10 декабря 2017 года исполнилось 195 лет со дня рождения настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович) (1822–1900)

13 декабря 2017
10 декабря 2017 года исполнилось 195 лет со дня рождения настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович) (1822–1900)

3Игумения Евгения (в миру Екатерина Говорович) родилась 27 ноября / 10 декабря 1822 года в селе Новохованске Невельского уезда Витебской губернии (сейчас – Псковская обл.) в семье священника Константина Григорьевича Говорович и Татьяны Федоровны Овсянкиной. В церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Новохованска преемственно настоятельствовали дед и отец будущей игумении. Примечательной чертой семьи Говоровичей была непоколебимая стойкость религиозных убеждений: среди предков их семьи не было примера увлечения унией.

В семье, кроме Екатерины, воспитывались еще два старших брата и несколько сестер. Редкая доброта и неизменное благодушие снискали Екатерине всеобщее расположение и любовь семьи. Живая, общительная, жизнерадостная, она утешала своих родителей, а ее благочестивая настроенность и самостоятельный характер оказывали самое благотворное влияние на братьев и сестер. Когда Екатерине исполнилось семнадцать лет, она вместе со своей тетей пешком совершила паломничество в обитель преподобного Нила Столобенского. На обратном пути паломницы зашли в Осташковский женский монастырь, где в то время жила праведная схимница Мария. Народ глубоко почитал ее за благочестие и много говорил про ее дар прозорливости. Обратилась за советом к схимонахине и Екатерина Говорович. Уважаемая народом подвижница, благословив просфорой будущую настоятельницу, дала ей решительный совет – посвятить себя иноческой жизни и в кратких намеках предсказала ей будущую судьбу. Через два года, вторичным путем в Нилову пустынь Екатерина вновь оживила в себе впечатления об обителях благочестия, подвижничества и молитвы, однако праведной схимонахини Марии к тому времени уже не было в живых. Между тем жизнь готовила для Екатерины такие удары, которые решительно повлияли на ее дальнейший выбор иноческого пути. В один и тот же год и месяц скончались: сначала ее старший брат Сергей Константинович, преподаватель Нижегородской Духовной Семинарии, затем – старшая сестра Параскева Константиновна, бывшая в замужестве за отцом Федором Смирновым, священником села Молохов Себежского уезда. С этого времени мысли о кратковременности человеческой жизни, о превратности мирских радостей и надежд не покидали Екатерину до тех пор, пока Божий Промысел не привел ее в Спасо-Евфросиниевсую обитель.

В 1841 году последовал Высочайший Указ о возрождении древнего Полоцкого монастыря «у церкви Спаса». Молва о восстановлении княжеской обители, пользовавшейся искони благоговейным почитанием белорусов, знаменитой по своей древности и историческому значению для края, привлекла в Полоцк большое количество паломников. Благоговейное почитание преподобной Евфросинии побудило и Екатерину посетить ту обитель, в стенах которой ей готовился высокий жребий. 14 сентября 1844 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, Екатерина в первый раз молилась в древней церкви Спаса.

По возвращении в Новохованск дочь открыла матери свое намерение поступить в монастырь. Отцу Константину такое решение дочери стало известно не сразу, поскольку в это время распоряжением епархиального начальства он был переведен на лучший приход в село Топоры того же уезда. Около года Екатерина жила в доме родителей, желая испытать, по их совету, свои молодые силы и зрело обдумать столь важный шаг в своей жизни. Когда оказалось, что решение принято бесповоротно, она была отвезена в монастырь преподобной Евфросинии, откуда вскоре уведомила родителей о своем желании навсегда остаться в ней. Так, возложив свою руку на рало (Лк., 9, 62), она не возвращалась уже вспять ни мыслию, ни желанием: ни тяжелые труды иноческого послушания, ни недостаток средств монастыря, ни любовь к родителям, ничто не могло ослабить ее ревность, поколебать ее решимость, совратить с избранного пути в Царствие Божие.

Монастырь к 1845 году, когда в него поступила Екатерина Говорович, находился в запустении: древняя церковь Спаса еще носила на себе следы повреждений, произошедших в период владения монастырем иезуитами, в центре обители возвышался старинный игуменский корпус, в то время переполненный обитателями. Здесь было и местопребывание игумении, и трапеза, и классы воспитанниц, и кельи старших инокинь. Монастырское хозяйство едва зарождалось. Древняя обитель жила только надеждами на помощь Божию и преподобной Евфросинии.

