24 августа исполнилось 20 лет со дня смерти духовника возрожденной Полоцкой обители протоиерея Михаила Буракова (†2002)

25 августа 2022

2-.jpg

24 августа 2022 года исполнилось 20 лет со дня кончины протоиерея Михаила Романовича Буракова (1924-2002), который с 1991 по 2002 год являлся духовником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря. Монастырский сайт публикует архивные документы и воспоминания современников батюшки, свидетельствующие о его любви к ближним, духовном попечении о сестрах обители, стремлении жить по Евангельским заповедям.


Среди документов, находящихся в архиве Минского епархиального управления и в Государственном архиве Витебской области сохранилась автобиография отца Михаила за 24 марта 1987 года. Приведем ее полностью.

Автобиография священника
Буракова Михаила Романовича

«Родился я 6-го сентября 1924 года в деревне Шеметовка Коковчинского сельского совета Сенненского района Витебской области в крестьянской семье.

В 1941 году окончил 7 классов Ледневичской неполной средней школы. В связи с нападением на нашу страну фашистской Германии дальнейшая моя учеба была приостановлена. Во время Великой Отечественной войны находился дома, с родителями занимался сельским хозяйством. Осенью 1943 года вместе с односельчанами был угнан немцами на работу (копать окопы). Перед освобождением сбежал домой.

1.jpgПротоиерей Михаил Бураков, 1987 г.

После освобождения (в июне 1944 года) был призван в ряды Советской Армии. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии, Литвы, в обороне на подступах к Восточной Пруссии, в дальнейшем наступлении Советских войск в Восточной Пруссии. Имею два ранения: легкое и тяжелое.

После излечения в связи с тяжелым ранением с апреля 1945 года до демобилизации (декабрь 1946 года) служил в нестроевых частях. Участвовал в демонтаже заводского оборудования на территории Германии. В связи с открытием раны был направлен на излечение в госпиталь. В госпитале (г. Заган) исполнял обязанности регистратора больных в приемной, заведующего клубом и в течении нескольких месяцев перед демобилизацией – медстатистика госпиталя.

После демобилизации с января по апрель месяц 1947 года работал в должности ученика бухгалтерии Богушевского райпромкомбината. В том же году поступил учиться в Смиловичский сельхозтехникум на отделение бухгалтерии. После окончания техникума с сентября 1950 года по сентябрь 1956 года работал преподавателем в Глубокской и Витебской (поселка Хотиничи) одногодичных сельхозшколах. В Глубокской сельхозшколе исполнял обязанности заведующего учебной частью.

В связи с реорганизацией сельхозшкол в октябре 1956 года переехал на родину, на местожительство своих родителей – поселок Яново Сенненского района. Работал бухгалтером киноустановки завкома Богушевского спиртзавода, а затем с марта 1957 года по ноябрь 1979 года – в должности старшего экономиста спиртзавода.

В 1959 году окончил заочно учетно-экономический факультет Белорусского государственного института народного хозяйства имени В. В. Куйбышева.

После получения духовного сана 16 декабря 1979 года по январь 1980 года исполнял обязанности настоятеля Свято-Покровской церкви села Осиногородок Поставского района Витебской области.

В настоящее время (с февраля 1980 года) – настоятель Спасо-Преображенской церкви поселка Смольяны Оршанского района Витебской области.

Священник М. Бураков
24 марта 1987 года.»


В 1987 году, когда была написана автобиография, отец Михаил учился в 3-м классе Московской духовной семинарии на секторе заочного обучения.

С 1991 по 2002 год он являлся клириком, а затем духовником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Скончался 24 августа 2002 года. Погребен на монастырском кладбище.

В летописи Полоцкой обители мы читаем:

«24 августа 2002 года в 16.45 ушел из земной жизни духовник обители протоиерей Михаил Бураков. В этот день перед смертью батюшка причастился Святых Таин. В праздник Преображения Господня отец Михаил провел в храме свою последнюю исповедь.

За несколько лет до смерти у батюшки открылись на ногах старые раны, которые он получил во время Великой Отечественной войны. Возили батюшку на коляске, так как он пребывал уже почти без движения.

