Преподобный Киаран, игумен Клонмакнойский

29 сентября 2017
Преподобный Киаран, игумен Клонмакнойский

Память: 9/22 сентября

Киаран (Киеран, Киран) Клонмакнойский также известен под именем «Киаран Младший». В древности были написаны две латинские и две староирландские версии его жития. Он родился около 512 (в некоторых источниках — 516) года в семье странствующего плотника и каретника в западной ирландской провинции (и бывшем королевстве) Коннахт на месте нынешнего графства Роскоммон. Точным местом рождения угодника является местечко Фуерти. Имена его родителей — Беойт и Дарерка. У Киарана были братья и сестры, некоторые из которых также посвятили свою жизнь служению Богу. От своих благочестивых предков будущий святой игумен унаследовал великую любовь к мудрости и тягу к учению (его дед по материнской линии был одновременно бардом, поэтом и историком). Святого крестил праведный священник по имени Иуст, который стал его первым наставником в духовной жизни. В отроческом возрасте Киаран некоторое время пас стадо коров, тем самым помогая родителям. Согласно житию, святость ребенка уже тогда была явлена чудесами.

Возмужав, святой Киаран обучался у прославленного богослова — преподобного Финиана Клонардского, духовного отца «Двенадцати апостолов Ирландии». В монастыре святого Финиана Киаран проявил себя самым одаренным учеником и едва ли не самым ревностным монахом. Бог совершал через Своего возлюбленного служителя все больше чудес. После нескольких лет обучения в Клонарде молодой подвижник продолжил свое образование у другого великого светильника ирландской Церкви — преподобного Энды на острове Инишмор, крупнейшем из трех островов, образующих архипелаг Аран в Атлантическом океане, к западу от побережья Ирландии. Угодник Божий провел в этом островном монастыре следующие семь лет своей жизни, здесь же он был рукоположен во пресвитера. По преданию, на острове Инишмор святой Киаран в посланном Богом видении увидел чудесное великое дерево. Оно выросло в центре Ирландии до необъятной высоты, его крона как бы накрыла собой «изумрудный остров», его сладкие плоды стали видны повсюду, а небесные птицы срывали их и переносили в другие земли. Угодник рассказал о своем видении святому Энде, и тот понял, что чудесное древо — это сам святой Киаран, великий муж в Очах Божиих и очах человеческих, который напитает и покроет своей благодатью всю ирландскую землю, став истинным наставником для многих, и что его свет распространится даже на другие страны. По Божественному вдохновению Энда благословил Киарана идти в центральную часть Ирландии и основать там монастырь.

Преподобный сначала поселился на островке большого озера Лох-Ри (слово «loch» в переводе с ирландского означает «озеро»). Там он провел семь лет в уединении, молитве, созерцании и построил свой первый монастырь.

Как гласит предание, святой Киаран также подвизался некоторое время на острове Скаттери у дельты реки Шаннон, где его духовным руководителем был святой угодник по имени Сенан — другой прославленный строитель ранних ирландских монастырей. Киаран, возможно, ненадолго посещал и другие острова Ирландии, где основывал монашеские общины и совершал чудеса. Одним из таких островов является Заячий остров на том же озере Лох-Ри, в древности называвшийся Иниш-Айнгин. Считается, что угодник был вынужден сюда переселиться после того, как некоторые монахи стали завидовать его учености и тому, что он почти все средства раздавал нищим и обездоленным. На этом острове угодник прожил чуть более трех лет и собрал вокруг себя восемь учеников. Сегодня на Заячьем острове можно увидеть руины августинского монастыря XII века, построенного, вероятно, на месте духовных подвигов Киарана. Самая известная история, произошедшая в период жизни Киарана на островах, гласит, что однажды некий монах по небрежению уронил личное Евангелие святого в озеро, но летом, когда корова спустилась к воде, кожаный ремень от переплета Евангелия прилип к ее ноге, и, когда священную книгу подняли на берег, оказалось, что все страницы и даже буквы остались целыми и невредимыми.

