«Видеть совесть свою как в зеркале»: старица Московского Ивановского монастыря Досифея

73.jpg

Вышло в свет новое издание «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея. Ивановский монастырь и Оптина пустынь», подготовленное издательством Оптиной пустыни совместно с Иоанно-Предтеченским ставропигиальным женским монастырем.

Книга посвящена известной подвижнице, старице и затворнице Московской Иоанно-Предтеченской женской обители монахине Досифее (1745/46–1810). В старину московский монастырь святого Иоанна Предтечи именовался Ивановским. В разные эпохи и царствования он был и любимым, ближним царским богомольем, и местом ссылки и особ царского рода.

Биография затворницы Досифеи вот уже более двух столетий окутана тайной. С ее личностью связано немало легенд. Однако в последние годы, благодаря усердию почитателей старицы и исследованиям специалистов, в архивах и музеях обретены ценнейшие сведения о подвижнической жизни затворницы Досифеи. Надпись на одном из недавно найденных портретов монахини Досифеи гласит: «Изображение княжны Августы Таракановой, в иночестве Досифея, дщери Императрицы Елисаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Розумовскаго».

zjL.jpg

Память старицы молитвенно почитают 17 февраля (4 февраля по ст. ст.). Преподобный Моисей Оптинский считал ее своей первой духовной наставницей и говорил, что «хотя он был от детства воспитан в страхе Божием своею благочестивою родительницею и родителем, но первые наставления в духовной жизни получил от благочестивой старицы Досифеи, жившей в Московском Ивановском монастыре…».

Эти слова великого оптинского старца были записаны известным церковным историком XIX века архимандритом Леонидом (Кавелиным) и вошли в его труд «Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества)».

Согласно преданию, таинственная монахиня Ивановского монастыря Досифея, известная под именем княжны Таракановой, — принцесса Августа Доротея, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье сестры отца Веры Григорьевны Дараган, и в просторечии получила фамилию Тараканова. Вместе с кузенами Дараганами была отправлена заграницу в Швейцарию. Когда в Европе появилась самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, императрица Екатерина II приказала доставить в Россию возможную претендентку на престол.

Чтобы избежать государственных нестроений принцесса Августа должна была принять монашеский постриг. В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II она была доставлена в Московский Ивановский монастырь.

Монахиня Досифея с христианским смирением приняла резкие и неожиданные перемены в своей жизни, всецело положившись на волю Божию. Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.

Постепенно о затворнице узнала богомольная Москва. Старица Досифея была почитаема современниками за дар молитвы, духовную опытность и рассудительность. Подвижница состояла в духовном общении с митрополитом Платоном (Левшиным), со старцами московского Новоспасского монастыря Александром (Подгорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), с настоятелем Курской Коренной пустыни Макарием (Каменецким), с рославльскими и многими другими подвижниками.

В начале XIX в. к старице за благословением и советом об избрании будущего жизненного пути пришли два брата Путиловы — Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, впоследствии по решению братии был избран настоятелем обители (1842–1858).

Провидев их будущее церковное служение, старица приняла благочестивых юношей в своей келье, для дальнейшего духовного руководства благословив обратиться к старцам Новоспасского монастыря. Спустя годы настоятель Оптиной пустыни архим. Моисей писал строительнице Ивановской обители Марии Александровне Мазуриной, что «духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания».

Отец Александр, о котором старица Досифея писала, что он «есть избранник от Христа Спасителя нашего», благословил братьев Путиловых поступить в Саровскую пустынь, куда они прибыли 13 мая 1805 года.

Старица Досифея не оставляла духовное попечение о братьях Путиловых до конца своей жизни.

В письме к братьям Путиловым от 29 октября 1805 года старица укрепляла братьев в прохождении монашеского жительства, именовала пустынь «Саровским Иерусалимом», указывала на важность старческого окормления и просила их «смиренно писать о продолжении жития». В письме от 20 августа 1807 года Тимофей и Иона Путиловы уведомляли старицу Досифею, «свою пречестнейшую матерь и благотворительницу», что они «в расположениях к жизни иноческой неуклонны».

Старица Досифея советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале», то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести», — можно с мирным сердцем встречать различные вражеские нападения. Подобно святому апостолу, старица советовала во всех делах хранить «добрую совесть» (Евр. 13:18), для этого как можно чаще чистосердечно «открывать свою совесть» духовнику.

1r.jpg
Ивановский монастырь. Современное фото

На страницах изданной недавно книги о старице рассказывается о духовных связях двух монастырей — Оптиной пустыни и Ивановского монастыря. В книге опубликованы редкие архивные документы из фондов Оптиной пустыни, Ивановского, Новоспасского, Саровского монастырей и другие материалы. В Сборнике много уникальных материалов, посвященных Оптиной пустыни. Это обзор и публикация писем старца Новоспасского монастыря Александра (Подгорченкова) братьям Путиловым, письма Тимофея Путилова к младшему брату Ионе Путилову, послушнику Успенской Саровской пустыни, написанные с 1807 по 1823 годы, которые показывают, насколько твердо в начале своей монашеской жизни братья Путиловы следовали старческим наставлениям.

Статьи, написанные известными исследователями, знакомят читателей с историей русского монашества в первой половине XIX века и с духовной биографией преподобного Моисея.

В публикации иеромонаха Диомида (Кузьмина) впервые вводится в научный оборот факт и обстоятельства первого пострижения Тимофея Путилова в рясофор в 1809 году в Свенском монастыре, участие в его судьбе старца Василия (Кишкина), а также и второго пострижения его в мантию в лесной пустыньке 24 августа 1819 году, когда на сороковой день по кончине старца Феофана (Талунина) собрались рославльские старцы. Как писал старец Моисей: «помянул и я, окаяннейший, дни древние своей слабой жизни и лета вечная помянув, пришел в желание себе истинного образа, к которому еще поощрился, и от старцев <…> Между собеседованием их внушилось им предложить мне, грешному, о принятии душеспасительного таинства пострижения. Я, имевши расположенное к тому сердце, счел их слова за глас Божий, призывающий меня к обновлению жизни — тотчас с радостию представил им себя согласным, — а они сие еще подтвердили тем, что теперь приятный к тому случай, для чего и расположились пребыть у нас три дня, между тем, что было нужно поизготовили, и отправя заупокойную службу сорокоуста, который пришелся в субботу августа 23-го ч<исла>, меня в воскресенье, во время часов, удостоил Отец Небесный человеколюбивого приятия Своего — по чину как должно постригли в мантию. — Слава Богу о сем! Имя нарекли по чувствованию отцов, Моисей».

Старец Моисей чтил память своей первой духовной наставницы всю жизнь. По благословению преподобного Моисея имя старицы Досифеи внесли в общебратственный помянник Оптиной пустыни и молились о ней за каждым богослужением. Эта традиция возобновлена и в наше время.

Архивные исследования о связях двух монастырей продолжаются. Новое совместное издание, а также новые архивные находки были представлены 6 февраля 2024 года в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре на Всероссийской научно-практической конференции «История Московского Ивановского монастыря XIX–XX вв.».


Источник: по материалам сайта Оптиной пустыни

152