«Мы вдыхали аромат Воскресения». Часть 2

Старец Иосиф Ватопедский

7e.jpg

Отношения Бога с нами являются отношениями Отца и Его чад. Мы являемся чадами Божиими. Поэтому мы спасаемся не своими делами. Что спасает нас, так это любовь Бога-Отца, которая изливается на Его возлюбленных детей, если они на деле докажут своей жизнью, что дорожат своими отношениями с Ним. Все наши усилия по исполнению воли Божией преследуют эту цель.

Поскольку Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), Он предопределяет все по Своей воле. Он также может «сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» (Еф. 3: 20). Когда человек отказывается от того, что он должен делать по отношению к Богу, тогда Бог вмешивается дисциплинарным образом, чтобы направить человека к исправлению. Именно тогда происходит по слову: «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3: 12). Человеколюбивый промысел Божий исцеляет болезнь бунтаря соответствующими искушениями вместо того, чтобы его отвергнуть.

***

Ни один человек не освобождается от послушания; неважно, как высоко он стоит, каков его статус в церковной иерархии. Даже апостол Павел не был освобожден от этого, несмотря на полноту благодати, которая пребывала в нем. Пророк Моисей говорит: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32: 7). Благодать Божия не открывалась тем, кто жил сам по себе, без руководства старцев-духовников. «Ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4: 10). Мой совет благоразумным людям – практиковать смирение, без которого ничего нельзя сделать…

***

Если вы утверждаете, что любите Бога, то вы будете исполнять всей душой то, что Он просит от вас. Если мы ставим Его Волю на первое место перед собственной жизнью, Он приходит и соединяется с нами. Когда мы отдаем Ему то, что у нас есть из нашей малой любви, тогда Он дает нам Свою любовь, Свои собственные обетования. «Кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы, Я и Отец Мой, придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 21).

***

Когда мы достигаем этого положения, мы приобретаем божественные качества. Это похоже на то, что происходит с железом, когда мы бросаем его в огонь. Оно тоже принимает все атрибуты огня, не изменяясь. Оно остается железным, но горит и освещает, как и огонь. То же самое относится и к людям, которые приобрели божественные качества. Они становятся всецело любящими и тогда они могут любить ближнего своего, как самого себя. Они уже не живут для себя. Именно об этом говорит святой Павел: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1). А святой Иоанн сказал еще смелее: «Мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).

***

Обратите внимание на пределы покаяния, раскрытые в Священном Писании. Апостол Петр спросил Христа: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» (Мф. 18: 21). Петр в то время был еще несовершенен, так как не получил еще озарения благодати Божией и рассуждал как обычный человек. Учитывая строгий закон Моисеев, он думал, что проявляет снисходительность и хотел простить не один раз, а семь. Христос, объясняя ему дух Новозаветной Церкви, сказал ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 22). Этим Он хотел подчеркнуть, что покаяние не имеет границ.

***

Как только мы решили, что действительно хотим спастись, мы изо всех сил пытаемся избавиться от своих страстей и искренне желаем, чтобы благодать Святого Духа вселилась и обитала внутри нас. Наш Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Поэтому вы должны продолжать свою работу над спасением вашей души, даже если тысячу раз терпите неудачу и падаете.

***

Часто случается, что подвизающийся не может победить себя прежнего, несмотря на ненависть и отвращение к своим страстям. По традиции нашей Церкви это состояние рассматривается как покаяние. Но оно перестает быть таковым, как только человек останавливается и говорит: «Я больше не могу, у меня нет надежды». Это расценивается как отчаяние. Церковь осуждает такого человека, потому что он восстает против доброты Господней.

***

Ни при каких обстоятельствах мы не должны позволять нашей вере ослабевать. Пусть никто никогда не думает, что для него невозможно достичь истинного покаяния – того состояния, к которому призвал его Господь. Мы осуществим это благодатью Христовой. Невозможно достичь этого только посредством человеческих усилий. Преподобный Макарий Великий говорит, что намерение человека имеет силу лишь в той мере, чтобы противостоять лукавому духу. Если лукавый подстрекает человека: «Сделай так-то» – человек может только сказать: «Нет, я не буду этого делать». Это весь предел человека. Далее – работа благодати Божией. Вот почему Спаситель особенно подчеркивал: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

***

Когда вы устали, то должны быть более осторожными. Любовь всегда должна быть превыше всего. Тем не менее, если возникнет какое-то разногласие, надо постараться в духе искренней любви убедить брата, что вы нечаянно допустили ошибку: «Прости меня, брат мой, я вышел из себя». Когда между вами есть единство, если вы молитесь друг за друга и поддерживаете единство и любовь, это делает лукавого бессильным.

***

Поскольку наш Господь говорит: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35), мы должны быть уверены, что ничья вера не будет посрамлена. Только люди разочаровывают друг друга, поскольку их способности ограничены, а знания неполны. Бог этого не делает. Он даст нам все, что мы попросим, если это связано с нашим спасением.

***

У нашей цели в этой жизни есть только один смысл, сколько бы теорий ни пытались его раздробить: наше послушание заповедям Христовым. Только так мы находим решения различных проблем, которые нас беспокоят. Никогда нет и не будет никакой другой верной помощи для нас во всем творении, кроме силы Господнего искупления. Он дал нам все, и теперь мы можем постигать и верить в Святую Троицу. Он явил нам Отца: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17: 6). Через Него мы познаем и получаем Святого Духа: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16: 7).

***

Для нас невозможно до конца описать, что такое смирение. Христос, центр нашей любви, был облечен в него. Когда Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29), Он как бы рисует для нас Свой внешний образ, чтобы мы могли подражать Ему в наших малых пределах. Так что же мы должны делать? Поскольку центром нашей любви и наших усилий, средоточием всего нашего интереса является Тот, Кто «смирен сердцем», не является ли смирение для нас делом долга? Да не обратимся поспешно к этой добродетели, но подойдем к ней степенно, поставив ее главной целью и назначением своей жизни. Потому что через смирение мы сможем стать подобными Тому, кто есть средоточие нашего бытия и нашей любви…


(Продолжение. Начало...)


Источник: сайт Сретенского монастыря

132