Иеросхимонах Дионисий (Игнат): Чтобы сердце стало духовным раем. Часть 2

bf2.jpg
Иеросхимонах Дионисий (Игнат)


– Как мы можем победить сильную гневную мысль?

– Этот дух гнева приходит оттого, что в вас нет смирения. Но вы должны бороться, потому что в момент гнева ум и рассудок затемняются, и человек может сделать много злого. Вы должны смириться, просить прощения у Бога и молить Его о помощи, потому что Господь наш Иисус Христос сказал нам: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Человек сердится, потому что он горд. Он думает, что он прав и является кем-то важным.

– На меня нападают злые, хульные мысли. Они от лукавых духов? Они не оставляют меня и в Церкви! Что мне делать?

ava-Dionisije-Ignjat-.jpg

– Не обращайте на них внимания! Оставьте их. Пусть они воют в вашем уме. Молите Бога со смирением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Таким образом они уйдут сами собой, естественно. Потому что, если вы на них задержитесь и будете с ними беседовать, а враг увидит это, они доставят вам неприятности.

– Больше всего я мучаю себя, когда осуждаю ближнего.

– Самая большая опасность для каждого из нас – это когда мы осуждаем других. Знаете, почему? Когда будете судить ближнего, а особенно священников, духовника или старца, первое, что произойдет, – телесные страсти будут бороться с вами больше, чем в другое время. Это попущение Божие, потому что вы не обратили внимания на свои грехи и вместо этого осудили других. Но мы должны вооружиться против бесов и их козней самым острым мечом – смиренномудрием.

Таким образом, если вы видите человека, совершающего грех, скажите в уме: «Я намного хуже, чем он». Но не только мысленно или устами, вы должны действительно ощущать, что вы хуже него. Даже если я не совершил этого греха на деле, я сделал это желанием, мыслью или внутренним согласием. А я монах, и для монаха грех, совершенный в мыслях, так же тяжел, как и грех, совершенный мирянином на деле. Более того, мы не имеем права никого судить. Наш Господь Иисус Христос говорит нам: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1).

Потому что, если мы судим, мы горды, и Бог позволит нам впасть в большие грехи, чтобы смирить нас, чтобы мы могли увидеть свои грехи. И если мы смирим себя, то Бог удалит ту страсть и брань, которые приходят к нам от бесов. Потому что смирение прогоняет лукавого, как огонь. Мы должны оставаться в состоянии бдительности и рассудительности во всем.

– Как мы можем соединиться с Богом?

– Вы должны очистить свою душу и тело от всех страстей и мало-помалу придете к совершенной любви к Богу. Но вы должны приобщаться благодати Божией в Святых Таинствах, много молиться, поститься, бодрствовать и совершать другие добрые христианские дела, чтобы в уме и сердце утвердилось смирение. Будучи смиренномудренным, молясь, человек с духовной радостью приближается к Богу.

Но у подвизающегося будет много искушений, особенно для того, чтобы он смирился. На какой бы духовной ступени вы ни стояли, если вы не смиренны, враг вмиг собьет вас с ног.

– Как христианину, живущему в городской суете и шуме, находить возможность помолиться в тишине?

– Мы не должны быть небрежными, потому что небрежность – это величайшая опасность для души каждого человека. Это означает, что у вас нет милосердия к собственной душе и вы находитесь в большой духовной опасности. Вы не выполнили свое молитвенное правило? Небрежность говорит вам: «Это не имеет значения». Вы не постились? Небрежность говорит: «Это не имеет значения». Вы совершили прелюбодеяние? И опять: «Это не имеет значения».

Мы должны стараться подвизаться изо всех сил, и Бог поможет нам спастись. Чем больше искушений, тем больше будет благодати Божией и тем больше венец. Но Бог не допустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил. Если мы будем иметь молитву, чистоту души и тела, то благодать Святого Духа снизойдет на нас и все великие трудности легко разрешатся. Сегодняшние тяжелые времена для спасения нашей души были предсказаны святыми отцами.

Один ученик спросил своего старца:

– Отец, смотри, мы бессильны, и враг борется с нами. Если сейчас так, то как будет в последние времена?

Старец ответил:

– Чадо, в последние времена монахи будут как миряне, а миряне будут как бесы!

