласно «Житию», он направился в Софийский собор, славя Святую Троицу за одержанную победу.

Второе знаменитое сражение произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года, когда ливонцы объединились с Тевтонским орденом, чтобы нанести сокрушительный удар Руси и Православию. Несмотря на преобладавшие силы врага, святой Александр одержал решительную победу благодаря, как следует из «Жития», своей несокрушимой вере, чудесной помощи Божией, помощи святых мучеников Бориса и Глеба, ангельского мира. Благодаря мужеству, мудрым стратегическим приемам и крепкой сплоченности новгородской рати вокруг князя.

Таким образом, в самое тяжелое время монгольского нашествия на Русь святой благоверный князь отстоял самобытность Руси в битвах с западными врагами на Неве и на Чудском озере. К 1245 году святой Александр Невский добился и окончательной победы над Литвой, обеспечив Руси мир на долгое время.

В контексте рассмотрения первого периода княжения святого Александра необходимо отметить попытки обращения благоверного князя в католичество, предпринятые папой Иннокентием IV в 1248 году. Рим хотел использовать разорение Руси монголами и надеялся добиться согласия русских князей на унию и признание власти папы, обещая крестовый поход с западным рыцарством на монголов. Приняв легатов, князь, согласно «Житию», выслушал папских послов, объяснил им, что знает Писание не хуже католиков, закончив свою речь знаменитой фразой «от вас учения не приемлем».

Так завершился первый период деятельности святого Александра, направленный на победоносную борьбу с Западом ради защиты Православия и Руси от всех западных врагов: шведов, меченосцев, Литвы и Рима.

Второй период деятельности святого Александра Невского характеризуется обращением всех сил на борьбу с Монгольским царством.

Согласно закону, установленному Батыем, все русские великие князья должны были получать ярлыки на княжение в Орде. После смерти отца, князя Ярослава Всеволодовича, в 1246 году святой Александр и его брат Андрей были вызваны в Орду для получения ярлыков на княжение. Согласие или отказ приехать в Орду означали мир или войну с монголами. Народ ожидал от непобедимого князя отказа. Святой князь, осознавая невозможность противостояния разоренной и ослабленной непрерывными войнами Руси, с величайшим смирением Богу и ответственностью в несении креста княжеского служения решает ехать в Орду. Этот подвиг смирения сделал возможной будущую победу над монголо-татарами, свершившуюся уже в эпоху преподобного Сергия Радонежского и великого благоверного князя Димитрия Донского.

Зная о требованиях монголов пройти через огонь для очищения и поклониться идолам и готовясь, по примеру святого князя Михаила Черниговского и святого боярина Федора, к мученической смерти за исповедание православной веры, князь Александр, благословленный митрополитом Кириллом на страдания за Христа, двинулся в Орду к Батыю. Летописи описывают отказ святого поклониться идолам и его встречу с Батыем: великий князь подошел к Батыю, поклонился ему четырехкратно по монгольскому обычаю и сказал: «Царь, тебе поклоняюсь, поскольку Бог почтил тебя царством, а твари не поклоняюсь, только Единому Богу, Ему же служу и чту Его». Трудно установить истинную причину милости Батыя, который отпустил святого Александра со словами: «Истину мне сказали, что нет подобного ему князя». Благоверный князь получил ярлык на великое княжение Киевское, а его брат Андрей – на великое княжение Владимирское.

Вскоре, в 1252 году, после неудавшегося мятежа Андрея против монголов и его бегства в Швецию, святой Александр Невский стал великим князем Владимирским.

Во Владимире Александр жил размеренным княжеским бытом своих отцов и дедов. Новый духовный и творческий этап в его жизни и деятельности развивался в двух направлениях: с одной стороны, великий князь восстанавливал разрушенные города и храмы, строил новые укрепления на территории Руси, возрождал своими беседами и деяниями упавший дух народа. С другой стороны, он разрабатывал и осуществлял новый план восточной политики.

В первом направлении своей деятельности во Владимирский период святой Александр проявляет себя как созидатель и мудрый управитель всей Русской земли. Только здесь он впервые смог осуществлять подлинное княжеское служение, понимание которого сложилось под влиянием Церкви еще в Киевской Руси, затем усовершенствовалось в Суздальской земле и, наконец, перешло в Москву. Наиболее полно смысл княжеского служения отражен в послании преподобного Кирилла Белозерского Московскому великому князю Василию Димитриевичу. Это послание целесообразно процитировать, поскольку оно, несмотря на то, что написано гораздо позднее времени княжения святого Александра Невского, отражает его миросозерцание и путь, по которому великий князь следовал в течение жизни: «Ты же… сам, Бога ради, внемли себе и всему княжению твоему, в немже тя постави Дух Святый пасти люди Господня, еже стяжа честною си кровию. Якоже бо великия власти сподобился еси от Бога, толиким болшим воздаянием должен еси. Воздай же убо Благодетелю долг, святыя Его храня заповеди, всякаго укланяясь пути, ведущаго в пагубу. Якоже бо о кораблех есть: егда убо наемник, еже есть гребец, соблазнится, мал вред творит плавающим с ним; егда же кормчий, тогда всему кораблю творит пагубу. Такоже… и о князех: аще кто от бояр согрешит, не творит всем людем пакости, но токмо себе единому; аще ли же сам князь согрешит, всем людем, иже под ним, сотворяет вред. Ты же, господине, со многою твердостию храни себе в добрых делех… Возненавиди, господине, всякую власть, влекущую тя на грех, непреложен имей благочестия помысл и не возвышайся… временною славою... Занеже… ни царство, ни княжение, ни иная кая власть не может нас избавити от нелицемернаго суда Божия. А еже… возлюбити ближняго себе и утешити душа скорбящая и озлобленыя много поможет на страшнем суде Христове…»