В 1845 году в Спасской обители подвизалось 13 сестер. Через три года после поступления в монастырь Екатерина была облечена в рясофор с наречением имени Евпраксия. В течение двух лет (1854–1856 гг.) послушница Евпраксия по благословению священноначалия проходила послушание в Витебском Свято-Духовом монастыре, по возвращении из которого была назначена на послушание церковницы, которое она исполняла в течение двенадцати лет. Вставая с зарей, она еще задолго до начала богослужения приводила в порядок храм, с началом богослужения участвовала в клиросном чтении и руководила звоном, по окончании – в келии, за неимением подходящего помещения, занималась изготовлением свечей. Тяжелые постоянные труды в бедной, еще неблагоустроенной обители, подорвали силы церковницы, которая все и всегда любила делать сама, без посторонней помощи. В минуты душевной скорби у нее появилась мысль перейти в Осташковский монастырь, где она надеялась получить удовлетворение своей жажде молитвенного созерцания и душевного мира. Во время горячей молитвы перед древней иконой преподобной Евфросинии ей было дано таинственное указание навсегда остаться в Спасо-Евфросиниевском монастыре и пребывать в твердой уверенности не быть забытой его небесной покровительницей. 3 августа 1859 году она была пострижена в мантию с наречением имени Евгения. В 1868 году монахиня Евгения была назначена казначеей Спасского монастыря. За десять лет ее казначейства произошли значительные перемены в ведении монастырского хозяйства. Был проведен ремонт древнего храма Преображения Господня и некоторых монастырских зданий, на берегу реки Полоты выстроен новый сестринский корпус. Средства монастыря возросли, полевое хозяйство пошло более успешно, доходность земли увеличилась.

После кончины игумении Евфросинии (Сербинович; † 1878) старшие сестры монастыря выразили Преосвященному Викторину (Любимову) единодушное желание иметь монахиню Евгению своей настоятельницей «ввиду высоких нравственных качеств и выдающихся способностей по управлению различными сторонами монастырской жизни», и их просьба была удовлетворена.

Период игуменства матушки Евгении стал настоящей эпохой в развитии Спасо-Евфросиниевской обители. Как в духовном, так и в материальном отношении монастырь достиг своего расцвета. В годы управления обителью игуменией Евгенией число насельниц возросло с 35 (в 1878 году) до 118 (в 1900 году). Игумения Евгения обладала истинным иноческим смирением, благодушной кротостью, терпеливой снисходительностью и сердечностью. По словам клирика Спасо-Евфросиниевского монастыря священника Владимира Альбицкого, она была «бодра и неутомима как в молитвенных подвигах, так и в заботах о своей дорогой обители». Сестры, воспитанницы монастырского училища и многие знавшие ее священнослужители почитали игумению Евгению как любвеобильную духовную мать большой семьи. «Руководительство игумении Евгении внутренней жизнью инокинь носило на себе печать мира и благости. Игумения Евгения избегала крупных преобразований в своей обители и не склонна была к мерам излишней строгости и взыскательности. Она старалась вводить желательные улучшения в иноческую жизнь без нарушения ее естественного течения. Любовь, соединенная с глубоким смирением перед Богом и людьми, была источником снисхождения, сердечной доброты и благости игумении Евгении, которые рождали умиление во всех, знавших ее. Она была не только настоятельницей и начальницей, но именно матерью, которая с милосердной и нежной любовью спешила на помощь нуждающимся в ее советах сестрам. Вместо того чтобы повелевать и учить, на что давало ей право ее старшинство, она руководила примером собственного трудолюбия, бдительности, умеренности и самоотвержения», – так отзывались о дорогой матушке знавшие ее современники.

Подражая преподобной Евфросинии, игумения Евгения совмещала строго аскетическую жизнь с активной деятельностью на благо обители. Трудами и молитвами матушки Евгении в обители была возведена каменная колокольня (1882), новый сестринский корпус (1891), в Спасо-Преображенском храме переделан иконостас, устроен новый престол (1885), в Свято-Евфросиниевской церкви четырежды проведен капитальный ремонт. Близ Невельского тракта, на расстоянии около 400 метров от монастыря, была построена часовня в память восшествия на престол Императора Николая II (1897).

Венцом строительной деятельности игумении Евгении стал величественный Кресто-Воздвиженский собор, воздвигнутый в византийском стиле архитектором В. Ф. Коршиковым в 1897 году. Нужда в обширном и вместительном храме на протяжении многих лет ощущалась в обители не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни и особенно в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь стекалось множество богомольцев из самых отдаленных уголков Беларуси. Сборы на постройку самого вместительного в монастыре храма велись в течение десятилетий. Благодаря неутомимой энергии и пламенным молитвам игумении Евгении, не щадившей своих сил для храмоздательства, всего лишь за четыре года грандиозный пятикупольный собор был воздвигнут. Когда 23 мая 1893 года Преосвященный Антонин (Державин) совершал закладку нового храма, то не было и половины средств, необходимых для строительства, однако уже через четыре года собор был готов к освящению. «Великолепный собор в честь Воздвижения Креста Господня вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел. Кресто-Воздвиженский собор надолго останется благодатным знамением любви Божией к древнейшей обители Беларуси, выражением любви народа русского к благолепию дома Божия и прочным памятником самоотверженных трудов игумении Евгении на благо монастыря», – так писал о Кресто-Воздвиженском соборе и его устроительнице Д. С. Леонардов. К 100-летию преставления игумении Евгении, в 2000 году, в Кресто-Воздвиженском соборе был установлен барельеф, на котором матушка изображена держащей в руках воздвигнутый ею храм.

