Аналитический обзор статей по истории и современному состоянию православного монашества в научно-богословских журналах за 2023 год

30 апреля 2024

3.jpg

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор статей по истории и современному состоянию православного монашества, опубликованных в научно-богословских журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора были проанализированы 34 статьи, которые можно разделить на категории «Монашество в Древней Церкви» (1 статья), «История русского православного монашества» (30 статей), «Современное состояние православного монашества» (3 статьи).


Монашество в древней Церкви


Варфоломей (Денисов А. А.), еп., Пархоменко В. В., прот. Рецепция устава святителя Василия Великого в Восточной и Западной Церквах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 30–54.

В статье вл. Варфоломея (Денисова) и прот. Владимира Пархоменко представлена краткая история основных форм иноческой жизни, развитие общежительной жизни монашества, принципы которой впервые были сформулированы прп. Пахомием Великим и развиты свт. Василием Великим. Как отмечают авторы, правила свт. Василия были положены в основу уставов общежительных православных монастырей, а также оказали значительное влияние на формирование западного монашества. Согласно выводам авторов, глубокое усвоение правил свт. Василия способствовало формированию единой монашеской традиции на Востоке и Западе. Свт. Василию удалось объединить в своем своде правил принципы, составляющие суть монашеской аскезы; в результате, несмотря на наличие недостатков, неизбежных для любой земной организации, именно общежительный монастырь стал лучшей школой смирения, послушания, трезвения, нестяжания и любви.


История русского православного монашества


Авдеев А. Г. Эпиграфическое «наследие» настоятеля костромского Ипатьевского монастыря архимандрита Феодосия III († 1692) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1 (21). С. 134–159.

В статье А. Г. Авдеева излагаются результаты комплексного исследования источников — эпиграфических памятников и синодиков, связанных с деятельностью архимандрита Феодосия, настоятеля костромского Ипатьевского монастыря в 1684–1692 гг. На основании полученных сведений автор статьи проясняет особенности биографии и родственных связей архим. Феодосия и подчеркивает роль института Русской Православной Церкви как социального лифта, который во второй половине XVII в. позволил крепостному крестьянину, принявшему монашеский постриг, достичь статуса архимандрита монастыря, занимавшего восьмое место в иерархии русских обителей.

Алёшков В., иер., Алёшкова А. В. Жизненный путь соловецкого постриженика игумена Ионы (Белобородова; 1814–1895) // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 105–121.

В статье о. Владимира Алёшкова и А. В. Алёшковой описывается жизненный путь игумена Ионы (Белобородова): излагаются сведения о его происхождении и принятии им монашества, его труды на Соловках, обстоятельства его перехода в клир Архангельской епархии, назначения управляющим Антониево-Сийским монастырем и строителем Артемиево-Веркольской обители, а впоследствии — и настоятельства в Екатерининской, Николо-Берлюковской и Жабынской пустынях, описывается деятельность игумена Ионы по восстановлению почитания прп. Макария Жабынского. Как отмечают авторы статьи, несмотря на частые переводы с одного места на другое, игумен Иона оставался верен аскетической традиции Соловецкого монастыря.

Алёшков В., иер., Алёшкова А. В. Жизненный путь соловецкого постриженика, игумена Кожеозерского монастыря Митрофана (Правоторова; ок. 1804–1884) // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 78–93.

Статья о. Владимира Алёшкова и А. В. Алёшковой посвящена биографии игумена Кожеозерского монастыря Митрофана (Правоторова): излагаются сведения о его происхождении и принятии монашества в Соловецком монастыре, обстоятельства перехода в Кожеозерскую пустынь, описываются труды иг. Митрофана по возрождению этой обители и получению ей самостоятельного статуса, его вклад в духовное становление Кожеозерской пустыни и формирование в ней иноческой общины. Особое внимание авторы статьи обращают на взаимосвязь традиции Кожеозерского монастыря с Соловецким, о чем свидетельствуют, в частности, заимствование литургической практики с Соловков и освящение одного из престолов Успенского собора Кожеозерской пустыни в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Андрей (Коротков), иером. Исповеднический подвиг архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в свете материалов следственного дела Центрального архива ФСБ России // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 378–386.

