«Когда ты с Богом, а Бог — в тебе» (часть 2)

5.jpg

По словам матушки Ксении (Пашковой), игумении Иверского женского монастыря в городе Орске, встреча с духовном отцом, протоиереем Сергием Барановым, стала финальным аккордом в ее мирской жизни. О своем пути и о том, как созидается обитель сегодня, читайте в продолжении беседы на сайте Минского Елисаветинского женского монастыря.


— С отцом Сергием мы созванивались почти каждый день, — продолжает матушка Ксения. — Я делилась своими переживаниями, рассказывала, как идет молитва.

Став духовным чадом батюшки, старалась жить в полном послушании. По его благословению прочла духовные книги «Слова и житие старца Порфирия Кавсокаливита», «Игумения Арсения», «Моя жизнь со старцем Иосифом», книги старца Софрония (Сахарова) «Видеть Бога как Он есть», «О молитве» и другие… Всё больше убеждалась, что монастырь — это совершенная форма жизни человека с Богом на земле.

Общаясь с батюшкой, читая книги, молясь Иисусовой молитвой, я поняла, что другой жизни не хочу, и принятие монашества — только вопрос времени. Бывают разные судьбы, иногда с человеком случается резкое переключение, у меня же всё происходило постепенно, долго вызревало. Встреча с батюшкой стала финальным аккордом.

Как-то, стоя перед иконой преподобного Серафима Саровского, мысленно спросила у батюшки: «Как мне теперь жить дальше, в чем мое призвание?» И услышала тихий ответ: «Батюшке помогать — монастырь создавать». Не голос, не видение, просто внутри прозвучала спокойная и ясная мысль-прибаутка.

Чуть раньше, готовясь к работе над документальным фильмом отца Сергия «Ксения», я отправилась в Петербург помолиться святой блаженной Ксении. И там, у часовни, просила святую: «Ксеньюшка, если есть на то воля Божия и нет в этом гордости и тщеславия, помоги мне стать монахиней».

По словам матушки Ксении, решение следовать за отцом Сергием в Орск уже созрело, когда в Москве внезапно попросили освободить снимаемую квартиру... Через три месяца после поездки в Санкт-Петербург к святой блаженной Ксении отец Сергий возвращался с Афона, и матушка полетела с ним в Орск. Навсегда. Билет батюшка благословил купить в одну сторону.

— 6 мая 2013 года, в день празднования святого Георгия Победоносца и Иверской иконы Богородицы, на месте строительства обители была заложена памятная плита и установлен крест, которые теперь находятся в алтаре нижнего храма в честь преподобного Серафима Саровского. Мой постриг состоялся 7 июля, в день Рождества Иоанна Крестителя.

Потихонечку началось строительство нашего монастыря в поселке Херсон. В этом поселке обычный человек Анатолий Мерзляков захотел возродить место, в котором когда-то жили его предки, вернулся на землю прародителей и поднял хозяйство: засеял поля, развел скот, построил храм. Он выделил дом, где с 2008 года жили две женщины, которые убирались в храме, занимались огородом. Сейчас они уже схимницы.

С апреля 2013 года, пока строился монастырский комплекс, мы жили в старом храме: сделали перегородки, и получились небольшие кельи. Батюшка в то время занимался также строительством главного городского собора, был его настоятелем, а параллельно строил монастырь.

Отец Сергий создал нашу обитель, и он ее держит сегодня. Батюшка — капитан нашего корабля, а я как могу стараюсь помогать.

— Батюшка уникальный, редкий человек, способный совмещать великость и простоту. Именно таким было мое впечатление после первой встречи с отцом Сергием: он словно великан, который ногами крепко стоит на земле, а головой упирается в небо в своем духовном искании и мышлении. Мне кажется, это Божественное свойство, потому что Бог в Своем величии очень прост.

К своему стыду, все мы, его духовные дети, нередко огорчаем нашего батюшку. Я искренне это говорю, чтобы не создалось впечатления, что всё всегда идеально и ровно. Бывают трудности и искушения, проверки на верность. Но стараемся, карабкаемся...

В миру бытует мнение, что в монастырь уходят от горя или от несчастной любви. Но настоящий монах не уходит, а приходит. Матушка Ксения всегда подчеркивает эту мысль, когда в их монастырь приходят новые сестры.

— Монастырь — выбор серьезный. Принятие такого решения не должно быть эмоциональным. В монастырь не «уходят», а «приходят». Приходят, чтобы послужить Богу, встретить своего Жениха, подготовиться к этой встрече.

Когда человек идет в монастырь как в убежище — спрятаться от проблем или от своей неприкаянности и непригодности в миру, — может случиться беда. Цель монаха — Иисус Христос, желание встретить Его и полюбить, соединиться с Ним и в Нем любить весь мир. А еще это готовность умирать за Него каждый день. Поэтому когда к нам приходят новые сестры, наша главная задача — понять настрой и дать время. Время должно показать и выявить истинную цель человека, для чего он пришел в монастырь. Критерий один — любовь к личности Иисуса Христа и самоотверженность. Потому что любовь была, есть и будет синонимом жертвы и самоотречения. Любовь — это не чувство, а действие. Батюшка всегда об этом говорит в своих проповедях и книгах.

— Например, когда мы в молитве отрекаемся от себя, от своего образного мышления, чувств, мыслей и создаем пространство для чистой молитвы, чтобы Бог Сам мог найти Себе место и Сам молиться в нашем сердце. Мы стараемся отрекаться от себя во исполнение послушаний, в отношениях друг с другом. Мы отодвигаем себя и движемся навстречу Богу.