Во время управления обителью игуменией Евгенией особого расцвета достигло и Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, начальницей которого она была на протяжении 22 лет. В эти годы в жизни училища произошло много благих перемен: были построены два учебных корпуса, больница и другие здания. Значительных успехов училище достигло и в обучении и воспитании девиц, которые с полным доверием и искренностью, как к наставнице, относились к игумении Евгении. С 1896 года с согласия и одобрения игумении Евгении для преподавания в училище были приглашены учителя с академическим образованием, были расширены программы русского языка и дидактики, введены новые предметы: иконопись, история русской литературы и физика, первоначальная медицинская помощь и гигиена, обучение игре на скрипке. Отношение игумении Евгении к воспитанницам училища «было проникнуто духом патриархальной простоты и бесконечной сердечности. В нем не было и тени того формализма, который создает непроходимую пропасть между жизнью детей в семье и жизнью их в школе». Матушка «относилась к воспитанницам, особенно к сиротам из духовного звания, как бы к собственным детям, и отличалась замечательной отзывчивостью к их учебным и материальным нуждам».

Трогательная и нелицемерная любовь воспитанниц к своей начальнице особенно проявлялась 24 ноября / 7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, имя которой носила игумения Евгения в миру. Тогда ликующая толпа детей весело наполняла игуменские келии: воспитанницы дарили матушке рукодельные работы, произносили приветствия и стихи. Вот одно из стихотворений, написанных воспитанницами училища к этому дню:

Мы все хотим единодушно,

Чтоб много-много еще лет

Вы в этом мире равнодушном

Без горя жили и без бед,

Чтоб чувства радости и счастья

Не покидали Вас во дни

Житейских бурь и чтоб в несчастьи

Сопутствовали Вам они.

Златой венец, уже готовый,

Сплетен из Ваших добрых дел,

Лежит в том мире, где Всевышний

Сулит Вам радостный удел.

Глубоко почитая святую основательницу Спасской обители, игумения Евгения незадолго до своей кончины, в 1899 году, просила смотрителя Санкт-Петербургского Александро-Невского училища иеромонаха Никодима (Кононова) составить акафист преподобной Евфросинии Полоцкой, который был написан и прислан в обитель в 1900 году, уже после кончины матушки.

В канун Благовещения Пресвятой Богородицы, 24 марта / 6 апреля, 1900 года игумения Евгения тихо и мирно, с молитвой на устах отошла ко Господу. Желавших попрощаться с покойной, воздать ей «последнее целование» было чрезвычайно много – в сам день Благовещения у гроба матушки было отслужено около 20 панихид. В понедельник, 27 марта, была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров, по окончании которой состоялся чин отпевания, в котором приняло участие все городское духовенство (восемь священников, два протоиерея, два архимандрита и четыре диакона). Священник Владимир Альбицкий перед отпеванием приснопамятной игумении Евгении произнес проповедь, в которой, обращаясь к покойной матушке, сказал: «Твоя чистая душа предстала теперь пред Нелицеприятным Судией, и Он, непреложный в Своих обетованиях, скажет тебе: “Блаженна ты, верная Моя раба, за свое смирение! Нища ты была телом, нища и духом. Ты бежала славы, хотя слава, по заслугам твоим, шла за тобой. Иди же теперь и наследуй обещанное Мною Царство Небесное. В доме Отца Моего много есть обителей. Не забыта Мною и ты. За то Я не забыл тебя, что ты и при своих подвигах, которые совершала по силе своей, всегда памятовала о грехах своих, всегда старалась скрывать заслуги свои, поступая так, чтобы правая рука твоя не знала, что делает левая”». По окончании отпевания гроб с телом почившей был обнесен с крестных ходом вокруг древнего храма, во время которого было отслужено три литии. В это время проститься с матушкой пришли воспитанницы училища. Три девочки (по одной от каждого класса) сказали по несколько теплых, искренних слов. Последней из них прощалась воспитанница 1 класса – десятилетняя девочка. «Мы, – говорила она, – никогда не забудем тебя, наша дорогая матушка; будем приходить сюда и плакать о тебе, будем просить тебя молиться за нас. Любили мы тебя, когда ты была с нами; теперь мы будем любить эту дорогую могилу». Игумения Евгения (Говорович) была погребена у западной стены Кресто-Воздвиженского собора.

10 декабря по приснопамятной игумении Евгении в Кресто-Воздвиженском соборе будет отслужена лития. Подробное жизнеописание полоцкой настоятельницы можно найти в книге «Матушка Евгения. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении», составленной сестрами обители в 2000 году.

«В наше время, когда так чуждаются жизни внутренно-духовной, когда жизненные идеалы так принижены, пример жизни людей благочестивых, как игумения Евгения, имеет особенно важное значение. Самим своим существованием среди общего мрака они убедительнее всяких речей говорят, что жизнь, отданная на служение идее, возможна на земле, они воздействуют на сердца людей, они будят общественную совесть». (Д.С. Леонардов)

Источник: сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Возврат к списку

6