В статье иером. Андрея (Короткова) впервые рассматривается следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина), находящееся в Центральном архиве ФСБ России и недавно ставшее доступным для изучения. В статье обозначаются главные обвинения, предъявленные о. Иоанну, его ответы и обоснование пастырской деятельности. Как отмечает автор статьи, изучение следственного дела позволяет дополнить картину этого периода жизни старца, о котором ранее было известно в основном из его собственных рассказов; кроме этого, изучение следственных дел священнослужителей позволяет уточнить характеристику религиозной политики СССР и церковной жизни того времени. Согласно выводам автора статьи, судя по протоколам допросов, предъявленные о. Иоанну обвинения были необоснованными и к антисоветской пропаганде относились лишь косвенно, а в качестве доказательств были использованы показания лжесвидетелей. Несмотря на давление и невзгоды заключения, о. Иоанн не пошел на сделку с органами и не предал ни одного священнослужителя или мирянина.

Беляев С. М., свящ. Происхождение преподобного Савватия Тверского // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 28–44.

В статье о. Серафима Беляева приводятся известные сведения и версии о происхождении прп. Савватия Тверского и делается попытка объективно интерпретировать имеющуюся информацию о его жизни. Автор статьи отмечает, что возникновение различных версий и теорий по вопросу о происхождении прп. Савватия связано с малым количеством источников о его жизни. По его мнению, история жизни прп. Савватия являет пример того, как самобытное русское монашество переняло некоторые традиции восточного православного монашества.

Гайденко П. И. «Мнихи, иже кроме монастыря пребывают»: Несколько замечаний об одном правиле канонических ответов митрополита Иоанна // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 3 (23). С. 67–79.

Статья П. И. Гайденко посвящена памятнику канонического права XI века — каноническим ответам митрополита Иоанна II. Как пишет автор статьи, одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном, категорично рекомендовало отказывать в причастии инокам, жившим вне монастырей. При этом иерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского Собора, однако, по словам автора статьи, вводившаяся митрополитом Иоанном норма и по форме, и по духу не вполне соответствовала этому правилу. П. И. Гайденко выдвигает предположение, что введением этой нормы митрополит Иоанн пытался не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих монахов, сколько не допустить создания новых монастырей без своего благословения.

Гарькавый И. В. Монах-художник иеродиакон Афоний (Вишняков): материалы к жизнеописанию // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 136–147.

Статья И. В. Гарькавого посвящена жизни иеродиакона Афония (Вишнякова, 1870–1938), насельника Троице-Сергиевой Лавры, участника тайной монашеской общины в Сергиевом Посаде в конце 1920-х — середине 1930-х гг., расстрелянного на территории Бутовской спецзоны НКВД в 1938 г. Жизнь иеродиакона Афония представляет интерес не только как еще одно свидетельство подвига новомучеников — он был художником и сыграл важную роль в сохранении и развитии традиций народной лаковой живописи в советское время. В статье делается попытка на основании архивно-следственного дела группы верующих, по которому проходил в качестве обвиняемого иеродиакон Афоний, и других документов показать обстоятельства жизни, ареста и казни монаха-художника. Как отмечает автор, значительная часть документов вводится в научный оборот впервые.

Григорьева В. Ю. Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном певческом собрании (ГИМ): палеография и штрихи к истории монастыря и монастырской библиотеки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 9–32.

Статья В. Ю. Григорьевой посвящена изучению собрания 82 певческих рукописей из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В статье дается характеристика этих рукописей по основным палеографическим признакам, устанавливается место их написания. На основе различных записей, сопутствующих основному содержанию рукописей, выявляется ряд имен насельников Антониево-Сийской обители, их монастырские послушания и отдельные вехи жизненного пути.

Дьяченко А. О. Красностокский Свято-Богородицкий женский монастырь (по материалам годовых отчетов о состоянии Гродненской епархии) // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 113–117.

Статья А. О. Дьяченко представляет собой описание истории Красностокского монастыря в Гродненской епархии в начале XX века. Автор описывает образовательную, миссионерскую и благотворительную деятельность монастыря, пользовавшегося вниманием императора Николая II, но прекратившего свое существование в 1915 году из-за приближения германских войск.

