В субботу Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной епископ Порфирий посетил Свято-Пантелеимоновский женский монастырь города Браслава

18 марта 2018
В субботу Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной епископ Порфирий посетил Свято-Пантелеимоновский женский монастырь города Браслава

Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, в субботу Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, 17 марта 2018 года, посетил Свято-Пантелеимоновский женский монастырь города Браслава.

В монастырском храме владыка Порфирий совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к собравшимся с проповедью и сказал:

Всечестная матушка игумения, дорогие отцы, братия и сестры!

Я сердечно благодарю всех вас за совместную молитву! Мы разделили вместе эту Божественную трапезу – Литургию. Сегодня мы также совершили и поминовение наших усопших. Поминальная суббота – это особая суббота, когда мы вспоминаем о наших родных, близких, и верим в то, что они не умерли, а только перешли из одной формы жизни в другую. Усопшие нуждаются в наших молитвах. Как говорит святитель Феофан Затворник, если бы на время отверзлось небо, мы бы увидели множество душ, которые просят нас, умоляют, чтобы мы их помянули в своих молитвах. Эта единственная и великая наша помощь, которую мы можем им оказать. Участие в таких заупокойных службах очень важны для каждого христианина.

В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали о том, какие плоды должны быть в жизни каждого христианина. Заканчивается четвертая седмица Великого поста, и можно сказать, что мы потихонечку подходим к самому главному христианскому празднику – Пасхе Христовой. Мы должны испытывать свое сердце: приносит ли нам пост духовную пользу и приобретаем ли мы духовные плоды? Какие это плоды? Есть ли в нашей душе мир? Царит ли в нашей душе долготерпение, радость? Если нет этих плодов духа, значит, что-то идет не так. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, для каждого христианина очень важно понять, что все наши страсти, которые нас борют, имеют в нашей душе многоразличные движения. И нам очень важно выявить, какие страсти преобладают в нашей душе и, конечно, стараться их искоренять. А искореняются они и нашей молитвой, и чтением Священного Писания, и святоотеческим чтением. Сейчас, к сожалению, извне поступает большой объем информации, влияющий на сознание человека, на его ум. От этой информации утомляется душа человека и утрачивает возможность внимательно молиться. В дни Святого поста мы должны воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от этой ненужной, а порой и вредной, информации, которую мы получаем из телевизора, из интернета. Нам очень важно научиться контролировать себя, свои поступки, мысли и чувства.

В одной своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл сказал, что особый грех, который борет каждого христианина, это грех уныния. Как говорит пророк Давид, воздрема душа моя от уныния. Именно душа дремлет, спит, когда человек приходит в уныние. Не тело спит, а душа. В это время все человеку безразлично, ничего не хочется делать. И нам очень нужно научиться побеждать этот недуг. А как его можно побеждать? Уныние будет отступать, когда у нас будут какие-то цели, когда мы будем к чему-то стремиться, когда мы будем образовывать и занимать свой ум полезными мыслями, ставить перед собой благие цели и достигать их. Также надо воспитывать и свою волю, чтобы она укреплялась и не была расслабленной. Именно это время – время Святого поста – является очень благоприятным для такого делания.

Дорогая матушка Игумения, Вам с сестрами искренне желаю, прежде всего, сил, крепости, терпения, и чтобы, не смотря ни на какие трудности вы никогда не опускали руки, а продвигались вперед, надеясь не на свои силы, а на благодать и помощь Божию. Пусть Господь ощутимо будет всегда рядом. А небесный покровитель вашей обители – великомученик Пантелеимон, святой, который в своей жизни претерпел очень много страданий, никогда вас не оставляет своим покровительством.

Сегодня меня особенно радует то, что многие из вас причащались, потому что это является самым главным в жизни человека. Как говорил великий праведник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, что Литургия – это ось земли, а вокруг этой оси вертится вся жизнь, и человеческая и всех творений Божиих. Для этого и земля приносит свои плоды. Когда закончится совершаться Божественная Литургия, тогда все остановится. Искренне всех вас поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Желаю, чтобы они послужили во спасение души. И всем вам желаю также, чтобы эти оставшиеся дни Великого поста прошли в духовной бодрости, и чтобы мы все в духовном обновлении, с духовной радостью встретили Светлое Христово Воскресение! Спаси, Господи! Божие благословение на вас! Храни, Бог!

По окончании Божественной литургии и трапезы состоялось общение с матушкой Игуменией и сестрами монастыря. В своем слове, обращенном к сестрам, владыка Порфирий сказал:

Матушка Игумения, сестры, позвольте еще раз выразить слова благодарности за совместную молитву. Это самое дорогое, что у нас есть – помолиться вместе Господу. В молитве мы соединяемся со Христом и друг с другом. В молитве мы обретаем единство во Христе. Когда апостолы ходили за Христом, они могли только прикасаться к его одежде. А мы с вами принимаем Христа в себя через Божественное причащение. Мы всегда должны помнить об этой милости, которая дана каждому из нас и этим укрепляться в перенесении всех скорбей, которые встречаются в нашей жизни.

