Из небытия возрождается знаменитый Тадулинский Успенский монастырь в деревне Слобода Витебского района

03 сентября 2021

2g.jpg

28 августа 2021 года в Тадулинском женском монастыре Успения Пресвятой Богородицы (Витебская епархия) состоялись престольные торжества. Множество паломников собралось в этот день в обители, чтобы разделить с сестрами радость праздника. В этом году для них на холме у храма и во дворе трапезной были установлены большие палатки, которые вместили всех богомольцев и укрыли их от непогоды.

В два часа дня в монастырь прибыла икона святого благоверного великого князя Александра Невского с частицей его святых мощей. В ближайшем будущем планируется восстановить монастырский храм в его честь, который существовал здесь ранее.

7.jpg

А ровно 10 лет назад, 28 августа 2011 года на холмах возле деревни Слобода Витебского района, где сохранились каменные руины древнего монастыря, был совершен первый молебен в возрождающейся обители.

Обитель, основанная в 1742 году, имеет богатую историю и тесно связана с трокским воеводой Тадеушем Огинским, который, к слову говоря, был дедом всемирно известного композитора Михала Клеофаса Огинского. В 1735 году он приобрёл у своего крестного отца имение Вымно, ставшее его резиденцией «Двор Тадулин» (то есть Тадеуша). В 1740 году воевода построил вблизи своей усадьбы деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и поместил в ней образ Девы Марии, который впоследствии считался чудотворным. А в 1743 году Тадеуш Огинский основал здесь монастырь, построил большой каменный собор в честь Успения Богоматери. Впоследствии сестры построили и двухэтажный каменный монастырский корпус с тёплой церковью святого Александра Невского.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь практически сразу же упразднили. Икона исчезла в 1938 году, когда из этого места уходили последние монахини. Во время Великой Отечественной войны монастырский собор Успения Пресвятой Богородицы был взорван немцами при отступлении. К середине 1960-х годов здесь практически ничего не осталось — только разрушенный подвал, где местные жители затем хранили продукты.

42.jpg

4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении монастыря на том же месте, где он был раньше. Как монастырь возрождался и живет сейчас, поговорили с игуменией обители монахиней Иларией (Болт), которая начинала послушание в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Самое интересное, признается матушка, что до этого времени она ничего не слышала о Тадулинском монастыре.

16.jpg

Матушка Илария вспоминает, как впервые приехали сюда с архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием. Состояние участка восторга не вызвало. Все было заброшено, замусорено. Зато место, по словам игумении, поразило какой-то внутренней тишиной.

С помощью местных жителей обнаружили могилы монахинь, которые первым делом облагородили. Все они безымянные за исключением места упокоения игумении Аристоклии (Маевской), дочери генерала Петра Маевского. Ее могилу помогли отыскать сельчане. Игумения Аристоклия скончалась в 1909 году и была похоронена вблизи храма. Еще есть надгробный камень с утраченной могилы, надпись на котором гласит, что он был установлен на захоронении жены священника Марии Гальковской, умершей в 1896 году. Надгробие удалось найти благодаря местному жителю Михаилу Лабковичу. Он же в зарослях сирени обнаружил соборный крест старой обители. Его установили на холме, когда еще не было монастыря. Хотели даже сделать надпись: «Господи, прости, что не уберегли твою святыню».

44.jpg

Пока не было где жить, обосновались на подворье в районе агрогородка Вороны, там построили небольшой монастырский домик. Это была как стартовая площадка. Через четыре года, когда окрепли, перебрались в Слободу, где на горе уже построили часовню в честь Успения Божией Матери.

За это время построили и сестринский корпус. Есть гостиница для паломников, чтобы они могли отдохнуть после долгого пути. Размещают и тех, кто хочет потрудиться в монастыре.

Сейчас в обители проживают 13 человек. Кроме самой настоятельницы, это схимонахиня, три монахини, пять инокинь и три послушницы. Три дня в неделю совершаются службы со священником. В остальное время сестры молятся самостоятельно и утром, и днем, и вечером.

45.jpg

Прежде чем стать монахом, человек должен пройти несколько ступеней. Вначале надо стать при монастыре трудником, затем послушником. Первая степень монашества — инок, за которого возносятся особые молитвы, чтобы Господь укрепил человека на дороге к нему. И только затем можно принять монашеский постриг. Это очень непростой путь. Игумения Илария говорит, что за 10 лет приняли постриг только две сестры.

Монахини ведут не только духовную жизнь. Сестры за послушание занимаются монастырским хозяйством. На огороде выращивают корнеплоды и другую продукцию. Собирают травы, заготавливают иван-чай. Практически сами снабжают себя продовольствием. В магазине покупают только крупу, масло, сахар. Да еще пока не пекут сами хлеб.

43.jpg

Уже три года, как в хозяйстве есть своя коровка. С самого начала завели пасеку. Всего хватает на насущные нужды, излишки же реализуются через церковные киоски в Витебске. Многим горожанам полюбились монастырский мед, различные травяные сборы и специи.

С местными жителями, которых здесь не так много, сложились хорошие отношения. Люди всегда откликаются, если надо помочь.

В ближайших планах игумении Иларии — восстановление храма Александра Невского. Уже закончены проектно-изыскательские работы. Пока нет финансовых и иных возможностей провести раскопки территории. Это дело перспективы.

Главное, что возрождающаяся обитель органично вписалась в намоленное за столетия место, где, говоря словами классика белорусской литературы Владимира Короткевича, «Бог жыве».

12-1.jpg



Источник: по материалам сайта Тадулинского монастыря
и газеты «Витьбичи»


Возврат к списку

133