Комиссарова Д. Н. Научно-исследовательская деятельность ученого монашества Московской духовной академии в 1909–1917 гг. // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 106–108.

Статья Д. Н. Комиссаровой посвящена особенностям выбора научной специализации студентами-монахами Московской духовной академии в ректорство еп. Феодора (Поздеевского). Как отмечает автор, началом научной работы для студента Академии было написание кандидатской диссертации, которая могла быть написана по одному из трех направлений — аскетическому, литургическому и мистическому. По мнению автора статьи, изучение этих научных направлений заслуживает особого внимания, поскольку ученое монашество было оторвано от реальной монастырской жизни и при этом далеко не всегда имело возможность реализации себя в научной деятельности.

Леонид (Толмачёв), еп. Опыт составления и издания архимандритом Леонидом (Кавелиным) исторического описания Оптиной пустыни и ее скита // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 213–233.

В статье епископа Леонида (Толмачёва) предпринимается попытка проанализировать процесс издания архим. Леонидом (Кавелиным) его первого исторического исследования — «Исторического описания Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» и выявить причины написания архим. Леонидом этого труда. Опираясь на архивные источники, вл. Леонид реконструирует процесс подготовки архим. Леонидом этого научного издания и выявляет степень его участия в последующих переизданиях. Автор статьи отмечает, что исторические описания Оптиной пустыни и Предтеченского скита, составленные архим. Леонидом (Кавелиным), не потеряли своего значения и в наше время, поскольку архим. Леонид использовал информацию из архивных документов, которые были утрачены впоследствии.

Леонид (Толмачёв), еп. Письма преподобного Макария Оптинского к Л. А. Кавелину: возникновение переписки и ее регулярность, публикация последнего письма // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 144–155.

В статье епископа Искитимского и Черепановского Леонида (Толмачёва) проводится исследование писем прп. Макария Оптинского к будущему архимандриту Леониду (Кавелину). Автор статьи разбирает все публикации писем старца Макария к Л. А. Кавелину: в общем собрании писем к мирянам, отдельной брошюрой и в сборниках писем оптинских старцев, а также издание писем по архивным материалам. Статья включает в себя текст впервые публикуемого последнего письма прп. Макария к Л. А. Кавелину перед его поступлением в Предтеченский скит Оптиной пустыни. По мнению вл. Леонида, поводом к переписке стало посещение Л. А. Кавелиным оптинского скита в конце 1845 г., когда состоялось его близкое знакомство с прп. Макарием, и просьба совета у старца в сложившихся обстоятельствах его жизни. Автор выявляет почти трехлетний перерыв в переписке, возникший, предположительно, из-за непонимания Л. А. Кавелиным наставлений прп. Макария. Согласно выводу вл. Леонида, письма прп. Макария, написанные Л. А. Кавелину в период его военной службы, в основном были руководством для гвардейского офицера в его подготовке к монашеству. Окончанием домонастырского периода переписки стало поступление Л. А. Кавелина в Предтеченский скит под духовное руководство старца Макария в 1852 г.

Макарий (Веретенников П. И.), архим. Схимничество патриарха Никона // Ипатьевский вестник. 2023. № 4 (24). С. 83–92.

Статья архим. Макария (Веретенникова) посвящена патриарху Никону и его пути к принятию великой схимы. По словам автора, хотя патриарх Никон был единственным патриархом, принявшим схиму и о его схимничестве есть свидетельства источников, это событие не получило должного освещения в историографии. Архимандрит Макарий описывает обстоятельства принятия схимы патриархом Никоном и обстоятельства его смерти, а также дальнейшую судьбу его схимнических одежд.

Малютин М. А., свящ. Внешняя атрибутика русского монашества в допетровское время // Церковный историк. 2023. № 2 (12). С. 190–206.

Статья о. Михаила Малютина представляет собой обзор монашеских одежд в России XVII в. Автор видит свои задачи в том, чтобы воссоздать монашеский образ допетровского времени, проследить развитие монашеского облачения и связь между эпохами в контексте сохранения традиции и преемственности. Согласно его выводам, внешняя атрибутика русского монашества допетровского времени весьма архаична, уходит своими корнями в более ранние века и имеет связь с традициями древних греческих монашеских одежд.