В духовной жизни есть много разных видов искушений. Одно из них – изменчивость наших внутренних состояний: то радость, то скорбь, то печаль, то безотрадность и так далее. Череда перемен проходит через наше сердце. Мы должны понимать, что все эти внутренние изменения естественны, мы должны настроить себя быть терпеливыми. Враг рода человеческого ненавидит наше житие и всячески старается нам досаждать. В духовной жизни монаха бывают периоды полного опустошения, когда тяжело все дается, и чтение, и молитва. Однако для духовной жизни это благоприятные периоды. Потому что ценность в том, как мы выражаем свою любовь к Богу именно в таких состояниях. Хорошо любить Бога, когда у нас все хорошо. А когда на душе такое состояние, а мы, тем не менее, себя понуждаем, мы показываем Богу, что мы действительно Ему преданы при любых обстоятельствах.

И такие периоды могут продолжаться годами. В такие периоды мы не должны отступать, опускать руки, оставлять свои монашеские обязанности. Мы должны себя понуждать. Господь сказал в Евангелии, что Царствие Небесное нудится, и только нуждницы восхищают его, то есть обретают. Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что монах – это тот, кто понуждает себя. Это важные слова. Если не будет в нас этого понуждения, то мы быстро сдадимся. Враг пытается все разрушить, всех перессорить, вызвать в нас гнев, неприятие. Это его работа, и он не утомляется нас искушать. Нам нужно не поддаваться этому. Надо знать, что после тяжелых периодов всегда бывают просветы. Даже в природе нет такого, чтобы постоянно шли дожди. Плохая погода сменяется солнечной. Мы должны понимать, что тяжелые периоды бывают и в нашей духовной жизни, и они неизбежны. Надо набраться терпения. Терпение – это основа монашеского делания.

Бывает, что мы впадаем в осуждение. Находясь в монастыре, мы порой осуждаем монастырские порядки, сестер, матушку Игумению. Иногда мы очень легко осуждаем. В святоотеческой литературе есть такой пример. Однажды Антоний Великий, который нес великие подвиги, спросил в молитве у Бога о том, на кого ему равняться в своей духовной жизни. Господь открыл ему, что в Александрии есть сапожник, который духовно очень преуспел. Святой Антоний пришел в Александрию и спросил этого человека: «Что такого особенного ты делаешь, что Господь сказал мне к тебе прийти? Каково твое делание?». Он ответил: «Ничего особенного я не делаю. Когда я выхожу продавать свою обувь и вижу много людей, я говорю, что все они вокруг спасутся, а я один погибну». То есть человек осуждал себя, а других старался оправдывать. Мне кажется, что нам очень важно научиться этому в своей жизни.

Когда я раньше жил в монастыре, я иногда замечал такую особенность, что когда брат приходит в монастырь, поначалу все ему нравится, все его устраивает, но потом ему начинает казаться, что что-то не то то тут, то там. Таким образом в свою душу мы впускаем врага, и начинается расстройство нашей духовной жизни.

Вы живете в монастыре, между вами, сестрами, выстраиваются межличностные отношения. Важно иметь снисходительное отношение друг к другу. Монастырь – это наша семья, и мы должны ценить и любить каждую сестру. В каждом человеке есть какие-то недостатки и слабости, но когда мы будем нести немощь другого, то Господь будет давать мир нашей душе. И напротив: когда будем относиться к другому с гневом и раздражением, это будет мешать нашей молитве, мы будем терять мир и душевное спокойствие.

Самое ценное приобретение монаха – это любовь к молитве, к имени Иисусову. Когда монах молится Сам Бог подсказывает ему, как ему поступать и что делать. У монаха тогда все выравнивается: и внешняя жизнь, и внутренняя. Поэтому призывание имени Божия очень важно для нас, монашествующих. Для монаха также очень важно открывать свой духовный мир своему духовному руководителю.

Пусть Господь всегда вас хранит в мире и единодушии. Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Посреди нас Христос. Мы должны этим дорожить. Должны ценить то время, тот момент нашей жизни, в который Он нас извел из мира, из этого моря житейского, которое очень стремительно куда-то летит. Нас Господь вырвал оттуда. Но ни в коем случае это не говорит о том, что мы с пренебрежением должны относиться к тем людям, которые к нам приходят. Мы с любовью, с состраданием и гостеприимством, которое было всегда характерно для всех монастырей, должны относиться к каждому приходящему.

Как-то один проповедник сказал, что сейчас и подвига особого нет, и не те силы у современного человека, но единственное, что дает надежду, это то, о чем сказал пророк Давид: Смирихся, и спасе мя (Господь). Действительно, смирение происходит, когда мы кому-то подчиняемся. Если монах не привык слушаться, никакой пользы не будет от его подвигов. Если у монаха не будет закваски смирения, тогда его жизнь бесплодна. Смирение – это такая добродетель, над которой нужно всю жизнь трудиться.

В одном монастыре назначили игумена, и он сильно переживал о той ответственности, которую на него возлагают. И ему явилась Божия Матерь и говорит: Ты не скорби и не тужи. Ты – трость в Моих руках. Я буду за тебя все делать. Ты будешь Моим орудием. Наверное в каком-то таком положении находятся все игумены и игумении. Потому что если только на свои силы надеяться, на свой разум, тогда ноша эта может показаться непосильной.

Я прошу, сестры, ваших молитв. Матушка, Вас с сестрами всегда поминаю в своих молитвах. Как говорил наш старец, отец Митрофан: «Будем друг за друга молиться, чтобы в вечности не разлучиться». Надеясь на милость Божию, будем проходить монашеское поприще. Бодрости духовной всем! 

Фоторепортаж

Возврат к списку

154