О том, как в скиту преподобного Нила Сорского на Аляске живут православные американки

25 августа 2018

Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование – предания апостолов, потом – жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя.

Преподобный Нил Сорский

1.jpg

Фото: www.stnilus.org

Между островами Кадьяк и Спрус (Еловый остров, также остров святого Германа), посреди холодных вод Аляски, спрятался маленький изумрудный островок, заросший высокими елями и продуваемый сильными ветрами. Мириады птиц – орлы, ласточки, славки, чайки и многие другие – находят здесь себе приют, а каждое лето на его отвесных черных скалах гнездятся разноцветные топорики. Приближаясь к острову на лодке, путник увидит большой православный крест, возвышающийся над главным побережьем. За деревьями стоит деревянная церковь, возведенная по образцу построенной в XV веке церкви преподобного Нила Сорского в России. На этом крошечном островке подвизаются монахини, посвятившие свою жизнь служению Богу и стремящиеся к живому богообщению, подальше от развлечений этого мира. Неподалеку расположена Монашеская лагуна на острове Спрус, где в начале XIX века жил преподобный Герман Аляскинский. Этот возлюбленный святой в 1794-м году принес святое Православие и монашество в Америку из Валаамского монастыря на севере России. Условия на этом клочке земли, зачастую полностью отрезанном от всего мира из-за суровых зимних бурь, идеальны для пустынножительства. Здесь подвижник обретает свободу от любых соблазнов мира и устремляет свой сердечный взор внутрь, стремясь искать одного Бога и желая любить Его превыше всего на свете.

Монашеский образ жизни

2.jpg

Фото: photos1.blogger.com

Монахини стараются подражать монашеским идеалам преподобного Нила, своего учителя и покровителя, в основу которых входят нестяжание, аскеза и внутренняя молитва. Известный своей крайней простотой и добровольной нищетой, преподобный Нил придавал особое значение внутреннему деланию монашествующих: внутренний контроль над собой и практика Иисусовой молитвы. Правило жизни преподобного Нила – это скитское монашество, когда от двух до двенадцати подвижников подвизаются в келиях, сосредоточенных вокруг общей церкви. Такое житие, названное преподобным Нилом «царским путем», позволяет избежать как испытаний большого общежительного монастыря, так и опасностей, характерных для уединенной жизни анахоретов. Каждая из монахинь ведет свою интенсивную внутреннюю брань. Важнейшим «оружием» является непрестанное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Через молитву и духовное чтение каждая сестра стремится запечатлеть в своем сердце образ красоты Рая и достичь чистоты сердца.

Монашеское общежитие основано на заповедях Божиих и монашеских правилах: послушание, смирение, любовь и отсечение своей воли, стремление всегда отвечать словами: «простите меня!» и «благословите!»

3.jpg

Сестры скита (скитоначальница Нина крайняя слева) и паломники. Фото: twohandstofeet.blogspot.com

Ритм жизни на острове святого Нила

Жизнь в скиту преподобного Нила Сорского строится вокруг суточного цикла богослужений, церковных праздников, постов и молитвы. Сестры встают в середине ночи сначала на уединенное молитвенное бдение, а затем собираются в церкви на утреню. Утром они, как правило, занимаются тихими делами, например, ручным трудом. Согласно древней монашеской практике, монахини стараются прокормить себя трудом своих рук; в основном они плетут четки. В полдень вкушается основная трапеза, после чего исполняются общие послушания. После Девятого часа и вечернего богослужения сестры скита удаляются в свои келии для духовного чтения, молитвы и отдыха.

4.jpg

Фото: myocn.net

Ритм жизни скита сложился в соответствии с временами года и трудностями жизни в отдаленном, пустынном месте. В течение Великого поста сестры практически полностью посвящают себя воздержанию и молитве. Радостное возвращение многих лесных певчих птиц знаменует приход весны. В это время начинаются подготовительные работы в саду и пересаживаются саженцы, о которых сестры бережно заботятся. В конце мая красная нерка начинает возвращаться в свой район нереста, так что сестры закидывают сети. В этот сезон все заняты чисткой, разделыванием на филе, копчением и консервированием годового запаса рыбы.

5.jpg

В летние месяцы сестры собирают морошку, голубику и смородину, а также съедобные дикие грибы для засушки. В конце лета возвращается на нерестилище крупный кижуч, и снова основное внимание уделяется рыбной ловле. В это же время сестры заготавливают запасы дров на зиму в своем сарае.

6.jpg

Трапезная скита. Фото: twohandstofeet.blogspot.com

Паломники приезжают в эти края в теплое время года, когда море спокойнее, а дни длиннее. Они молятся преподобному Герману Аляскинскому, подходят к его могиле и пьют из его святого источника на острове Спрус. Сестры скита преподобного Нила Сорского оказывают гостеприимство паломницам, желающим остаться подольше и не боящимся суровых условий. Им предоставляется гостевой домик преподобного Сергия, состоящий из одной большой комнаты.

7.jpg

Путешествие по морю становится трудным уже в сентябре из-за ненастной погоды. В это время сестры снова уделяют основное внимание внутренней жизни, так как работа на открытом воздухе становится ограниченной. Зима приносит с собой возможность тихих, «домашних» послушаний и драгоценное время для молитвы, учения и созерцания.

Скит преподобного Нила Сорского находится под юрисдикцией Преосвященнейшего Максима, епископа Западноамериканского (Сербская Православная Церковь).

Источник

Возврат к списку

129