Масин В. В., иер. Всероссийский съезд ученого монашества в Московской духовной академии в 1917 г. // Церковный историк. 2023. № 4 (14). С. 78–88.

В статье о. Вячеслава Масина представлены результаты изучения истории созыва и работы съезда ученого монашества, состоявшегося в Московской духовной академии в 1917 г. в преддверии Поместного собора 1917–1918 гг. Как отмечает автор статьи, в контексте исторически сложившейся обособленности ученых монахов от монастырей с 1909 г. появилась положительная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики, связанная с теми представителями академического монашества, которые стремились к консолидации своих сил на благо Церкви. Согласно выводу автора, участниками съезда 1917 г. был предпринят ряд шагов, направленных на институционализацию ученого монашества как особого вида служения, хотя в итоговых постановлениях съезда провозглашался принцип единства всего монашества. Как полагает автор, решения съезда можно воспринимать как практические рекомендации на пути к консолидации ученых иноков в деле просветительского служения Церкви и обществу.

Наумова Л. А. Зосимова пустынь в условиях выживания (к истории преобразования монастыря в сельскохозяйственную артель) // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 129–132.

В своей статье Л. А. Наумова описывает возможность сохранения иноческого уклада жизни после официального упразднения монастыря и преобразования его в сельскохозяйственную артель на примере Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь, который после своего официального закрытия смог просуществовать еще десять лет.

Несин М. А. Кончанские и владычные монастыри вечевого Новгорода // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 3 (23). С. 46–57.

В своей статье М. А. Несин анализирует систему средневековых новгородских монастырей, состоявшую, в частности, из кончанских и владычных обителей. Согласно выводам автора, кончанские монастыри находились под юрисдикцией архиепископов и не являлись независимой от архиерея организацией черного духовенства, а монастыри, в которых находились владычные кельи и хоромы, не были полностью независимыми от Великого Новгорода.

Павел (Дудоров), иером. К вопросу об исследовании уставных письменных памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни» // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 305–315.

Статья иером. Павла (Дудорова) представляет собой результаты исследования текста «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни», напечатанного в конце XIX в. и имеющего в своей основе авторитетный и уникальный уставной источник общежительной Саровской пустыни. Как отмечает автор статьи, этот документ еще не был атрибутирован и его содержание не изучено; в связи с этим автор ставит перед собой задачу установления достоверных сведений об истории текста этого документа и изучения его идейного содержания, прояснения вопроса о возможном влиянии Оптиной пустыни. Как отмечает автор, в «Советах и правилах» подробно раскрывается уставная жизнь братии в обители, отражается подвижнический опыт саровских старцев, в связи с чем документ имеет большую церковно-историческую значимость.

Павел (Дудоров), иером. К вопросу об оригинальном списке Саровского Устава и его печатном издании конца XIX века // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 295–311.

Статья иером. Павла (Дудорова) посвящена изучению монастырского устава Саровской общежительной пустыни на основании сохранившихся архивных списков. Как отмечает автор статьи, результаты его исследования подтверждают подлинность и достоверность печатного издания Саровского Типика, составленного на основании так называемого «точного списка» устава монастыря, который был обнаружен в процессе исследовательской работы.

Павел (Дудоров), иером. Первые поселенцы-отшельники на Старом Городище: отшельничество и полное безмолвие в биографии первоначальника иеросхимонаха Иоанна // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 234–261.

В статье иером. Павла (Дудорова) описывается жизнь первых отшельников на Старом Городище на месте будущей Саровской пустыни, а также период отшельничества и безмолвия в жизни иеросхим. Иоанна (Попова), основателя Сатисо-градо-Саровской пустыни. По словам автора, им были выявлены и последовательно структурированы все даты и события, относящиеся к предмету исследования, исследован первый этап зарождения Саровской общежительной пустыни. В рамках исследования автором был изучен временной отрезок с 1664 по 1700 г.

Постников А. Б. Две данных грамоты преподобному Евфросину Псковскому на земли под монастырь 1450–1465 гг. (новые открытия) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 31–50.

