Статьи

«Иже сходяще к мирским [пиром] и пьют»: канонические ответы митрополита Иоанна об участии духовенства в мирских пирах

Гайденко П. И.
В условиях раннего Русского Средневековья одним из важнейших условий включения духовенства в городскую и сельскую среду было участие пастырей в различных праздниках и пирах, устраиваемых миром (общиной). Культура и традиции подобных торжеств были таковы, что служили соблазном как для их участников, так и для их свидетелей. В статье доктора исторических наук, профессора кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, профессора кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета Павла Ивановича Гайденко предпринята попытка проанализировать комплекс рекомендаций, данных киевским митрополитом черноризцу Иакову относительно присутствия священнослужителей и христиан в целом на подобных празднествах, а также относительно совместного вкушения пищи с иноверцами. Очевидно, что бытовавшие на Руси застольные традиции, воспринимавшиеся даже духовенством в качестве своего рода естественной нормы, вступали в острое противоречие с церковными канонами и византийскими практиками.

О некоторых причинах кризиса «русского Афона» в ХХ веке

Недосекин Павел, протоиерей
Вспоминаем статью протоиерея Павла Недосекина, в которой освещается вопрос выживания славянских монастырей на Афоне. Автор опирается на документы, сохраненные архиепископом Василием (Кривошеиным) и проливающие свет на причины и следствия упадка в ХХ веке русского монашества на Святой Горе.

Вечная книга Евфросинии Полоцкой

Наталья Тышкевич
Какие послания основательница монастыря преподобная Евфросиния Полоцкая оставила потомкам с помощью фресок в Спасо-Преображенском храме XII века.

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 4: домостроительное дело Сына Божия

Диодор (Ларионов), монах
Четвертая часть статьи посвящена «опытному богословию» старца Иосифа Ватопедского, которое строится на учении о домостроительстве спасения, поскольку аскетическое делание человека является откликом на спасительное дело Господа Иисуса Христа.

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 3: богоуподобление через богоподражание

Диодор (Ларионов), монах
О «подражании Христу» писали и Отцы Православной Церкви и католические мистики. Как достичь обожения через подражание Богочеловеку или Его святым по учению старца Иосифа Ватопедского, — об этом пойдет речь в третьей части статьи, посвященной «опытному богословию» святогорского старца.

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 2: покаяние и преображение человеческой природы

Диодор (Ларионов), монах
Начало пути богопознания — покаяние, метанойа, изменение своего ума. О том, какие состояния человеческой природы знает православная антропология, а также о том, что в человеке может и должно измениться при принесении покаяния, рассказывается во второй части статьи, посвященной учению старца Иосифа Ватопедского.

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского — Часть 1: путь опытного богопознания

Диодор (Ларионов), монах
Какие препятствия и подводные камни ожидают подвижника — монаха и мирянина — на пути духовного совершенствования? Каковы этапы этого пути? О «маршруте» духовной жизни, предлагаемом современным Афоном, рассказывается в четырехчастной статье, посвященной творчеству одного из отцов возрождения святогорского монашества — старца Иосифа Ватопедского.

«Дай Бог храму судьбу вековую…»

Михаил Павлов
В 1604 году от Рождества Христова в Толочине случилось событие из ряда вон выходящее. Над его узкими деревянными улочками вознесся каменный храм — огромный, строгий, манящий. Благоговейно вливался под его светлые своды народ, преклоняя перед иконостасом колени.

В гости к святому Неофиту

Елена Мишина
Я не ожидала, что, побывав трижды на Святой Земле, а также прожив долгое время в Киккском монастыре, я открою для себя место, которое так глубоко тронет мое сердце и возвеселит душу…

Новые свидетельства об истории Нямецкой лавры в XIX столетии и происходящих из нее последователях прп. Паисия (Величковского)

Жгун П. Б.
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена изучению литературной и общественной деятельности учеников прп. Паисия (Величковского), также рассматривается история Нямецкой лавры в середине XIX века и зависимых от нее обителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 36 След.
125