Об исповеди. По материалам архимандрита Амвросия (Юрасова)

Амвросий (Юрасов), архимандрит

36x.jpg

Архимандрит Амвросий (Александр Игнатьевич Юрасов) родился 8 сентября 1938 года в Алтайском крае. Известный проповедник, кандидат богословия, писатель, чьи книги были изданы тиражом более миллиона экземпляров. Отец Амвросий содействовал созданию радио «Радонеж», был основателем и духовником Введенского женского монастыря.

Архимандрит Амвросий – ребенок войны из многодетной семьи. Он выжил, несмотря на страшный голод. Отец погиб на фронте. Будущий священник окончил Московскую духовную семинарию и академию, в 1969 году в Троице-Сергиевой лавре был рукоположен в сан иеромонаха. По благословению своего духовного отца Наума (Байбородина) был послушником в Почаевской лавре, более 10 лет – в Троице-Сергиевой лавре, во времена гонений ушел на Кавказ. В 1983 году был принят в Ивановскую епархию, а в 1991 году основал Введенский женский монастырь. Духовно окормлял не только сестер обители, но и всех, кто приезжал к нему их разных уголков страны. Отец Амвросий обладал многими духовными дарами, первый из которых – дар исповеди. Он видел людей и их духовное состояние, помогал вспоминать грехи и очищаться от них. Одна из самых популярных его книг – «Исповедь. В помощь кающимся».

Остались многочисленные видео выступлений, проповедей и лекций батюшки, записи его выступлений на радио «Радонеж». Духовные чада архимандрита Амвросия продолжают вести страницу в соцсетях, собирая рассказы о встречах с батюшкой и чудесных преображениях. Недавно была издана книга «Се аз и чада, яже ми даде Бог», в которой представлены воспоминания 84 светских и духовных лиц из России, Украины, Беларуси, Сербии, Польши, Румынии, Германии. Отец Амвросий обладал твердой верой и сильной личной харизмой и своими трудами и сейчас продолжает приводить людей ко Христу Спасителю.

e7.jpg

Приведем некоторые высказывания об исповеди архимандрита Амвросия из его проповедей и выступлений разных лет.

***

Когда в комнате душно, мы открываем окна, чтобы вошел свежий воздух, а когда тяжело на душе, нужно в исповеди открыть уста, и тогда в душу чистой струей войдет благодать.

***

К Богу надо стремиться, как малое дитя стремится к своим родителям, когда напроказничает: плачет, просит прощения, обещает вести себя хорошо, и любящие родители его прощают. Так и Отец наш Небесный, когда приходим к Нему с искренним покаянием, со слезами, прощает нас и дает благодать, дает ее даром.

***

Бог есть любовь, у Него милости целый океан. Наши грехи – мелкая горсть песка. Если бросить песок в океан, песок тут же утонет, а океан из берегов не выйдет – настолько мала эта горсточка. Так и мы, если покаемся, тут же будем прощены.

d2.jpg
Насельницы и духовенство Свято-Введенского женского монастыря, г. Иваново

Что такое глубокое покаяние? Все хозяйки знают: если в огороде у сорняков срезать только ботву, вся сила уйдет в корень, и сорняки еще сильнее разрастутся. Точно так же, если каяться «по верхам», грех еще глубже войдет в душу, еще больше укрепится, превратится в порок, в страсть.

***

Если ночью бежать по грязной дороге, то одежда бывает забрызгана, но в темноте этого не видно. А стоит выйти на свет, сразу откроются черные пятна. На черном платье черного пятна не различишь. Так и душа наша – когда находится в греховной тьме, то не видит, какая она черная. Когда же свет Христов проникает в нашу темную, грешную душу, тогда эта грязь становится видна во всем своем безобразии.

***

Сегодня исповедовал пожилую женщину. Спрашиваю:

– Ну, скажи, какие у тебя грехи?

– А на мне особых грехов-то и нет!

– Часто бываешь в церкви?

– Ну, раза два-три в год.

– А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?

– Да, очень много народа.

Взял, рукой закрыл ей глаза.

– А сейчас ты их видишь?