В статье А. Б. Постникова сообщается об открытии новых текстов псковских харатейных грамот XV — начала XVI в., происходящих из вотчинного архива Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Как пишет автор, тексты, сохранившиеся в списках приблизительно 1732 г., были обнаружены во время работ по выявлению и научному описанию наличных документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. В этой публикации автором предлагается опыт изучения двух актов из Копийной тетради Трехсвятительской обители. По словам автора, эти грамоты были даны в середине XV века прп. Евфросину на земли под устроенный им монастырь и, таким образом, имеют непосредственное отношение к истории создания обители. Как отмечает автор, территория, о которой идет речь в грамотах, и сегодня входит в состав современных границ восстановленной обители. Статья включает в себя публикацию текста двух грамот. Согласно выводам А. Б. Постникова, грамоты, по которым прп. Евфросину были пожалованы земли для обустройства монастыря, были составлены в соответствии с традициями вечевого народоправства и являются ценным источником для изучения древней псковской письменности, исторической топографии Псковской земли и монастырского землевладения.

Резниченко Е. Б., Степанова П. В. Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX — первой четверти XX в. (по воспоминаниям современников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 121–141.

В статье Е. Б. Резниченко и П. В. Степановой представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. до закрытия обители в 1927 г. В связи с утратой архива богослужебных книг и нот при разорении Дивеевского монастыря основной источниковой базой для исследования послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря, а также сведения о сохранении клиросной традиции дивеевскими монахинями после закрытия монастыря. Авторы статьи предпринимают попытку воссоздать образ дивеевского пения в конце XIX — начале XX в., анализируют дошедшие до нас сведения о репертуаре, намечают периодизацию истории богослужебного пения Дивеевской обители.

Серафим (Максимов С. В.), иером. Краткий очерк о феномене старчества в истории монашества // Ипатьевский вестник. 2023. № 2 (22). С. 152–160.

Статья иером. Серафима (Максимова) представляет собой очерк истории института старчества с целью раскрытия сущности старческого служения. Автор статьи описывает возникновение и расцвет старческого служения в восточном монашестве IV–VII вв., его упадок после арабских завоеваний на Востоке и иконоборческого движения в Византии, возрождение древних иноческих традиций на горе Афон во второй половине Х в., старческую практику в монашеской традиции прп. Сергия Радонежского. В качестве выводов автор статьи отмечает, что именно в институте монашества феномен старчества достиг наивысшего развития, после чего прошел несколько ступеней от расцвета к упадку.

Скорб Г. В., свящ. Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь по материалам Холмск-Варшавского епархиального вестника // Ипатьевский вестник. 2023. № 1 (21). С. 127–133.

В статье о. Георгия Скорба описывается история Теолинского Спасо-Преображенского женского монастыря, существовавшего на территории современной Гродненской области с 1894 по 1914 г. Как пишет автор, главной целью существования монастыря являлась миссионерская деятельность среди католического и униатского населения. Статья содержит информацию о возникновении монастыря, его образовательной и благотворительной деятельности, о финансовой поддержке монастыря св. прав. Иоанном Кронштадтским, о пожертвованиях будущего св. патриарха Тихона (Беллавина) и св. императрицы Александры Феодоровны, а также об обстоятельствах прекращения существования обители в ходе Первой мировой войны.

Солодов Н. В., свящ. Биография схииеромонаха Феодосия (Харитонова): детство, обучение в духовных школах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 103–146.

В статье о. Николая Солодова представлены результаты изучения детских лет и времени обучения в духовных школах будущего иеросхимонаха Феодосия (Харитонова). Как отмечает автор статьи, изучение жизненного контекста, в котором формировался будущий подвижник, делает его образ более объемным и понятным. Поскольку документальных свидетельств о раннем периоде жизни иеросхим. Феодосия сохранилось мало, для восстановления его более точной биографии автор статьи использует два метода: уточнение известных обстоятельств жизни по документальным источникам (что позволило установить точную дату и место рождения, проверить сведения о семье и даты обучения в духовных школах) и восстановление жизненного контекста: реконструкция биографий людей, предположительно, имевших влияние на будущего подвижника, а также обстановки среды, в которой он находился, — села, духовного училища и семинарии. Согласно выводу автора, принятие решения о монашеском постриге органично вытекает из предыдущего опыта жизни Василия Харитонова и наставлений свт. Феофана Затворника.

