Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Игорь Лысенок, иерей

7d.jpg

Проповедь, произнесённая иереем Игорем Николаевичем Лысенком, клириком Полоцкого Спасо-Евфросиниевского митрополичьего женского монастыря, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Крестовоздвиженском храме обители.


«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Вот мы достигли Недели Крестопоклонной Великого поста. Вчера на всенощном бдении был вынесен Крест Господень для поклонения. Какой же в этом смысл?

Как путник, преодолевающий большие расстояния, устает, так и мы, двигаясь к светлому Христову Воскресению, нуждаемся в духовной поддержке, поскольку у нас ослабевают телесные силы, и нас мучают скорби и грехи. Для нашего укрепления, для поддержки и вдохновения на дальнейший подвиг поста, Церковь выносит Крест Господень для поклонения.

Это делается для того, чтобы каждый человек, ходящий в храм, прикладываясь ко Кресту, видел ту величайшую любовь Божию по отношению к нему. Чтобы каждый человек видел, что Господь претерпел страшные муки и боль за нас, что Господь безгрешный пострадал за грехи всего человечества.

Мы же, в свою очередь, приходя в храм, чаще всего унываем и ропщем на свои болезни. И вот, видя перенесенные Господом страдания, мы должны осознавать, насколько мизерны наши скорби и наши испытания, тем паче, что мы страдаем за свои грехи. Господь же, безгрешный, пострадал за грехи всего человечества, а значит, за каждого из нас.

В сегодняшнем Евангельском чтении были такие слова: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8:34). Что значит “отвергнуться самого себя”? Святые отцы говорят, что отвержение самого себя – это и есть борьба с нашими страстями и пороками. Отвержение самого себя – это состояние, когда человек очищает свою душу для Бога, для того, чтобы Господь поселился в нашем сердце. А в нашем сердце часто живут страсти, эгоизм, себялюбие, саможаление и в нем совершенно нет места для жертвенности и милосердия, то есть нет места для Бога.

В первую очередь нам нужно впустить в свое сердце благодать Божию. А для этого следует побороться со своими страстями. Очень часто человек говорит: “Мне Господь должен помочь, мне очень тяжело, я жду какой-то зримой помощи”. А мы должны помнить о том, что и нам следует что-то делать для Бога и для того, чтобы в дальнейшем быть достойными Божией любви и иметь надежду на то, что Господь услышит наши молитвы и поможет нам. А для этого нужны добрые поступки и те добродетели, которые открывают нам дорогу в Царство Небесное.

В сегодняшний воскресный день мы все будем подходить ко Кресту Господню, прикладываться к нему. Дай Бог, чтобы мы осознавали величайшую любовь Господа, поскольку Крест вошел в нашу жизнь, и порой мы даже не замечаем его. Придя в храм, редко кто подходит к Ряспятию и смотрит на страдания Господа. Чаще мы думаем о своих бедах и болезнях. Поэтому сегодня, дай Бог, чтобы мы осознали любовь Божию и приняли свой крест, поскольку после отвержения своих страстей и пороков нужно принять свой крест, чтобы быть с Богом.

А что значит “принять свой крест”? Это значит принять все то, что Господь посылает нам на нашем жизненном пути. И нам не нужно искать каких-то дополнительных подвигов, потому что все, что нужно для нашего спасения, Господь дает сполна. Это и скорби, и испытания, и болезни. И нам нужно научиться принимать все то, что Господь нам дает, без осуждения, без ропота, без уныния, без раздражения, без слов: “Почему мне? За что?” Все, что Господь посылает, все нам дается во благо и для нашего спасения.

Конечно, мы должны помнить о той цели, ради которой мы все это будем делать. И эта цель – наследовать Царство Небесное. Именно наследовать Царство Небесное, а не получить какие-то земные материальные блага.

Мне хочется сегодня вспомнить пример воина Евгения Родионова, который был замучен во время чеченской войны. Он родился в простой семье, где ни мать, ни отец не молились и не ходили в храм. В детстве Евгений был крещен, и когда бабушка надела на него простой деревянный крестик, он сказал, что этот крест не снимет никогда. И сколько ему пришлось пережить насмешек и испытаний, он с этим крестом прожил всю свою жизнь, пусть и короткую, но всю жизнь.

Он закончил школу, учился, был призван в армию, а потом попал в Чечню. И когда он был схвачен чеченцами в плен, ему приказали снять с себя крест. Ему сказали: “Сними свой крест, и мы оставим тебе жизнь, ты будешь жить дальше и наслаждаться благами этого земного мира”. И, казалось бы, у такого совершенно, в нашем понимании, нецерковного человека, который и на службы не часто ходил, и не был подвижником, было четкое осознание того, что крест снимать нельзя. Над ним издевались, его мучали, но крестик с себя он не снял и был обезглавлен. В дальнейшем он был причислен к лику святых угодников Божиих – новомучеников.

Этот пример показывает, что какой бы Господь ни посылал нам крест, он дается для того, чтобы мы спасли свою душу и наследовали Царство Небесное. Ведь новомученик Евгений мог бы снять свой крест и жить дальше, но разве это была бы жизнь? Человек, отказавшийся от Бога, пребывает в дальнейшей темноте, пустоте и теряет надежду на спасение. А этот поступок показал, что человек остался с Богом.

У каждого из нас свои испытания, свои скорби, и каждого из нас Господь ведет по своему пути в Царство Небесное. Дай Бог, чтобы мы боролись со своими страстями, пороками, принимали все, что Господь посылает нам на жизненном пути и всегда оставались с Богом, никогда Его не предав, и тем достигли Царства Небесного. Аминь».


Источник: сайт Полоцкого монастыря

153