В день Преображения Господня в Полоцком монастыре отметили престольный праздник одного из древнейших храмов Беларуси

19 августа 2022

e1.jpgСпасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря. Архивное фото

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре города Полоцка молитвенно почтили престольные торжества монастырского храма, освященного в честь Преображения Господня.

Престольные торжества в обители начались накануне праздника Преображения, 18 августа. В Крестовоздвиженском соборе священнослужители монастыря совершили малую вечерню с акафистом Иисусу Сладчайшему. Затем последовало праздничное всенощное бдение, которое возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик.

Диаконский чин праздничных богослужений совершил протодиакон Антоний Каменков. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

За богослужениями молились настоятельница Полоцкого монастыря игумения Евдокия (Левшук) с сестрами и многочисленные паломники.

19 августа, в праздник Преображения Господня, в монастыре было совершено две Божественные литургии.

Раннюю литургию в Евфросиниевском храме обители возглавил клирик монастыря игумен Афанасий (Ванкевич). По завершении литургии иерей Александр Макаров в древнем Спасо-Преображенском храме совершил праздничный водосвятный молебен.

Позднюю Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе обители возглавил протоиерей Иоанн Гаврильчик.

По запричастном стихе отец Иоанн обратился к молящимся с проповедью:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, святая Церковь торжественно вспоминает события Преображения Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Сегодня мы слышали Евангельское чтение, которое нам передает об этом славном событии следующее: когда Христос восхотел взойти на гору помолиться, Он взял с Собой троих ближайших учеников “Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17:1-2). Апостолы испугались и “пали на лица свои” (Мф. 17:6). Тогда явились Моисей и Илия, беседовавшие со Христом об исходе Его, которое должно было совершиться в Иерусалиме. И вдруг осенило их облако, и из облака был глас, который говорил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Мф. 17:5). После этого, когда Господь коснулся учеников, они увидели только одного Иисуса, Который сказал: “не бойтесь… И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых” (Мф. 17:7-9).

Это событие, которое произошло на горе Фавор, относится и к нам, братья и сестры, а не только к ученикам и апостолам, которых взял с Собой Господь. Да, Преображение не спасло апостола Петра от страха и отречения, но положило основу его глубокой веры. Преображение помогло ему раскаяться. Преображение дало ему силы принести Господу искреннее покаяние и стать великим апостолом, провозвестником Евангельской истины. Ведь ученикам нужно было уразуметь вольное страдание Христа. Ученикам нужно было глубоко познать сладость общения с Господом. И вот в этом видении Преображения Господь показал им Свою славу, Свое Божество настолько, насколько они могли, как люди, вместить в себя, настолько, насколько они могли претерпеть эту славу. И это Преображение помогло им в дальнейшем идти и проповедовать всему миру о том, что Христос есть “воистину Отчее сияние”.

Христос на горе Фавор являет Свою Божественную славу, чтобы укрепить Своих учеников и апостолов на дальнейшее служение, потому что им предстояло еще много и много претерпеть, понести много скорбей и лишений в этой земной жизни. И Господь, приоткрыв им эту Божественную славу, укрепляя их этим, показывает, что и их, а также и нас с вами, братья и сестры, ожидает то блаженство, та неизреченная слава в будущей вечной жизни, которая открыта и доступна всем, верующим и любящим Бога, исполняющим Его святые заповеди. И Господь на горе Фавор приоткрывает для всех эту Божественную славу, которая и нас всех ждет в будущем.

Поэтому будем, братья и сестры, в этот день праздника Преображения молиться преобразившемуся Христу о том, чтобы и нам воссиял, грешным, Свет Его присносущный, чтобы и нам сподобиться некогда вечной блаженной жизни вместе со Христом, со святыми апостолами и всеми святыми. Аминь».

В завершение Божественной литургии состоялся крестный ход с праздничной иконой Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Согласно древней благочестивой традиции, после ранней и поздней литургий был совершен чин освящения плодов, приносимых православными верующими в храм в знак благодарности Богу за новый урожай.

После крестного хода состоялась праздничная монастырская трапеза с чином о Панагии.


hr.svg.png


Спасо-Преображенский храм Полоцкой обители по праву считается жемчужиной восточнославянской архитектуры. Он был возведен по благословению преподобной Евфросинии, игумении Полоцкого монастыря, и расписан около 1161 года. Это шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками. На втором этаже храма находятся хоры, по обеим сторонам от которых располагаются крестообразные в плане келии.

Преображенский храм – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью, от подошвы стен до купола, сохранилась фресковая роспись. Как полагают исследователи, замысел тонко и глубоко продуманной иконографической программы тоже принадлежит преподобной Евфросинии.

По словам художника-реставратора В. Д. Сарабьянова (†2015), главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, «система декорации церкви, подбор сюжетов, их взаимосочетание и в целом вся иконографическая программа содержит множество индивидуальных черт и особенностей, за которыми, вне всякого сомнения, стоит личность преподобной Евфросинии Полоцкой, ее вера, молитва, знания и убеждения».

До недавнего времени фресковая роспись была скрыта под наслоениями поздних штукатурок, записей, покрасок, копоти, а также исцарапана многочисленными граффити. Первые пробные раскрытия стенописи проводились в 1929-30 годах, затем в 1950-70 годы.

В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация, которую возглавил минский художник-реставратор высшей категории В. В. Ракицкий. Он начал расчистку фресок из-под многослойных масляных записей, сделал подробные обмеры храма, которыми пользуются нынешние исследователи. Но из-за недостатка квалифицированных кадров работы шли очень медленно.

В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора высшей категории В. Д. Сарабьянова, имеющие огромный профессиональный опыт. Проект реставрации Спасо-Преображенской церкви предусматривал реставрацию сохранившихся и консервацию уже открытых фресок XII века, а также восстановление масляной живописи XIX века для ее отдельного экспонирования. Российскими реставраторами была разработана уникальная методика отслоения масляной записи XIX века, которая также представляет огромную историко-художественную ценность. Изображения отслаивались целым пластом и переносились на новую основу. Эти полотна сейчас представлены в Художественной галерее города Полоцка.

С 2009 года к работам были привлечены специалисты из ОАО «Белреставрация» (Минск) под руководством Ю. И. Малиновского. В своей работе они успешно применяют специальные методики, технологии раскрытия и консервации древней стенописи, которые использовались российскими коллегами.

Благодаря примененной оригинальной технологии по отслоению масляной живописи, древние фрески XII века предстали перед нами почти в полном объеме. Они открывают современному человеку внутренний мир ее заказчика и автора – преподобной Евфросинии Полоцкой. Спасо-Преображенский храм включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.



Источник: сайт Полоцкого монастыря


Возврат к списку

148