– Нет, не вижу.

– Почему?

– А вы мне руками закрыли глаза.

– Но народ в храме есть?

– Есть, просто я его не вижу.

– Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.

Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем. Святые отцы говорят, что духовно жить человек начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.

***

Например, женщина живет с мужем. Постоянно кается в одних и тех же грехах, что она злится, с мужем ругается, его оскорбляет и не может от этого избавиться. Я говорю: «Милая моя, не ищи в муже недостатки, а ищи их в себе, потому что если не будет твоего мужа, будет кто-то другой и будет то же самое до тех пор, пока не смиришься. Как только смиришься, все прекратится». Она отвечает: «А я не могу». Потрудиться не хочет.

***

Для того чтобы встать на правильный путь, любому человеку необходимо вспомнить все греховное, что было у него, начиная с юношеских лет. Следует прийти в храм и все рассказать Господу в присутствии священника. Священник прочитает над нами молитву, обратится к Господу, чтобы Он присоединил нас к Святой Соборной и Апостольской Церкви, а человек, в свою очередь, даст обещание исправиться и покинет храм с обновленной душой, то есть без греха. Все это люди испытали на практике и знают, как можно действенно очистить свою душу. Господь прощает нас, и мы уходим из храма с облегченной душой.

***

Необходимо понимать всю важность исповедания грехов. Главное, не делать этого поверхностно. Бывает, что люди называют незначительные прегрешения, утаивая самые тяжелые и даже смертные грехи. Когда задаешь вопрос: «Почему же вы не каялись в этом?», то люди часто отвечают, что не хотели говорить об этом в храме. Это еще больший грех.

***

Однажды послушник пришел к архимандриту, своему духовнику, и сказал: «Отче! Я исповедовал все грехи, но я не верю, что Господь меня простил». Архимандрит ответил: «Чадо мое! Бог не простил тебе грехи твои, потому что ты покаялся и не верил, что Бог тебя простил». Надо верить. За неверие Господь и не простит. Покаялся – и надо верить, что Бог тебя простил.

***

Как-то один путник проходил мимо и увидел, как старец в огороде работает. Спрашивает старца: «Что делаешь?» Тот отвечает: «Исповедую мой огород». Путник удивился: «Как это исповедуешь?» – «Камешки убираю, колючки, негодную траву вырываю. Собираюсь сажать огурчики, помидорчики, а если все это оставить, оно забьет рассаду и огурчики будут желтые, деформированные, и помидоры будут плохие – сорная трава помешает росту.

И путник понял: для того, чтобы в душе были мир, радость и покой, надо очищать душу от негодных, колючих трав, от камней. А грехи – это те же камни.

Пожелание для всех: быть со Христом всегда, во все дни жизни нашей, потому что Господь очищенной душе дает радость и благодать. И как апостол Павел сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).

***

Человек в своей жизни постоянно грешит, а потом, когда понимает, что это тяжко, – кается и больше не грешит. За эти грехи и надо понести наказание – пострадать временно. Лучше претерпеть временные скорби, чем вечные. Важно научиться благодарить Бога: «Слава Богу за все! Значит, так надо. По моим грехам, мне еще мало – надо больше». Это полезно для души.

***

Так батюшка простыми словами и примерами умел очень ясно раскрывать людям глубокие смыслы. Когда он говорил, все становилось настолько понятно, что не было другого варианта, кроме веры. Веры, которая вызывала сильную потребность все вспомнить и очиститься – покаяться. Радостно покаяться, потому что с отцом Амвросием становилось возможным и легким пройти весь этот путь. Рядом с ним оживали и самые окаменелые сердца. Батюшка всех брал в свое сердце, одного никого не оставлял. Он говорил: «Прежде чем учить, надо стать учителем, прежде чем просвещать, надо стать светом, прежде чем воспитывать, надо стать воспитанным».

Теперь пришло время самим потрудиться и стать воспитанными, вспоминая ту любовь, которая с избытком передавалась батюшкой. Бодриться и не унывать. Духовно возрастать.


Источник: сайт Сретенского монастыря

132