В одном российском издании Иверскую женскую обитель назвали «сердешным монастырем, куда пускают в джинсах и где принято улыбаться каждому встречному». «Как удается найти баланс между открытостью, любовью и дисциплиной, которую важно соблюдать?» — спрашиваю у матушки.

— Специально ничего не выстраиваем, стараемся естественно жить и с пониманием относиться к людям, помня, что и мы сами прошли путь джинсов и непонимания, в каком месте ты оказался.

Одно и то же слово может сработать в любовь, а может оттолкнуть человека. В нашем монастыре есть подсказки-памятки, где в форме просьб, а не запретов мы прописали правила обители. В любом случае все сестры стараются избегать категоричности.

6.jpg

— На этом же фундаменте строятся отношения между сестрами обители. Батюшка всегда подчеркивает: «Главное — наши отношения». Когда есть доверие, человечность и теплота, тогда все вопросы решаются легко и просто.

И, конечно, монашеская жизнь невозможна без послушания. Батюшка сейчас как отец большого семейства, все вопросы решаем через него. А между собой стараемся общаться как дети: я могу сделать замечание сестрам, но с любовью и пониманием, что я сама еще такой же ребенок, который находится на пути становления. Десять лет монашества — это только начало долгой дороги. Пока мы все еще как малые дети, и слава Богу, что у нас есть отец, который нас растит.

Многие считают чудом появление в степях Оренбуржья, на окраине города Орска, Иверского женского монастыря. Уже через год после освящения первого камня на бывшем пустыре появилось большое сооружение и была отслужена первая литургия. Сегодня в обители много храмов, самый большой из которых — храм во имя иконы Божией Матери «Иверская». Остальные посвящены святым, ставшим духовными ориентирами для отца Сергия и сестер Иверского монастыря — преподобным Марии Египетской, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Симеону Новому Богослову, Гавриилу Ургебадзе; святителям Николаю Чудотворцу, Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. В разных уголках обители также созданы архитектурные акценты, которые напоминают о любимых святых местах: возведен поклонный крест как символ Голгофы, где был распят Христос; создана рукотворная гора Афон, на которой возвышается металлический крест — точная копия установленного на вершине Афона в 1882 году. Есть в обители и скамейка радости.

— У храма преподобной Марии Египетской стоит скамеечка, над которой батюшка повесил старые елочные игрушки с желанием, чтобы человеческое сердце умилялось. Потому что именно умиление делает наше сердце мягким, а только такое сердце может переживать тонкий духовный мир.

Я как-то прочла, что смысловой корень умиления — это «укалывать». Рассказываю об этом на экскурсиях и подвожу к скамейке. Когда в обитель приезжают люди с тяжелыми проблемами — неизлечимыми болезнями, сложными семейными ситуациями, — сложно дать совет, можно только глубоко сопереживать и сочувствовать. Тогда мы вместе садимся на эту скамеечку радости, и я предлагаю посмотреть наверх, на елочные игрушки. И вот мы сидим со своими проблемами, а там, над головой, — детство. Почему в детстве было так хорошо? Да потому что это время, когда ты не ответственен за свою судьбу полностью, на сто процентов, за тебя отвечают твои родители.

И если папа и мама не заложили знания, что над ними есть еще Папа и Мама, тогда во взрослом возрасте человек остается круглым сиротой. А в современном обществе настойчиво навязывается формула, что только ты сам хозяин своей судьбы и можешь сделать себя сам. И живет такой выросший эгоист, над которым никого нет… Успешная ситуация — присваивает ее как исключительно свою заслугу, что-то не удалось — впадает в депрессию или обвиняет других. Сколько поколений таких сирот выросло! А если мама с папой дали знание, что есть Господь и Богородица, тогда человек в любой ситуации знает и чувствует, что он не один, обращается к своим Небесным Родителям: «Господи, помоги»; «Пресвятая Богородица, не оставь»; «Господи, спасибо»; «Прости, Господи, сейчас не получилось, но я буду стараться дальше...» Это дает ощущение ровности, защиты.

Вот так мы и размышляем вместе на нашей скамеечке радости, и вдруг замечаешь, что человек уже улыбается...

— Лично для меня радость — это мгновения встречи с Богом, когда чувствуешь себя недостойным грешником, а Господь покрывает тебя благодатью, вдохновляет духовно трудиться, дает возможность измениться. Плачешь и от стыда, и от умиления, познавая сердцем, что тебя, даже такого, Он любит, и ты сейчас с Ним близко-близко.

Наша цель — соединиться с Богом. И на пути к этой цели для нашего утешения дается возможность прикоснуться к такому состоянию, когда ты с Богом, а Бог — в тебе. Вот тогда наступает подлинное единство — единство мира, людей в Боге, личности Бога. И ты в этом. Это счастье и радость.

Радуйтесь, что во всем и везде Бог. Всё Им пронизано, этой ниточкой Духа Святого. Как бусинки на эту ниточку нанизываются все обстоятельства, события, люди, чувства, переживания. Чаще всего мы отвлекаемся на эти бусины, а вот эту главную сквозную ниточку теряем. Но если бы мы ее постоянно проживали, чувствовали, то всегда радовались бы. Вот к чему призывает нас апостол Павел, когда говорит: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 16‒18). Апостол дает нам высокий ориентир, к которому мы должны стремиться, но это возможно только в Боге и с Богом. Никак иначе.


Окончание. Начало…


Источник: сайт Елисаветинского монастыря

150