Протоиерей Олег Стеняев: «Не осуждай! Никто не имеет права предвосхищать суд Христов»

Великим постом мы призваны усиленно подвизаться против своих страстей. Страшно, если некоторые из них мы и за грехи не считаем. Привычно судим, осуждаем других… Чем страшен грех осуждения? И как с ним бороться? Рассказывает, делясь личным опытом, известный миссионер протоиерей Олег Стеняев.


getIma.jpeg

Тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего. Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Слова: «Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают Суд Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения» – показывают нам возмущение даже бесов, – и о них известно, что «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Как же из нас один человек начинает судить другого, хотя истинный суд принадлежит Христу? Мы же тогда не пройдем мытарства осуждения, – его обвинение более чем законное: никто не имеет право предвосхищать Суд Христов.

Сказано: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1:9). Если даже Архангел Михаил в споре с диаволом не произнес на него суда и предоставил место Суду Христову, то как же люди могут позволять себе осуждать других, «когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения»? О чем и сказано: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он (Спаситель – Ред.), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8-10).

Итак, мы все заключены под грехом, и нечем хвалиться друг перед другом. Как некоторые говорят: «Да, я грешил, но вот такого я не делал». Поистине нет разницы между грехами, как и сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10-11). Поэтому неприятно и даже противно бывает видеть, как один грешник обвиняет, обличает – другого грешника.

Лично меня одно присловие, девиз спасает от греха осуждения – «…врач! Исцели самого себя…» (Лк. 4:23).

КТО ХОЧЕТ ОБУЗДАТЬ СВОЙ ЯЗЫК, МОГУ ДАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ СОВЕТ: ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ВАША РЕЧЬ КАСАЕТСЯ ЧЕГО-ТО РАЗДРАЖАЮЩЕГО ВАС ИЛИ ГРЕХОВНОГО, ОСУЖДАЮЩЕГО БЛИЖНЕГО, ТО РЕЗКО НАЧИНАЙТЕ ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО.

Когда человек говорит медленно, то ему легче контролировать свои эмоции и обуздывать их в словах и помыслах. Особенно надо бояться что-либо худое говорить о духовных отцах. Евагрий монах писал: «Не прислушивайся к речам против своего духовника и не возбуждай против него тех, кто не уважает его, чтобы не прогневался Господь твоими поступками и не изгладил тебя из книги жизни».

Из патерика известна история… Один монах отправился из монастыря в город. По дороге ему встретился иудей, который всю дорогу до города ругал настоятеля монастыря. Монах молча слушал, как ругали его игумена. Когда они подошли к городу, иудей спросил: «Согласись, что я прав». На что монах ответил: «Может быть…» Когда монах сделал все дела в городе и вернулся в монастырь, навстречу ему вышел старец, который сказал ему: «Ты теперь не монах и не христианин, ибо осудил своего духовного отца».

Таким образом, мы выяснили, что верующий, сам будучи грешником, не имеет права никого осуждать прежде Суда Христова.

СУД ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ХРИСТУ, САМ ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ ПОРУЧИЛ ЕМУ ЭТУ МИССИЮ: «ИБО ОТЕЦ И НЕ СУДИТ НИКОГО, НО ВЕСЬ СУД ОТДАЛ СЫНУ» (ИН. 5:22).

И еще: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). То есть, чтобы судить, надо быть верным и истинным, и кто способен на такое?

Не имеет права христианин осуждать и то, что, как ему кажется, достоверно известно и подлежит порицанию. Сказано: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Клеветать на другого человека, бесславить другого человека и смеяться над чужими грехами – это недостойно имени христианина, о подобных вещах апостол Павел говорил: «А блуд (и словесный. – Прим. прот. О.С.) и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).

Смеяться над чужими грехами – этот грех прямо уподобляет человека бесам. В «Житии святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского» говорится о скорби Ангела, потерявшего душу, и радости бесов, отнявших ее: «Ангел же Хранитель его шел вдали и горько плакал, а бесы радовались». Так, например, истолковывая слова из Евангелия от Матфея «Блаженны плачущие», святитель Феофилакт Болгарский предложил следующее суждение: «Плачущие, то есть о грехах… притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних». Такой плач уподобляет человека ангелу.

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК УЧИЛ: «КТО ИСТИННО ПРИНОСИТ ПОКАЯНИЕ, ТОТ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ОСУЖДЕНИЕМ БЛИЖНЕГО, А ТОЛЬКО ОПЛАКИВАЕТ ГРЕХИ СВОИ». ТОТ, КТО ИЩЕТ ПРОЩЕНИЯ, ПРОЩАЕТ И САМ.

Мы все нуждаемся в прощении, а это и значит, что должны прощать, о чем и молимся: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерою того, как Бог отнесется к нам. Сказано в одной из притч: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ УЧИЛ: «ТЕ, КОТОРЫЕ РАЗБИРАЮТ ЧУЖИЕ ГРЕХИ, НИСКОЛЬКО НЕ ЗАБОТЯТСЯ О СВОИХ СОБСТВЕННЫХ».

Собственно говоря, на чужие грехи обращают внимание, чтобы не видеть своих, стараясь их не замечать. Но, как правило, замечая и говоря о чужих грехах, говорящий рассказывает о своих собственных. А если судит человека за грех, который сам не делал, отцы говорят, что Бог попустит таковому впасть именно в этот грех. Мы не раз говорили об этом.

Преподобный Иоанн Лествичник так и учит: «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает».

Итак, не будем крутить головою вокруг себя, кто как живет, а лучше займемся сами собою. Будем стремиться, где для нас возможно, исполнить Заповеди Божии, а где споткнемся и согрешим, будем искать спасения во Христе, ибо «оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38-39).


Источник: «Святые online»

152