Солодов Н. В., свящ. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) и его обучение в духовных школах Саратовской епархии 1880-х годов // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 1 (20). С. 95–117.

Статья о. Николая Солодова посвящена реконструкции и уточнению отдельных этапов биографии афонского подвижника иеросхимонаха Феодосия Карульского (Харитонова). В статье уточняются обстоятельства, оказавшие влияние на формирование личности подвижника в молодости, а также даются характеристики людям, повлиявшим на Василия Харитонова во время его обучения в духовных школах. Как отмечает автор, молитва и благочестие Василия Харитонова за этот период стали более осознанными, в том числе благодаря знакомству с неправославной религиозной традицией и углубленному изучению святоотеческого богословия по сочинениям свт. Феофана Затворника. Кроме того, по словам автора, хотя постриг Василия состоялся в череде «нового иночества», ученого монашества, насаждавшегося еп. Антонием (Храповицким), по духу Василия-Феофана (Харитонова) следует отнести к традиционному академическому монашеству XIX в., эпохи свт. Феофана Затворника и митрополита Макария (Булгакова).

Старостенко С. В. Женское монашество: путь ко спасению. Опыт богословского осмысления в христианской письменности (На материале перевода святителя Феофана первого сборника изречений жен-подвижниц «Митерикон») // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 32–35.

Статья С. В. Старостенко представляет собой попытку осмысления сборника изречений о женском иночестве «Митерикон» авторства монаха Исайи, русский перевод которого был подготовлен свт. Феофаном Затворником. Как отмечает на основании сравнительного анализа издания, черновиков перевода и греческого оригинала автор статьи, свт. Феофан изменил последовательность текстов памятника в связи с целостностью греческого оригинала. Сборник включает в себя письма с наставлениями в монашеской жизни, назидательные истории, рассказы и высказывания святых жен, духовные наставления и правила монашеской жизни. Согласно выводу автора статьи, свт. Феофан не просто переводил сборник, но и редактировал его текст на разных уровнях, в том числе с прагматической целью — сохраняя духовную глубину произведения, адаптировать его для читателя XIX века.

Тюменцев И. О. Синодик защитников Троице-Сергиева монастыря из рукописи № 25 собрания Лавры // / Христианское чтение. 2023. № 4. С. 254–269.

Статья И. О. Тюменцева включает в себя публикацию синодика Троице-Сергиева монастыря из рукописи № 25 с авторским комментарием. Как пишет автор, изучение этого синодика позволило установить имена и социальное положение 1415 человек, погибших во время осады монастыря 1608–1610 гг. На основе сопоставления данных синодика со сведениями, содержащимися в дневнике Яна Сапеги, в сохранившихся грамотах и письмах защитников монастыря, в Сказании Авраамия Палицына и монастырских документах автор статьи приходит к выводу, что защита Троицы была народной и в ней участвовали люди разного происхождения, представители разных сословий и выходцы из различных областей России.

Хромов О. Р. Первые издания видов и святынь козельской Введенской Оптиной пустыни и Предтеченского скита // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 129–141.

В статье О. Р. Хромова описывается издательская деятельность Оптиной пустыни в XIX в., в частности история изобразительных листовых изданий для паломников. Как отмечает автор, выпуск листовых изданий, начатый в 1820-х гг., получил продолжение и развитие в последующие годы и является важным и значимым направлением деятельности монастырей в XVIII–XX вв.

Шамина И. Н. Переписные книги 1701–1703 гг. как источник для изучения женских монастырей Российского государства // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 40–58.

В своей статье И. Н. Шамина привлекает внимание к использованию переписных книг начала XVIII в. как источника для изучения женских монастырей в России. Как пишет автор, на основе данных переписных книг возможно установить численность женских обителей, в них есть сведения о социальном положении монахинь, их повседневной жизни, о доходах монастырей и их финансировании государством. По ее словам, материалы в разной степени отражают церковные преобразования Петра I в 1701–1703 гг., которые оказали существенное влияние на жизнь и быт монахинь. Автор статьи ставит перед собой задачу определить, какие сведения могут дать переписные книги о женских монастырях накануне и в ходе начального этапа церковной реформы Петра I. В работе используются описания 17 женских обителей, находившихся на территории Сарской и Подонской, Коломенской епархий, в Москве, Дмитрове, Угличе, Кашине и Казани. Согласно выводам автора, переписные книги 1701–1703 гг. являются весьма информативным и перспективным источником по истории женского монашества в России рубежа XVII–XVIII вв.


