«Мы вдыхали аромат Воскресения». Часть 1

Старец Иосиф Ватопедский

4.jpg

Старец Иосиф Ватопедский родился на Кипре в 1921 году в крестьянской благочестивой семье. В 25 лет он был пострижен в рясофор, позже отбыл на Святую Гору. Там он встретился с блаженным старцем Иосифом Исихастом, к которому он и попросился в послушники. Суровейший старец Иосиф Старший вначале отклонил его просьбу, но позже принял его в свое братство, совершив над ним постриг в великую схиму.

Одно время Иосиф Младший был игуменом Афонского монастыря Кутлумуш, однако отбыл обратно на Кипр. Там он собрал монашеское братство, куда входил и будущий митрополит Лимассольский Афанасий (Николау). Через какое-то время старец с учениками вернулся на Афон, сначала в монастырь Кутлумуш, а затем в Ватопед, где и подвизался до своей кончины в 2009 г.

Старец Иосиф Ватопедский продолжил духовное дело, полученное от своего старца, Иосифа Исихаста, до конца жизни также пребывая исихастом. Он хотел остаться в безызвестности, не искал мирской похвалы и славы. Он смиренно, кротко и безропотно переносил всяческое презрение, критику и клевету. Его сердце всех прощало, поскольку принадлежало Христу.

Он вдохновлял монахов и мирян на добрый подвиг, стараясь всех привести ко Христу. Старец говорил о безбрежном океане Божией любви и сострадании к человечеству; вскрывал вражии ловушки, в особенности уныние, так распространенное в наши дни. Он учил об обетованиях Божиих, о небесных благах, полнота которых будет дана верным в вечности по слову апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Знавшие блаженного старца при жизни уверены, что он сподобился их по своем отшествии в мир иной. Ниже приводятся некоторые его высказывания.

***

Через пост мы побеждаем и связываем одного из гигантов извращенности нашей природы – чревоугодие, верного союзника лукавого беса. Последний именно через чревоугодие пленяет большинство своих жертв. Господь показал, насколько необходим пост. Кто теперь может сомневаться, что пост – это основание нашего покаяния, изменения, воскресения и спасения? Если Господь, не имевший ни греха, ни страстей, постился, и притом много, кто может тогда отрицать необходимость поста?

***

Некоторые люди могут говорить о своих грехах и гордиться ими, а другие – о своих добродетелях и оставаться смиренными. У нас должно быть смирение, но не ложное. Иначе это ловушка лукавого, несущая отчаяние и бездействие, тогда как истинное смирение приносит надежду и побуждает человека соблюдать заповеди Христовы. Никто не становится христианином через леность и праздность. Нужно работать и много работать.

Люди, скорые на осуждение других, делают это потому, что привыкли исследовать мысли и действия других людей, а не свои собственные. Они забывают слова Писания: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7: 1). Привычка судить о чужих словах и делах – это духовная болезнь, происходящая от деградации разумной силы ума, которая сама по себе является порождением эгоизма.

***

Не задавайтесь вопросом «почему это», «почему другое». Вы должны побеспокоиться о том, чтобы проявить терпение. Нужно полюбить нашего Христа и понять смысл Распятия, в чем мы сейчас больше всего нуждаемся, а все человеческое преходяще. Незнание учения Евангелия отдаляет нас от Божественной благодати. Люди, не знающие Бога и потому непросветленные, ошибаются в своих суждениях и именно здесь они начинают спрашивать «почему», и озлобляются. Господь может избавить нас от всего этого, когда говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Те, кто заботится о том, чтобы соблюдать закон евангельской любви, освобождаются от зла, которое проникает повсюду.

***

Не пугайтесь событий, которые происходят вокруг, испытаний и искушений, так как без них нет практического христианства. На своем пути мы встречаем препятствия, и мы, как ученики на экзаменах, призваны к их преодолению и борьбе. Отцы до нас говорили: «Будь готов к искушению до последнего вздоха».

***

Нужно учиться искусству духовной брани. Главным в этом является терпение, как сказал Христос: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13) и «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Если у вас есть привычка к выдержке и терпению, вы ожидаете милостей от Бога, Который утешит и насытит вас.

***

В нашем монастыре множество раз даже закон тяготения как будто отменялся, потому что все у нас дополнялось и облегчалось благодатью от послушания и самоотречения. Мы постоянно вдыхали аромат Воскресения и вечности. Наш блаженный старец говорил, что Господь обильно раздает Свои дары в дни больших праздников, как особое благословение.

***

Мы должны стать более внимательными. Как можно не стремиться стать более благочестивыми и ревностными, более усердными и искренними учениками нашего Иисуса, если, как мы верим, Он есть Тот, Кто призвал нас следовать за Собой? Осталось только, чтобы Он прославил нас в последний час после нашего ухода из этого мира.

***

Бог не предотвратил непослушания Адама и Евы в раю. Если бы Он сделал это, Он вмешался бы в нашу свободу, которую Он Сам даровал нам. Если вы уберете свободу, то и наша жизнь, и даже наше спасение будут навязаны. Без свободы у нас не было бы личности, и мы существовали бы как пассивные существа. Бог предпочел изменить Свои планы относительно нас, нежели лишить нас главной черты нашей личности – свободы.

***

Чем глубже мы чувствуем свой грех как смертельную рану, тем сильнее должны припадать в скорбной молитве к Богу. Отцы говорят нам, что чувство греховности – это великий дар Божий, превосходящий даже созерцание возвышенных сфер. Когда мы осознаем грех и внутреннюю тьму и обнажается их отвратительная природа, тогда Божественная благодать приносит свое утешение.

***

Главное, вы не должны терять мужества и веры в нашего Господа, в то, что Он Всеведец, управляющий миром, обращающий все нам на пользу. Если ради этой веры вы сумеете все вынести, уповая на Господа, то вы действительно нашли свое предназначение в жизни и ваше существование будет мирным и безмятежным.

***

В этом мире нет ни покоя, ни стабильности, особенно сейчас, когда на горизонте сгущаются тучи и повсюду видно смятение и отчаяние. Однако будьте уверены, что чем больше мы страдаем в этой жизни, тем больше мы получим на небесах. Не ободряет ли нас Господь в Своих заповедях блаженств, когда говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 4)?

***

С нами не произойдет ни более и ни менее того, что Христос предназначил каждому для нашего воспитания и пользы. Мы только утяжеляем свое бремя, если при этом ропщем. Наша борьба будет длиться всю жизнь. И то, что она продолжается, это не поражение, мой милый, а показатель того, что ты трудишься. Благодать Божия не отнимает борьбы, чтобы в конце концов прославить тебя. Разве ты не знаешь, каким суровым искушениям подвергались наши отцы, хотя они были чистейшими в своих намерениях и помыслах?

***

Мои дорогие, мы должны игнорировать или, вернее, закрывать глаза на внешние условия и на человеческие дела. Мы должны взирать только на Крест Христов. Наш Господь есть наше единственное желание, наша цель, весь наш мир, наше процветание и слава, наша мольба, наш источник жизни. Мы взираем на Него как на нашего Подвигоположника, как на центр всего нашего существа. Давайте оставаться мужественными, не беспокоиться ни о чем и непоколебимо верить, что Он заботится о нас и не допустит больше трудностей, чем мы можем вынести.

***

Мои драгоценные, образцом нашей жизни должен быть наш Сладчайший Иисус и все Его последователи, наши отцы и учителя. Через них мы получаем утешение, стойко претерпевая все печали, чтобы в свое время стать гражданами Неба.


(Продолжение следует.)


Источник: сайт Сретенского монастыря

132