Святейший Патриарх Кирилл благословил возобновление монашеской жизни в Херсонесском монастыре, основанном на месте крещения равноапостольного князя Владимира

16 февраля 2024

hersones.jpg

15 февраля 2024 года, в день Сретения Господня, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон и сонм архиереев совершили Божественную Литургию на территории Херсонеса Таврического. Именно в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возобновление монашеской жизни в Херсонесском Свято-Владимирском мужском монастыре, закрытом ровно 100 лет назад.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОГО МОНАСТЫРЯ В ХЕРСОНЕСЕ


Увековечивание памяти события Крещения святого князя Владимира в Херсонесе восходит к идее Главного командира Черноморского флота и портов, военного губернатора Николаева и Севастополя Алексея Самуиловича Грейга. После того как было получено монаршее одобрение этого замысла, открылась подписка на добровольные пожертвования для реализации этой инициативы. Свято-Владимирская обитель была основана среди руин древнего Херсонеса и, по сравнению со многими русскими монастырями и лаврами, считалась сравнительно молодой. На благоденствие ей было отпущено чуть более 70 лет, что даже по человеческим меркам не так уж и много.

Однако ее рождение имело основанием почву прославленной в древнерусском летописании Корсуни, где в 988-м году принял Святое Крещение киевский князь Владимир. Будущий монастырь был призван выполнить миссию по созданию живого памятника этому событию, определившему духовный вектор развития русского народа и государства. Древность исторических руин осеняла молодую обитель, в полном соответствии с замыслом архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, понимавшего святость земли Тавриды. Благодаря усилиям иерарха Святейший Синод одобрил «восстановление и ознаменование церковными учреждениями древних святых мест на Таврическом полуострове». Одновременно обитель Святого Владимира стала преемницей тех монастырей, которые некогда существовали на этом месте, в Херсонесе-Корсуни.

Ввиду удаленности херсонесского городища от городской застройки, в 1840-х было принято решение о строительстве еще одного храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира – в самом центре Севастополя, на Городском холме (Князь-Владимирский соборный храм – усыпальница адмиралов). Это решение отразилось на ходе строительства в самом Херсонесе. Нехватка материалов и рабочих рук порождала простои в работе, серьезно сказывался и недостаток денежных средств, путаница в проектах и документах. Строительство соборного храма в Херсонесе растянулось на три десятилетия, да и монастырь обустраивался медленно.

В 1853-м году настоятель Бахчисарайского Свято-Успенского скита освятил небольшую церковь на месте Крещения князя Владимира. Некоторые исследователи считают, что он был освящен во имя Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, другие говорят о его освящении в честь Святого князя Владимира. В это время в киновии обустроили несколько небольших построек.

Во время героической обороны Севастополя (1854–1855) на территории Херсонеса находились позиции французских войск, в ходе боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены.

В 1858-м году Император Александр II утвердил указ о производстве работ по возведению в Херсонесе соборного храма. Через 3 года Государь заложил камень в основание величественного Свято-Владимирского собора. Вскоре императорским решением и определением Святейшего Синода Херсонесская киновия получила статус «первоклассного монастыря по окладу западных епархий».

В начале XX века монастырь развивался и обустраивался. Экономические связи не ограничивались Севастополем и Крымом. Из Сергиева Посада поступали различные деревянные изделия, из Воронежа и Костромской губернии – серебряные иконки, из Варшавы в монастырь присылали стеклянные, янтарные и костяные крестики, облачение поступало из Москвы. В Ярославле изготавливались финифтевые образки, а в Черниговской губернии для монастырской лавки изготавливали деревянные ложки, многие изделия также закупались в Нижегородской губернии.

Значительная часть монахов и послушников состояла из людей, имеющих достаточно высокий уровень образования – офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Это подтверждается записями о приобретении книг, а также ежегодной подпиской монастырем печатных изданий. Сведения о жаловании, которое ежемесячно выплачивалось монастырским служителям по найму, сохранились только с 1900 года: кучер и его помощник, повар, плотник, скотница, прачки, пастух, садовник, учитель получали достаточное жалование, поденные работники трудились на виноградниках, в саду и монастырском огороде.

В 1888-м году в Херсонесской обители проходили Всероссийские торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Обитель неоднократно посещал Император Николай II, в Свято-Владимирском соборе молились и осматривали раскопки Херсонеса Великие князья, наследники и представители европейских стран. Строились новая трапезная со столовой для рабочих (позднее ‒ экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухня, хлебопекарня и келлии. К 1919 году штат монастыря состоял из настоятеля в сане архимандрита, наместника, игумена, восьми иеромонахов, четырех иеродьяконов, протодиакона, трех монахов, девяти послушников, пребывавшего на покое епископа Иннокентия (Солодчина), ‒ всего более 40 человек.