Современное состояние православного монашества


Гуров А. Н. Опыт богооставленности по творениям святых отцов и в трудах архимандрита Софрония (Сахарова) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 18–26.

Автор статьи сопоставляет и анализирует учение архим. Софрония (Сахарова) и святых отцов о богооставленности, об особенностях правильного отношения к этому периоду в жизни подвижника, об опыте мистического восхождения к Богу. По словам А. Н. Гурова, архимандрит Софроний видел прямую степень зависимости степени обожения человека от тех глубины и ревности, с которыми он переживал опыт оставления Богом. По учению архим. Софрония, большему обожению предшествует большая степень богооставленности подвижника. От выбора следовать за Христом в состоянии богооставленности зависит дальнейший путь спасения человека, и результат этого выбора отражается как на земной, так и на загробной жизни подвижника.

Кузнецов А. А. (игумен Агафангел). К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 70. С. 75–89.

В своей статье игумен Агафангел (Кузнецов) предпринимает попытку осветить результаты изучения современного православного монашества в контексте социально-психологических процессов и общественного отношения к монашеской аскетике, используя психодиагностические методики, биографический метод и включенное наблюдение. По словам автора, исследование социально-психологического портрета современного монашества в условиях радикальных изменений социально-политической, культурной и духовной жизни в России имеет важное значение в контексте социального и педагогического служения православных монастырей, динамики их развития в соответствии с развитием общества. Согласно выводам автора, у современных монашествующих достаточно сформированная система убеждений о себе, о мире и отношениях с миром; респонденты, опрошенные в рамках исследования, способны находить личностный ресурс в уединении. При этом имеются статистически заметные различия в психологии монашествующих в зависимости от возраста, срока нахождения в монашеском статусе и гендерной принадлежности.

Прокопий (Рудченко), иером. Богослужебно-иерархическая специфика сана архимандрита в Русской Православной Церкви: исторический анализ и современное положение // Богословский вестник. 2023. № 3 (50).

В своей статье иером. Прокопий (Рудченко) предпринимает попытку изучения обстоятельств появления и распространения сана архимандрита на Руси, проследить его развитие и определить его место в современной системе наград священнослужителей. Автор статьи анализирует богослужебные отличия архимандритов в начале синодального периода и ранее, дает оценку их символического значения. По словам автора, практика награждения синодального периода оказала заметное влияние на формирование современной системы церковных наград. Согласно выводам автора, в Русской Церкви отношение к сану архимандрита всегда было особым. Заимствованный из греческой традиции, этот сан первоначально предоставлялся по должности клирикам, исполнявшим особо важные церковные послушания. После официального появления наградной системы для духовенства в 1797 г. этот сан был включен в перечень богослужебно-иерархических наград. Современные правила награждения священнослужителей также особо подчеркивают уникальность и высокое достоинство сана архимандрита.

* * *

Как можно видеть, наиболее востребованной для исследователей тематической категорией оказалась история русского православного монашества, что логично объяснить богатством исторического материала и доступностью архивных документов и прочих источников по этой теме. В частности, в рамках истории русского монашества исследовались темы монастырского землевладения, источниковедения по истории монашества, было написано несколько статей биографического характера о конкретных иноках. В целом по итогам обзора можно выделить несколько основных тем, которыми активно занимались исследователи: это история Свято-Успенской Саровской пустыни, наследие соловецкой монашеской традиции в других монастырях, история академического ученого монашества, история мученического и исповеднического подвига монашества в гонениях советской эпохи, а также жизнеописания архим. Леонида (Кавелина) и иеросхим. Феодосия Карульского (Харитонова). В конечном итоге, как представляется, история и современное состояние православного монашества оказались весьма популярным направлением научных исследований в 2023 году.


Подготовил Александр Карасёв


Источник: Богослов.Ru

Возврат к списку

151