Вечером 20 марта Патриарший Экзарх совершил иноческие постриги в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре города Полоцка

21 марта 2022

33-Постриг.jpg

Вечером 20 марта 2022 года митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси возглавил Пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в городе Полоцке.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители, а также насельник Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря игумен Макарий (Горчанюк). Диаконский чин совершил клирик Полоцкой обители протодиакон Антоний Каменков.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

Проповедь после чтения Евангелия произнес духовник обители протоиерей Иоанн Гаврильчик.

По завершении Пассии в Евфросиниевском храме Полоцкого монастыря состоялись иноческие постриги. Патриарший Экзарх совершил пострижение в мантию трех рясофорных насельниц обители: инокини Елены (Щеголевой) с наречением имени Павла в честь святой мученицы Павлы, Византийской девы; инокини Людмилы (Шантор) с наречением имени Романия в честь преподобного Романа Сладкопевца и инокини Анастасии (Романовской) с наречением имени Макария в честь преподобномученицы Макарии (Сапрыкиной).

Затем состоялось пострижение в рясофор послушницы Людмилы Павловей с оставлением прежнего имени. Владыка также облачил в послушнические одежды двух трудниц обители: Елену Гущу и Надежду Шейкину.

По завершении пострига владыка Экзарх обратился к новопостриженным монахиням со словом назидания:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю Вас, дорогая матушка, сестры-новопостриженицы, сестры святой обители, с состоявшимся постригом.

Постриг в обители – это всегда праздник, радость, но, вместе с тем, и большая ответственность. В чине оглашения, которое предшествовало самому постригу, задаются вопросы, которые побуждают осознать, к чему приходят желающие принять монашеский постриг, от чего отрекаются и к чему обещают стремиться. Им ничего не обещается из благ земных, помимо скорбей, трудностей, поношений, холода, зноя, жажды и так далее. Обещается только возможность наследовать Царство Небесное, последовав примеру Самого Спасителя, Матери Божией и преподобных жен, в подвиге молитвы и поста просиявших.

Вместе с тем, из творений святых отцов мы заключаем, что жизнь каждого христианина должна строиться по образу монашеской жизни. Должен наступить такой момент, когда человек решительно говорит о готовности изменить свою жизнь. И тогда начинается внутренняя глубокая работа над собой, которая с трудом, с переживаниями, с неудачами, но все же приносит добрый результат.

Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит о том, что желающие духовно преуспевать, первое время испытывают много скорбей от того, что у них ничего не получается. И чем больше они стараются, тем больше убеждаются в том, что они ничего не делают так, как должно, и скорбью, и тревогой охватываются сердца их. Но этот этап надлежит пройти, чтобы душа смирилась и убедилась в том, что без Бога не может “творити ничесоже” (Ин. 15:5).

В этот период душа пребывает в трудах, в смятении, и лишь потом приходит упокоение и наступает мир, который уже ничто не может забрать у человека. Как учит святой апостол Павел: “Кто отлучит нас от любви Божией?” (Рим. 8:35), от мира Божия, радости от Господа? Апостол продолжает: “скорбь, или теснота, или гонение…” (Рим. 8:35) – ничто не может отлучить человека, ставшего на путь подвига, от любви Христовой. Причем, этим путем проходят и монашествующие, прежде всего, и миряне. И вне зависимости от чина, достигает цели лишь тот, кто со всей решительностью, с усердием, внимая наставлениям святых отцов, будет проходить этот подвиг.

В монашеском постриге подается благодать, но, вместе с тем, враг еще больше одолевает. Если первое время благодать хранит, то в последующее время человек не узнает себя и чувствует великую скорбь, видя свое несовершенство. И важны не монашеские одежды сами по себе, а то настроение, с которым человек приступает к монашескому деланию.

Вспоминается удивительная история, которая имела место сравнительно недавно на острове Кипре. Одна юная отроковица жила в деревне, где раньше был монастырь. Обитель та называлась обителью Госпожи Ангелов – обителью Божией Матери. Потом монастырь пришел в запустение. Однажды, когда она пасла скот, она услышала голос Божией Матери, Которая говорила о том, что хочет, чтобы здесь была возрождена обитель. Отроковица пришла к своим родителям и сказала им об этом. Они удивились, но поскольку она очень настаивала на том, что хочет жить монашеской жизнью, родители направили ее в один монастырь, в котором она обучалась этому. И потом, в возрасте двадцати лет, вернулась к себе на родину и поселилась на том месте, где раньше был монастырь.

Но местные жители, которые захватили земли бывшего монастыря, не хотели, чтобы возрождался монастырь и поэтому всячески вредили этой юной подвижнице: разрушали дом, в котором она жила, устраивали пожар, избивали ее, прогоняли. Но она держалась за это место, пребывая в подвиге, причем, она еще не была пострижена в монашество.

Ее изгнали из этого места, но она вышла за ограду и поселилась в дупле старого дерева, в котором еще и сверху имелось отверстие, куда попадали и снег, и дождь. Она замерзала там и, казалось, готова была умереть, но благодать Божия хранила ее. Порой люди, проезжая мимо, видели какой-то свет, который исходил из этого дерева и думали, что она, к тому же, еще занимается и колдовством, что было поводом к дополнительным нападкам.

Две зимы она прожила в стволе этого дерева и вернулась на место своего подвига, где постепенно стала устраиваться обитель. К ней пришли послушницы, которые следовали ее удивительному примеру незлобия, кротости, терпения, усердия в молитве, несмотря на то, что ее уже одолевали многие болезни. В монашество она была пострижена совсем незадолго до своей блаженной кончины, претерпев много препятствий и клеветы со стороны людей. Приняв постриг, эта подвижница вскорости упокоилась. На месте, где положили ее тело, утружденное многими подвигами, стали происходить чудеса. В день ее упокоения один священник совершил панихиду и положил цветок на ее могилу, а вечером опять оказался там и увидел, что цветок не завял, хотя жара была около сорока градусов. Люди стали брать камешки с могилки подвижницы, получая исцеления и благодатную помощь. И сейчас, когда она еще не прославлена полным чином, ее почитают, как святую и именуют святой Анастасией-босоножкой, потому что она ходила босыми ногами после явления ей Божией Матери. Увидев, что Матерь Божия ходит босиком, она также стала летом и зимой ходить босиком.

Эту удивительную подвижницу готовят в ближайшее время к канонизации в Кипрской Церкви. Здесь мы видим, как ни одежда ее, ни даже произнесенные обеты и внешняя сторона делали ее настоящей подвижницей, монахиней. Она стала для многих наставницей, оставаясь при этом простой послушницей.

Пусть вас, дорогие сестры, этот пример и размышления о произнесенных обетах вдохновляют на монашеском пути. И у тех, кто принял ранее монашеский подвиг, пусть сегодняшний совершенный постриг также обновит первые обеты. Тот, кто находится на пути к монашеской жизни, пусть размышляет об этом, вдохновляясь выше обозначенным примером.

А вам, сестры, принявшие постриг, пусть те святые, через которых вы приняли имена, будут ориентирами, наставниками и помощницами на вашем пути, да добрый плод принесете Господу. И, как говорилось, оценена ваша жизнь будет не по тому, что вы обещали, а “яже сотворил еси”. Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас».



Источник: сайт Полоцкого монастыря


Возврат к списку

138