Многолетние труды подготовили святого Киарана к исполнению главной миссии его жизни.

Около 544 (по другой версии — 548) года Киаран учредил свой главный и величайший монастырь под названием Клонмакнойс (скорее всего, означает «Луг сыновей Нойса») на месте нынешнего графства Оффали (ранее — провинция Ленстер) в центральной Ирландии, на берегу реки Шаннон. Угодник сам предсказал, что души многих людей с этого места вознесутся в Рай, что здесь всегда будет особое присутствие Божие, и что многочисленные христиане будут посещать его до скончания времен. По преданию, святого сначала просили построить свою обитель на другом, более красивом месте рядом с Клонмакнойсом, но угодник отказался, возразив, что никакие красоты нашей мимолетной земной жизни не должны отвлекать монашествующих от стремления к духовным высотам. Преподобный Киаран стал первым игуменом Клонмакнойса. Он составил для своей братии аскетическое монашеское правило, известное как «Устав святого Киарана». В скором времени более половины монастырей Ирландии стало следовать этому очень строгому аскетическому уставу.

Святой Киаран подтверждал проповедь примером своей жизни, ибо его все знали как мужа сильной веры, молитвенника, постника, смиренного, любившего ручной труд, ученость и дисциплину, а также защитника бедных, нагих и голодных. Известно, что Диармайт, будущий верховный король Ирландии (544‒565), много помог святому в устроении обители и пожаловал земли для его нужд.

Киаран, великий подвижник и чудотворец, входит в число «Двенадцати апостолов Ирландии». Как это было со многими святыми кельтской раннехристианской традиции, угодник жил в полной гармонии с природой. В его житии повествуется о ручной серовато-коричневой корове, которая была спутником Киарана всю свою жизнь и снабжала обитель молоком, в котором никогда не было нужды. Согласно легенде, в начале XII века шкуру именно этой коровы использовали для создания в Клонмакнойсе одного из самых чудесных ранних манускриптов на ирландском языке: так называемой «Книги бурой коровы». По сути, это собрание религиозных, исторических, политических и литературных текстов. Сегодня уникальный фолиант, многие из страниц которого, к сожалению, повреждены (в хорошем состоянии 67 пергаментов), хранится в Ирландской Королевской Академии в Дублине.

Еще одна история гласит, что когда святой Киаран еще был студентом, его ручная лисица относила выполненные им письменные задания учителю. Однажды во время сильного голода Киаран усердно помолился Богу о том, чтобы зерно, которое он нес на монастырскую мельницу, превратилось в прекрасную пшеницу. И пока еще святой молился, один-единственный мешок с зерном тут же превратился в четыре больших мешка с пшеницей самого лучшего качества! Когда из пшеницы выпекли хлеб, братия заметили, что это был самый вкусный хлеб, который они когда-либо пробовали, и некоторые из них даже получили от него исцеление от различных недугов.

Говорили, что Киаран был настолько кроток и смирен, что незадолго до своей смерти просил своих учеников не хоронить его тело в земле, а оставить на вершине холма, будто это кости оленя. Игумен Киаран преставился ко Господу в 545 (по другой версии — 549) году. Причиной смерти была чума, унесшая жизни еще нескольких святых того времени. Святой угодник прожил недолгую жизнь, достигнув возраста 33 лет. Его игуменство в обители Клонмакнойс продолжалось менее года, но за свою короткую жизнь он достиг святости и на протяжении столетий после смерти оставался духовным отцом для тысяч ирландских монахов. Преподобный Колумба Ионский, обучавшийся вместе с ним в Клонарде, называл Киарана «светилом, сияющим светом истинной мудрости». Преподобный Кевин, прославленный пустынник и чудотворец Глендалохский, был в числе духовных друзей святого Киарана. Алкуин (735‒804) — знаменитый английский ученый при франкском дворе, обучавшийся в молодости в Клонмакнойсе, отзывался о Киаране как о «славе скоттов (то есть ирландцев — Д.Л.)». Многие видные хронисты, поэты, богословы, художники, архитекторы, скульпторы, историки обучались в этом дивном центре монашества; среди них упомянем выдающегося монаха и географа Дикуила.