Но я знаю людей, которые живут в центре Бухареста и ведут чистую и духовную жизнь.

– Христианство – религия любви. Но есть христиане, которые говорят, что не могут любить ближнего даже естественной, человеческой любовью. Что же можно сказать о Божественной, святой любви?

– Это происходит потому, что их сердца полны желаний и грехов. Но человек не рождается со страстями. Он рождается чистым. С годами, через все, что он делает, человек приобретает свои страсти. Грех входит в вашу природу после того, как вы начинаете принимать и лелеять его. Человек не создан Богом, чтобы быть плохим. Ни в коем случае! Человек хорош, но неправильное воспитание и общество развращают его. Однако, если мы будем стремиться к спасению души, Бог поможет нам.

– В этом году, когда я подплыл к Святой Горе на корабле, злой дух уговаривал меня вернуться. Был ли это лукавый или мирской дух?

– Отец, лукавый и мирской дух – одно и то же! Мирской дух – это бесовская работа. Святой апостол Иоанн сказал почти две тысячи лет назад: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Это значит, что миром руководит дух гордыни, сребролюбия, тщеславия, распутства, воровства, лжи и т. д.

Fbk6Tl1VUAECJhl.jpg

– Когда мы произносим Иисусову молитву вслух, ее можно проговаривать или петь. Какой способ лучше?

– Лучше говорить. Самое главное – быть смиренномудренными, чтобы ум ваш был внимателен к словам молитвы, а не блуждал повсюду. Разум, дух и сердце должны быть обращены к нашему Господу Иисусу Христу. Мы должны приложить усилия, и благодать Святого Духа поможет нам молиться.

– Из-за мирских забот, бесовских и человеческих искушений наш ум все время рассеян. Как мы можем собраться с мыслями в таких условиях?

– Святой апостол Павел учит нас: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 17). Нужно молиться с покаянием и смиренномудрием, уповая на милость Божию, ведь Господь столько раз помогал нам в наших молитвах.

– Если долго произносить Иисусову молитву, не устанет ли ум?

– Конечно. Очень важно, чтобы ум был чист и умиротворен, потому что, если он занят мыслями, он быстрее устает. А если и лукавый вмешается искушениями, то ум омрачится и рассеется и должен будет дольше духовно трудиться. Поэтому святые отцы оставляли все мирские заботы и уходили в пустыню или на вершины гор, чтобы ничего не видеть и не слышать. Лишь раз в несколько дней они вкушали по кусочку сухого хлеба. Таким образом они полностью очистили свой ум и приблизились к нашему доброму Небесному Отцу. Но у нас есть свидетельство святых отцов, что даже в царских чертогах были люди, совершавшие Иисусову молитву. В прежние времена было больше чистых и угодных Богу людей, чем теперь.

– Когда ум утомляется от чтения Иисусовой молитвы, хорошо ли читать Псалтирь, акафисты, писания святых отцов, петь тропари или славословия?

– Пока Иисусова молитва не утвердится в нас совершенно, мы не сможем непрестанно ее произносить. Хорошо чередовать и другие молитвы и песнопения. Однако и благодатный физический труд нам очень поможет. Даже если у нас есть Иисусова молитва, мы не должны отказываться от правила из других молитв и поклонов, которое мы получили от нашего духовника.

Поскольку мы грешны, мы должны изгнать из своего сердца страсти и грехи. Через Иисусову молитву, когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», мы стремимся привлечь Иисуса Христа в свое сердце. А когда говорим: «Помилуй мя, грешного», мы изгоняем страсти и грехи, которые есть в нашем сердце. Непрестанно призывая имя Иисуса Христа, христианин обоживается.

Но в этом необходимы осторожность, настойчивость и спокойствие ума. Вот почему святые отцы уходили в пустыню, в глухие места, чтобы иметь возможность молиться в тишине и сосредоточить свой ум. Если вы много говорите, даже если это приносит пользу, вы можете потерпеть урон. Преподобный Арсений Великий сказал: «Я жалел, что говорил, но никогда не жалел, что молчал». Мы все время говорим и бесполезно тратим свое время…


Продолжение следует... (Начало).


Источник: сайт Сретенского монастыря

148