Во время Первой мировой войны в соборном храме совершались молебны о даровании победы над врагами. Осенью 1920 года в Севастополе разыгрался один из последних актов Гражданской войны. Наступательная операция войск Южного фронта Красной армии против Вооруженных сил Юга России (армии генерала П.Н. Врангеля) завершилась прорывом укреплений на Перекопском перешейке. 15 ноября части Красной армии вошли в Севастополь и Феодосию. Из Севастополя и городов Крыма (в Керчи эвакуация завершилась 17 ноября) ушло в изгнание более 146 тысяч человек на 126 кораблях и судах. Эти события получили название «Крымская эвакуация» или «Русский исход».

В начале 1921 года на территории монастыря создали временный концентрационный лагерь ОГПУ, просуществовавший около 7 месяцев. Весь сельскохозяйственный инвентарь монастыря, включая скотину, реквизировали. Здесь разместили Дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк. Сад вырубили, беседки и купальню сожгли, монастырские постройки разобрали. Все жилые помещения заняли службы социального обеспечения и воинская часть. Мастерские и мебель реквизировали. Севастопольской комиссией по изъятию церковных ценностей было конфисковано около «90 особо ценных религиозных предметов».

В 1922-м году Севастопольский исполком подписал с представителями монастырской общины договор об «оставлении за верующими храмов» и некоторых помещений обители, но через месяц договор был расторгнут. Большинство монахов и священнослужителей выселили из монастыря, последним настоятелем Херсонесской обители был архимандрит Дионисий (Чудновец), управлявший ей до июля 1923 года.

В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Постановлением КрымЦИК Владимирский собор, храм Семи священномучеников Херсонесских и домовая церковь Корсунской иконы Божией Матери подлежали ликвидации. В августе 1925 года храмы и помещения с оставшимся имуществом были переданы в ведение «Дирекции Херсонесских раскопок».

Верующие православной общины подали заявление в местный исполком с просьбой передать им церковь Херсонесских священномучеников, но получили отказ. При Свято-Владимирском соборе остались игумен и два иеромонаха, приходской совет Свято-Владимирского собора занимал помещение в здании паломнической гостиницы бывшего монастыря.

28 июля 1925 года прошла последняя Божественная литургия. Храм во имя Семи священномучеников переоборудовали под музейный лапидарий. После закрытия Свято-Владимирского собора здание стало ветшать и разрушаться, его неоднократно грабили.

Во время героической обороны Севастополя в 1941–1942-м годах соборный храм практически ежедневно подвергался налетам вражеской авиации. Урон наносили и фашистские магнитно-акустические мины, сбрасываемые с самолетов. Так, в июне 1941 года одна из них сильно разрушила здание. В 1942-м году купол храма разорвал крупнокалиберный снаряд противника. Позднее рухнул барабан с куполом, провалилось перекрытие между первым и вторым ярусами, треснули стены, почти полностью уничтожена живопись.

Долгое время здание стояло разрушенным. В 1994-м году Владимирский собор передали Церкви, прошли первые богослужения. Через 5 лет власти приняли решение о его восстановлении, начались строительные работы. Эскизы религиозной живописи внутреннего убранства по историческим материалам выполняли художники Санкт-Петербургской Академии художеств.

Через несколько лет возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских. На купол Свято-Владимирского собора был водружен крест.

2 августа 2009 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора Святого равноапостольного князя Владимира. Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и более ста архипастырей из Украины, России, Беларуси, Молдовы и других стран, а также сонм клириков. Вскоре усилиями меценатов была проведена полномасштабная реставрация храма во имя Семи священномучеников Херсонесских.

429659.b.jpg
Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса 2 августа 2009.

В 2014-м году Севастополь вернулся на историческую Родину. С этого времени в Херсонесе сформировалась духовная традиция проводить богослужения на месте древних христианских храмов. Весной 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, служил Божественную литургию в базилике апостола Петра, называемой также «Уваровской». Именно в ней, по одной из исторических версий, принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир.

Ровно через 100 лет после закрытия монастыря принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители. Для Руси Херсонес стал священным источником, купелью, в которой она родилась для новой жизни, откуда просиял для нее Свет Христов. Вновь из-под вековых пластов возникают очертания христианских храмов, свидетельствуя о непрерывности литургической жизни древней Корсуни.

Вадим Прокопенков,
кандидат исторических наук,
Председатель общественной организации
«Наследие Святого Климента Римского»


Источник: Православие.Ru

Возврат к списку

141