Обитель Клонмакнойс, основанная святым Киараном и состоявшая сначала из десяти его учеников, очень быстро развивалась и к VIII–IX векам выросла в крупнейший ирландский монастырь, средоточие учености, культуры, литературы. Той же славы достигла и школа-семинария Клонмакнойса, основанная самим игуменом Киараном и впоследствии ставшая «кузницей святых». Исследователи утверждают, что она имела не только региональное, но и общенациональное значение. В XI веке на месте первоначального небольшого, скромного деревянного монастыря святого возвышался новый, массивный каменный монастырь, в котором уже подвизалось 1500‒2000 насельников. В VII–XII веках (период особого расцвета обители) сотни ученых монахов стекались в Клонмакнойс со всей Европы.

Клонмакнойс превратился в настоящий «монашеский город» и считался самым известным монастырем в Ирландии. Монастырь мог похвастаться своей школой, скрипторием для переписки рукописей и многочисленными храмами. Мастера Клонмакнойса создавали великолепнейшие произведения искусства из камня и металла по всей Ирландии. На территории монастыря нашли свое упокоение многие короли Коннахта и Тары. К 1408 году братия (теперь уже католического) монастыря Клонмакнойс завершила составление «Анналов Клонмакнойса» — хронику исторически значимых событий в Ирландии с доисторической эпохи до 1408 года. В обители находилось большое количество «высоких» и «круглых» ранних кельтских крестов; к сожалению, большая их часть была уничтожена викингами, а в 1552 году — радикальными протестантами, которые буквально разорили и осквернили кафедральный собор в Клонмакнойсе. Этот святой монастырь просуществовал до XVI столетия и за свою тысячелетнюю историю подвергался нападению 40 раз! Рака с мощами святого Киарана также не раз осквернялась. Несмотря на все это, память о святом угоднике продолжает жить и в наши дни. Кроме того, до нашего времени дошел и личный жезл преподобного — он находится в Национальном Музее Ирландии в Дублине.

Сегодня в Клонмакнойсе православные и католические паломники посещают хорошо сохранившиеся руины более чем тысячелетнего монастыря. В этом древнем, необычайно тихом и красивом уголке (ближайший от Клонмакнойса город — Атлон, расположенный в 12 милях) частично сохранились очень ранние церкви X–XIII веков — числом не менее семи, некоторые из них в недавнее время были в той или иной мере восстановлены. Относящаяся к IX веку церковь святого Киарана содержит в себе бывшую могилу угодника. В Клонмакнойсе можно посетить бывший кафедральный собор, который был возведен в 909 году и частично восстановлен не так давно. Три уникальных кельтских креста, представляющих особый интерес, каким-то чудом не были уничтожены и радуют паломников по сей день (оригинальные кресты поместили в местный центр для посетителей, чтобы защитить их от погодного воздействия, а на их месте установлены современные копии). Самым величественным из них считается четырехметровый «Крест Писания», богато украшенный со всех четырех сторон высеченными фигурами святых и содержащий надписи. В Клонмакнойсе можно увидеть две древние кельтские круглые башни. Это место может похвастаться едва ли не самым большим количеством раннехристианских надгробий во всей западной Европе. В Клонмакнойсе совершаются регулярные богослужения на открытом воздухе и в современной часовне рядом с руинами обители. В этом старинном святом месте по-прежнему ощущается незримое духовное присутствие святого Киарана. Древний святой источник в честь Киарана можно найти недалеко от руин «монашеского города», на Шаннонбридж-Роуд. Наконец, одна из начальных школ ирландской столицы Дублина названа в честь святого Киарана.

Киарана Клонмакнойского, одного из главных отцов ирландского монашества, следует отличать от другого весьма значимого святого с тем же именем — «Киарана Старшего», епископа Оссори и игумена Сайгирского, жившего в конце V и начале VI веков.

Святой отец Киаран Клонмакнойский, моли Бога о нас!

Источник: сайт Православие.ru

Возврат к списку

7