До последних своих дней отец Михаил держался строгого поста и молитвы. В понедельник, среду и пятницу он вкушал пищу без растительного масла и только после трех часов дня. Никому не отказывал в исповеди и духовной беседе. По отношению к каждому приходящему он был очень внимателен и любвеобилен, что не мешало ему проявлять и нужную строгость в вопросах духовной жизни не только к себе, но и к другим. Батюшке всегда сопутствовало необычайное смирение. Его никто никогда не видел в гневливом или раздраженном состоянии.

Обстановка в доме, где он жил, была весьма скромной и главным его достоянием были книги и множество икон.

Матушка Тамара – супруга отца Михаила – всегда и во всем была его помощницей и неразлучной спутницей. Ее своевременная поддержка облегчала физические страдания отца Михаила. А он сам никогда не жаловался на недуги, но всегда отшучивался и еще сам пытался поддержать других в их скорбях. Так, свою колясочку он весело называл «тачанкой».

Отец Михаил стоял у истоков организации работы воскресной школы Полоцкой обители и преподавал вплоть до своей болезни.

В день кончины батюшки, 24 августа, около шести часов вечера скончался старец Николай (Гурьянов) с острова Залит».

6.jpg

Своими воспоминаниями об отце Михаиле поделились насельницы и прихожане Полоцкого монастыря.

Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого монастыря:

– Когда-то мы с ним вместе работали. Я была бухгалтером в Госбанке, а он был бухгалтером в совхозе, и я его совхоз обслуживала. Он ко мне обращался в качестве клиента.

Прошло время, и мы встретились в монастыре, когда я уже отработала после учебы 3 года. Потом я жила 12 лет в монастыре в Жировичах (Жировичский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырьМ.Х.), переехала сюда, и владыка Димитрий (Дроздов) привез к нам отца Михаила Буракова.

Он был смиренным батюшкой, терпеливым. Они с матушкой очень строго соблюдали посты, посещали службы. Служил хорошо и преподавал в воскресной школе для взрослых. И матушка скромная была. Смиренные люди, не требовательные, хорошие.

Родственники архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия (Апалько) подтверждают такие качества батюшки, как смирение и строгость:

– Меня удивил случай, когда однажды я консервировала огурцы и отнесла баночку отцу Михаилу на благословение. А оказалось, что они никудышные. Не помню, то ли банка взорвалась, но он их как-то вымочил и все равно съел. Мне так стыдно было, что я что-то не так сделала. Но он все равно все съел.

– Однажды мне очень хотелось причаститься, но я ничего не читала, и он сказал: «Если бы ты канон только не читала, а последование прочитала, еще можно было бы. А так нельзя, не могу взять на себя такое». И не разрешил.

– Он требовал, чтобы перед причастием человек приезжал на вечернюю службу. И мы как-то умудрялись, несмотря на занятость. Но из-за суеты я забыла и молока налила. На исповеди сказала об этом, но он не благословил причащаться. Я так скорбела! Он сам был строгим постником. Но люди любили батюшку за его заботу. Многие к нему приходили и решали свои проблемы.

Схимонахиня Марфа (Ковалевич) очень хорошо помнит о том, как отец Михаил освящал нынешнее монастырское кладбище:

– Когда мы только приехали в Полоцк из Жирович, мать Феврония (Веремейчук; †1993) почувствовала, что скоро умрет. Она ходила по пятам за владыкой Димитрием и просила выделить место под монастырское кладбище. Сестры выбрали подходящую часть территории, где меньше росло деревьев, расчистили. Владыка Димитрий обозначил место кладбища, утвердили его. И отец Михаил в каком-то древнем требнике нашел чин освящения кладбища. Помню, как все сестры торжественно шли к этому месту со свечами, с кадилом, с иконами и пели. Отец Михаил совершил чин освящения. Были прочитаны такие умилительные молитвы, которые запомнились на всю жизнь. В них говорилось, чтобы Господь упокоил всех, кто будет здесь лежать, и принял в Царство Небесное. Чудные слова молитвы! Длинный чин. Сначала огородили это место сеткой, чтобы никто не ходил. Потом деревья посадили, поставили скамеечки.