В этом древнерусском понимании княжеского служения знаменательно его «воцерковление», когда за исполнение князем государственных дел признается религиозное значение, поскольку мир не оторван от полноты бытия, заключенного в Церкви, но сопричастен ему. Поэтому религиозный долг каждого человека, и особенно князя, заключается в том, чтобы сделать невоцерковленный мир причастным Церкви. Так, например, преподобный Кирилл Белозерский писал князьям о том, что праведное исполнение мирского княжеского делания в очах Божиих выше молитвы и поста. Церковь благословляет государство и его цель: ограждение от зла на земле и хранение правосудия, то есть, устроение государства на основе Божественной Правды, что ведет вверенных Богом князю людей ко спасению. Именно в такой трактовке подлинного княжеского служения лежит основа понимания ратных подвигов, деяний, жертвенной любви, смирения и святости Александра Невского.

По сути, во Владимирский период деятельность святого Александра сводилась к улучшению и укреплению церковной жизни на Руси в государственном масштабе.

Восточная политика святого Александра была направлена на предотвращение мятежей измученного монгольским игом народа. И великий князь, беря мученический крест ответственности за всю Русь, становится «наместником Монгольского Царства на Руси», что означает полное внешнее повиновение монголам, требующее предельного смирения и самоотвержения. Таким образом, святой князь предотвращает мятежи и монгольские нашествия, восстанавливая внутреннюю силу Руси. В этой связи необходимо упомянуть проведение переписи населения, когда святой Александр для предотвращения кровопролития был вынужден сам впервые ввести монголов в свободный Новгород, сослав своего сына Василия, не подчинившегося приказу монголов, и наказав виновных новгородцев. Не понятый народом, ближайшим окружением, переживая ропот и открытое противодействие братьев и сына, святой Александр был исключительно одинок на своем пути Божией Правды. Поддержку в государственном служении в этот период святой князь получал только от митрополита Кирилла, трудами которого был получен первый особый ярлык, освобождавший все православные церкви, монастыри и духовенство от наложения дани и предоставлявшего им особые права и льготы. Главным делом преподобного Кирилла было учреждение в 1261 году отдельной, Сараевской, епархии на территории Монгольского царства для русских пленных в Орде.

Завершение княжеского служения святого Александра Невского было ознаменовано еще одним подвигом благоверного князя. В начале 1262 года было поднято народное восстание, во время которого восточные купцы – новые беспощадные собиратели монгольской дани, были изгнаны из Владимира и других суздальских городов. Еще одной причиной восстания стало требования выставить русские войска на стороне монголов в их борьбе с персами. Святой Александр, смирив себя до последнего предела, поехал в Орду. Проведя там почти целый год, князь сумел добиться не только прощения за мятеж, но и освобождения от воинской повинности. Осенью 1263 года тяжело заболевший святой Александр прибыл на Русь, где вскоре умер, будучи перед кончиной посвящен в схиму с именем Алексий.

Резюмируя вышеизложенное, считаю важным определить доминанты служения святого благоверного великого князя Александра Невского как преемника святого равноапостольного великого князя Владимира.

Мы называем святого князя Владимира Крестителем Руси, определившим цивилизационный выбор и стоявшим у истоков созидания Русского мира, главным стержнем которого является воссиявшая на Руси вера Христова. Святой Владимир, подобно святым апостолам, нес Благовестие до края земли (Деян. 1:8) и ввел свой народ в Церковь Христову. Продолжая апостольский подвиг, святой князь Александр, соделавшись светилом в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15) стал «вождем к Небесем стада своего христолюбиваго», сохранив православную веру и став государем земной отчизны, которую святитель Филарет, митрополит Московский, называет блаженной, ибо она «доставляет своим гражданам средства достигать Отечества Небесного».

