Пополнение сестричества. От чего это зависит?

Домника (Коробейникова), игумения

2.jpg

Выступление игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга на заседании Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 29 марта 2024 года).


Тема моего сообщения – «Пополнение сестричества. От чего этого зависит?» Конечно, главное, от чего зависит пополнение сестричества, – это благоустроенная духовная жизнь. Она, как некий свет, привлекает к себе всех и зажигает в сердцах людей ревность. И как пчелы слетаются к сладкому нектару, так и в монастырь, где есть духовное руководство, единство между сестрами, благолепное богослужение, – приходят новые насельницы.

Вообще, люди всегда ищут в Церкви именно духовной жизни, Духа Святого, а не чего-либо иного. Можно привести такой пример. На Кипре в начале и середине прошлого века Церковь переживала кризис: люди перестали ходить в храмы. Владыка Афанасий Лимасольский рассказывал, что прихожан пытались привлечь внешними средствами: устраивали спортивные площадки возле храмов, проводили развлекательные мероприятия и тому подобное. Но храмы все равно оставались пустыми. Когда же ученики преподобного Иосифа Исихаста принесли на Кипр живую духовную традицию, тогда и началось возрождение церковной и монашеской жизни. То же самое, как мы знаем, произошло благодаря старцу Ефрему Аризонскому в Америке. В течение многих лет там пытались привлечь людей в Церковь с помощью фестивалей, общественных мероприятий. А старец Ефрем напомнил людям о главном – о подлинном православном предании. Он призывал к посту, аскезе, молитве, участию в долгих бдениях, и к нему устремились тысячи верующих. Храмы наполнились людьми, открылось девятнадцать православных монастырей. Свою роль, конечно, в этом сыграла святая жизнь самого старца Ефрема, но дело не только в этом. Любая обитель, где царствует молитва, где живут по преданию святых отцов, становится местом притяжения как для богомольцев, так и для новых братьев и сестер.

Конечно, в кратком сообщении невозможно раскрыть все составляющие благоустроенной духовной жизни – для этого нужно было бы изложить всё учение святых отцов. Поэтому хотелось бы сказать только об одном – о том, как принимать паломников, приходящих в обитель. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о богомольцах, желающих просто поклониться святыням и отдохнуть от мирской суеты, а именно о тех паломниках, которые интересуются монашеской жизнью. От того, какой прием они встречают в обители, зависит немало. Если паломникам дается возможность познакомиться с жизнью братства, ощутить глубину и красоту монашеской жизни, если они чувствуют любовь и внимание насельников, находят ответы на свои духовные вопросы, то они приходят вновь и вновь и могут в итоге посвятить всю свою жизнь Богу.

Любовь и внимание к паломникам выражается во всем, в первую очередь в том, как обустроены кельи для них. В этих кельях, с одной стороны, должны быть уют, чистота и все необходимые удобства. В уставе преподобного Венедикта Нурсийского говорится, что для этого «надо назначать особого брата, исполненного страха Божия, чтобы постели были всегда хорошо убраны, и дом весь, как Божий, был в порядке». В то же время важно создать в паломнических кельях монашескую атмосферу. В монастырских уставах нередко говорится, что паломники должны быть упокоены всем потребным, но, как уточняет устав Глинской пустыни, «без противности монашескому званию». Нежелательно, чтобы в кельях находились предметы, связанные с миром, например, компьютер и какие-либо средства связи. В некоторых монастырях есть хорошая традиция: паломницы во время пребывания в обители не пользуются своими телефонами, а отдают их на хранение сестре, отвечающей за паломниц. Благодаря этому паломницы могут лучше почувствовать безмолвную атмосферу монашеской жизни.

Традиционно кельи паломниц располагаются отдельно от сестринских. Так было принято издревле. Например, о монастырях преподобного Пахомия Великого известно, что при каждой обители была гостиница, где и селили паломников. Живя отдельно от сестер, паломницы сознают, что у сестричества есть своя особая, таинственная жизнь и относятся к ней с благоговением. При этом хорошо, когда паломницы живут в одном распорядке с сестрами, в первую очередь – посещают богослужения. Для них очень полезно видеть, как сестры стоят на службе, словно некое единое воинство. Паломницы участвуют и в трудах сестер. Во время трудов человек особенно раскрывается, и можно увидеть, способен ли он войти в эту монашескую семью, чувствует ли радость от пребывания с сестрами, не тяготится ли трудами и всеми монашескими обычаями. И сами паломницы во время послушаний лучше узнаю́т монастырь, дух сестричества.