Это был благодатный батюшка, большой ревнитель и в службе, и в благочестии. Строгий постник был. Строго с матушкой постился.

Очень благоволил к монашествующим. Когда он уже болел, мы ходили к нему домой на исповедь. У него отказывали ноги, и его возили в храм на колясочке. Он знал каждую сестру, жертвовал собой, и сестры на тот момент получали от него духовную поддержку. Он, конечно, был духовный, строгий. Помню, как он говорил, что надо не спешить, а духовным веничком пройти по всем уголкам души, чтобы все оттуда вымести.

Он преподавал в воскресной школе. Занятия вел в соборе. Очень усердно преподавал. Сначала дети и взрослые занимались вместе, потом их разделили, и он преподавал только взрослым. Бывало, что в летнее время занятия проходили даже на улице, потому что не было помещения.

Отец Михаил проявлял личную заинтересованность в жизни прихожан, находясь в постоянном в духовном контакте с людьми, которые его окружали.

Так, схимонахиня Августа (Садовикова; †2022) рассказывала, как он никогда не упускал возможности побеседовать с человеком:

– Отслужит службу, сядет на крылечке или на лавочке и целый день разговаривает. Был очень духовным. Хороший был священник, молитвенник.

О его совершенном нестяжании говорят следующие случаи. Одна из прихожанок Спасо-Евфросиниевского монастыря рассказывала:

– Чудный батюшка. Я любила его, ходила на службы. Помню, он был у нас, когда маму причащал. Уже на колясочке был. Привезли его к нам домой, я угостила его чем-то, но он не взял и сказал, что ему ничего не надо.

И еще одно воспоминание другой прихожанки Спасо-Преображенского храма:

– Хороший батюшка был. Он служил панихиды, а я пела. Однажды мы вместе с ним ходили на отпевание, но деньги он не взял. А я взяла, но ничего ему не сказала.

А еще он был очень строгий и накладывал епитимьи.

Отец Михаил был доброжелательным, хотел, чтобы люди молились, жили честно, по совести, были терпимыми, добрыми и мирными. Учил смиряться.

Ревность к службам и исполнению заповедей Божиих, отеческая строгость, совершенная нестяжательность, истинное смирение, кротость, благочестие, желание внести свою посильную лепту в духовно-нравственное воспитание молодого поколения, христианское терпение скорбей и болезней – неотъемлемые качества протоиерея Михаила Буракова, которые были видны каждому, кто был знаком с ним.

4.jpg

Имя протоиерея Михаила внесено в монастырский синодик и постоянно поминается клириками и сестрами Полоцкой обители.

Часто мы ищем святых старцев, великих подвижников, прозорливцев, мечтаем о мудрых духовных отцах, рядом с которыми бы наши вопросы решались сами собой и которые бы верно вели бы нас ко спасению. И не замечаем порой тех крохотных Божиих искорок, горящих в наших обычных, мирских батюшках и скрытых от поверхностного взгляда. Каждый батюшка на месте своего служения заботится, в первую очередь, о созидании душ своих пасомых, и не только наставлениями, но и личным примером. Конечно, никто, кроме «Господа, Сердцеведца всех» (Деян. 1:24), не знает возрастания внутреннего человека, ибо только Господь «знает тайны сердца» (Пс. 43:22). Но в каждом человеке, встретившимся с нами на жизненном пути, мы можем заметить что-то примечательное, особенное, достойное внимания и примера, на что мы смогли бы в трудную минуту опереться, выстоять и не сойти с узкого и спасительно пути.

При подготовке данного материала мы столкнулись с недостатком информации о протоиерее Михаиле Буракове. Просим откликнуться каждого, кто располагает сведениями о батюшке и может поделиться своими личными воспоминаниями.


Использованные материалы:

1. ГАВО. Фонд 1439, опись 3, дело 10.

2. ГАВО. Фонд 1439, опись 4, дело 3.

3. Архив МЕУ. Фонд 1, опись 1, дело 427.

4. Воспоминания насельниц Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в городе Полоцке.

5. Воспоминания прихожан Полоцкой обители.



Источник: сайт Полоцкого монастыря

Возврат к списку

150