Крещение Руси стало началом формирования русской национальной общности, объединившей в едином духовном пространстве Церкви Христовой различные племенные сообщества и социальные слои. Впервые мы можем говорить о само-сознании русского народа как единого народа, единой нации – «народа Божия». Другой стороной этого процесса было формирование русской христианской государственности и системы церковно-государственных отношений. XIII век стал тем ключевым моментом, когда русская государственность, основы которой были надорваны княжескими междоусобицами и внешними угрозами, получила новый, мощный импульс развития. Благодаря княжескому служению святого Александра Невского были заложены основы формирования Московского государства, благоверный князь сумел сохранить национальную идентичность русского народа и продолжить созидание Русского мира, став основоположником альтернативной политики Московского государства XIV–XVII веков, сущность которой состояла в следующем: меч – Западу, мир – Востоку.

Еще один аспект, в котором святой Александр Невский проявил себя достойнейшим наследником великого князя Владимира, – созидание культуры русского народа. Культурный перелом языческой Руси, явившийся следствием принятия христианства, стал началом формирования русской православной культуры, которая строилась в соответствии с христианскими идеалами и нормами и уже спустя менее чем два столетия после Крещения Руси переживала необычайный расцвет в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе. В страшном XIII веке многие русские города были разорены полчищами Орды, с лица земли были сметены величественные храмы и монастыри. Сохранение Православной Церкви, как главной носительницы русской культуры, неустанное созидание городов и храмов в годы княжения святого Александра Невского обусловило дальнейшее развитие православной культуры и позволило нам стать наследниками ее шедевров домонгольского периода.

Все рассмотренные грани преемства между святым князем Владимиром и святым князем Александром Невским имеют в своей основе Православную веру. Выбор, сделанный этими святыми великими князьями в разные исторические эпохи, повлиял на судьбу всей Русской земли и сформировал историческое лицо нашего Отечества – то, что мы называем Святою Русью. И если святой князь Владимир создал основание, на котором воздвигнут тысячелетний собор православной веры, российского государства и русской культуры, то святой князь Александр, «ношению креста в последовании Христу нас научивый», сумел сохранить эту фундаментальную цивилизационную основу российского общества и государства в годы лихолетья, определив на столетия вперед горизонты духовного, политического, социально-экономического и культурного развития нашей Родины.

В завершение выступления приведу цитату из проповеди святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого): «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если всё, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Убежден, что общенациональное празднование 800-летнего юбилея святого благоверного великого князя Александра Невского будет способствовать осмыслению жертвенного подвижнического служения этого святого угодника Божия. И через это осмысление, через стремление к подражанию его подвигу все мы – граждане великой России – будем способны в том служении, на которое призвал каждого из нас Господь, и в любых, самых сложных жизненных обстоятельствах, сохранять историческое и культурное наследие России и единство русского народа.

_____________________________________

Источники и литература

1. Акафист Святому Благоверному великому князю Александру Невскому, в иноцех Алексию. М.: Общество памяти игумении Таисии, 2013.

2. Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия, 2003.

3. Богданов А.П. Александр Невский – прародитель и нравственный фундамент Российского государства // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (12). С. 15‒29.

4. Богданов А.П. От вас учения не приемлем. О попытках обращения в католичество святого благоверного князя Александра Невского// Журнал Московской Патриархии. 2021. № 3. С. 48‒73.

5. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VI в. – настоящее время).Кн. 5 / 2: Русский мир – двенадцать веков. Ч. 3: Влияние Русской Православной Церкви на формирование и развитие Русского мира. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017.

6. Веретельников А., священник. К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского // Портал Православие.ru,1 2.09.2011 // Эл. публикация https://pravoslavie.ru/48583.html

7. Ершова И.И. Православие на Руси и в России // История религии: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

8. Житие Александра Невского: Редакция, составленная Псковским пресвитером Василием // Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. – М., 1915.

9. История русской литературы X‒XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева. Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Электронная библиотека «Infolio» // Эл. публикация http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/2_5.html

10. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М.: Издательский дом «Познание», 2019.

11. Клепнин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М.: «Стрижев», 1993.

12. Кузьмин А.В. Эпоха Александра Невского и Золотая Орда //Электронный научно-образовательный журнал «История». Выпуск «Трудные вопросы истории», 2019. // Эл. Публикация https://ras.jes.su/history/s207987840001940-3-1

13. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007.

14. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Святой благоверный великий князь Александр Невский – ревнитель и защитник православной веры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 9‒20.

15. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. / Седмица.RU. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» // Эл. публикация https://www.sedmitza.ru/lib/text/436227/

16. Семенков В.Е. «Не в силе Бог, но в правде…». Комментарий к известному высказыванию Александра Невского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 3. С. 183‒189.

17. Смолич И.К. Русское монашество, 988‒1917. / Седмица.RU. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» // Эл. публикация https://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/

18. Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского. Подготовка текста, перевод и комментарии Г.М. Прохорова / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4991

19. Федорова Ю.Ю. Мотивы мученичества и исповедничества в русской агиографической традиции, посвященной святому благоверному князю Александру Невскому // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 38–47.


Источник

42