Необходимо также, чтобы паломницы имели возможность читать книги святых отцов. Часто это имеет решающее значение. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, что он избрал монашество именно после того, как прочитал «Лествицу». Вот как он пишет: «Я начал читать и был поражен. В “Лествице” раскрывались жизненные, интересные для меня вопросы. Например, как достигнуть совершенства христианской жизни? Почему совесть иногда перестает нас обличать? Как бороться со страстями? Каковы значение и сила монашества? Чтение так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству. Как-то удивительно быстро мои мирские мысли и мечты отошли в сторону, в частности и мысли о пастырстве и браке. И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним. И во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу».

Огромное значение имеет то, чтобы о паломницах заботилась специально назначенная сестра, которая беседовала бы с ними на духовные темы, знакомила их с монашеской жизнью, отвечала на волнующие их вопросы. Конечно, это должна быть сестра, которая отличается истинным монашеским послушанием и полностью единодушна с игуменией. Обо всем, что касается общения с паломницами, она советуется с матушкой и следует ее благословению.

Сестра заботится, чтобы паломницы не были предоставлены самим себе, организует их день, приглашает в храм, на трапезу, на послушания, объясняет им монастырские обычаи. Игумен Серафим (Кузнецов) в книге «Женские иноческие уставы» отмечает, например, такую деталь: сестра, отвечающая за паломниц, «должна, когда придет время церковного пения, препровождать их с почтением и вежливостью в церковь и показывать им место стояния, и по окончании службы упокаивать их во всем».

Особенно важная черта сестры, несущей это послушание, – это духовная зрелость, серьезность и рассудительность. В уставе преподобного Венедикта Нурсийского говорится, что на такое послушание надо поставлять брата «мудрого, который умел бы давать ответы, и которому зрелость возраста и нрава не позволила бы блуждать помыслами».

То есть необходимо, чтобы это послушание исполняла сестра, которая не склонна к рассеянности, праздным беседам, любоначалию, не ищет сама общения с посетителями. Как говорит архимандрит Эмилиан Симонопетрит, к паломникам не следует посылать брата, который «сам выпрашивает разрешение на это, проявляет интерес к пришедшим, бродит без дела по монастырским дворам, и то и дело оказывается у дверей и калиток». Лучше назначать на это послушание монаха, который «подвизается в покаянном плаче, сидя в своей келье». Служение такого монаха паломникам поистине бывает, по выражению святителя Василия Великого, растворено евангельской солью. Беседуя с паломниками, он старается приоткрыть им суть духовной жизни, а сам остаться в тени, как ничего не значащий. И паломники, видя скромность и рассудительность брата, его целомудрие и смирение, познаю́т красоту монашества и получают духовную пользу.

Нужно добавить, что сестра, ответственная за паломниц, должна стараться помочь им на духовном пути, независимо от того, изберут они впоследствии монашество или нет. А если паломница показывает желание в будущем поступить в обитель, то особенно важно хорошо узнать ее, расспросить обо всем, что имеет значение для такого ответственного шага.

Подобное внимательное отношение к паломникам – это одно из необходимых условий, чтобы в обитель приходили новые сестры. Немаловажно также, чтобы священнослужители монастыря были единодушны с игуменией и сестрами, почитали монашество и любили обитель. И хочется повторить, что первостепенную роль играет духовная жизнь сестричества. Совершают ли сестры келейное правило? Стремятся ли они в храм на каждое богослужение, как лань на источники водные? Звучит ли в обители духовное слово, то есть проводятся ли беседы с сестрами? Есть ли в сестричестве подлинное послушание, любовь и единство? Все это создает особую атмосферу в монастыре. Как в воздухе после дождя чувствуется свежесть, чистота, так в обители, где монахи живут в молитве, подлинном отречении от мира и устремлении к Богу, явственно чувствуется присутствие Божие. И такая обитель будет наполняться новыми насельниками, чего и хочется пожелать всем нам, дорогие отцы и матери.


Источник: «Монастырский вестник»

152