Монастырь Зограф

Монастырь Зограф

Один из древнейших афонских монастырей расположен в северо-западной части полуострова среди густого живописного леса. Небольшое монастырское плато скрыто в своеобразной горной чаше, обнимающей его с трех сторон. Со стороны моря подступ к монастырю затрудняет глубокая пропасть оврага, по краю которого в скалах вырублена дорога, ведущая к пристани. До нее около часа ходьбы. Примерно такое же расстояние до ближайшего Костамонита, до Хиландара и Карей немногим более трех часов пешего пути.

Предание приписывает основание обители трем братьям-монахам: Моисею, Аарону и Иоанну – выходцам из древней болгарской столицы Охриды. Выбрав для иноческих подвигов уединенное место, они поселились в отдельных кельях на столпах. Но вскоре сошлись вместе и соорудили небольшой храм. По горячей молитве иноков Господь чудесным образом открыл, кому из святых угодников следует посвятить новую церковь. На чистой иконной доске, оставленной в храме на одну ночь, возник образ св. вмч. Георгия Победоносца. Эта чудотворная самонаписанная икона с благоговением сохраняется в обители по сей день, составляя одну из главных ее святынь. Она ж е дала название монастырю – Зограф, по-гречески живописец или живописный. Однажды посетивший монастырь епископ усомнился в чудесном происхождении иконы и осмелился дотронуться пальцем до лика святого. Гнев Божий не замедлил покарать святотатца, палец накрепко прирос к доске, так что его пришлось отрезать. Как свидетельствуют афонские паломники, след его заметен и сегодня.

Замечательно, что в то ж е самое время, как икона явилась на Афоне, в Фануилевой обители близ сирийского г. Лидды (родины св. Георгия) изображение святого отделилось от иконной доски, поднялось в воздух и исчезло. Игумену монастыря в видении сам святой воин повелел покинуть монастырь, ибо он должен пострадать от варваров, и идти с братиею на Афон «в место, которое я нашел для себя в уделе Божией Матери». Игумен и некоторые из братий оставили прежнее место и переселились в Зограф, где и закончили мирно свои дни.

По преданию, основание монастыря восходит к VI–VII векам. Считается, что благочестивый император Лев Мудрый и царь болгарский Иоанн пожаловали монастырю земли и богатые вклады. Документальные подтверждения относятся к X веку. Первый Типикон Афона в 972 году подписан среди других и игуменом Георгием Зографским, а первая купчая на землю, хранящаяся в монастыре, датируется 980 годом.

Дальнейшая судьба монастыря складывалась не столь благоприятно. В XII–XIII веке обитель терпела разрушения и пожары от крестоносцев и латинян-униатов. Огромные бедствия причинили в 1307–1309 годах каталонские пираты, разграбившие ценности и убившие многих монахов. В восстановлении Зографа помогли императоры династии Палеологов Андроник II и Иоанн V. Недолгий расцвет связан с деятельностью сербского правителя Стефана IV Душана (1458–1502). Его небольшое войско, не зная поражений, много лет сражалось с турками под благодатным водительством св. вмч. Георгия Победоносца. Чудотворная икона святого воина неотлучно находилась при войске. Завершив ратные подвиги, Стефан IV, во исполнение обета, поместил чудотворный образ в соборном храме Зографа и обновил все монастырские постройки.

Особое благоволение монастырю его небесного покровителя ознаменовалось еще одним чудесным событием. Волны Эгейского моря принесли к Афонским берегам икону св. вмч. Георгия Победоносца. Монахи близлежащих монастырей вступили в спор за обладание святыней. Но, желая дать свершиться воле Божией, обретенную икону возложили на спину молодого мула и пустили его по незнакомым афонским тропам. К великой радости братии, через несколько дней мула нашли на холме напротив Зографа. Образ св. страстотерпца с благоговением перенесли в соборный храм, а на холме выстроили маленькую церковь во имя святого Георгия.

Начиная с XVIII века постепенно складывается характерный для Святой Горы облик монастыря-крепости. В 1716 году из местного гранита возводится юго-восточная стена, включающая братские кельи. Между 1862–1896 годами восстановлены северная и восточная линия стен с гостиницей, большой трапезной и храмом свв. равноап. Кирилла и Мефодия над ней. Замыкает постройки западная стена – самая высокая и мощная.

Прямо напротив Святых врат большой соборный храм святого Георгия Победоносца (празднование совершается 23 апреля/5 мая). Возведен в 1801 году в типичных для Афона традициях византийской архитектуры, позже в 1817 году расписан фресками. Храм трехапсидный, сложен из чередующихся плит тесаного камня и кирпича. Во многих местах кладки имеются вкрапления белокаменных рельефов. Крупный купол храма опирается на четыре мощные мраморные колонны. Главные сокровища храма – чтимые чудотворные иконы св. Георгия Победоносца – помещены на колоннах. Самая древняя из них – явленная икона св. Георгия «в сребропозлащенной ризе, присланной из Санкт-Петербурга по благословению митрополита Серафима». Все три образа написаны по старой византийской иконографии: св. Георгий предстоит в виде прекрасного юноши-воина в доспехах и с копьем в руках. Поза и лицо его совершенно спокойны, лишены какого-либо движения.

Направо от монастырских врат небольшая церковь Успения Божией Матери постройки 1764 года, росписи датируются 1780 годом. Здесь пребывает чудотворная икона Божией Матери Акафистная. По преданию, старцу, ежедневно читавшему перед ней Акафист, Царица Небесная возвестила о грядущем испытании: «Враги православной веры близко: кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются». Из летописи известно, что в октябре 1276 года в обитель вступили латиняне-униаты, требовавшие от православных подчинения Риму. Двадцать шесть иноков с иконой Божьей Матери заперлись в башне. Все они претерпели мученическую кончину в огне, а икона была найдена невредимой на пепелище. На том месте, где стояла некогда башня, установлен памятник-надгробие мученикам. Во время его освящения в октябре 1873 года в ночном небе над храмом явился огненный столп, который затем переместился к памятнику и превратился в круг наподобие сияющего нимба.

У северо-западного угла соборного храма мраморный фиал. Над ним устроена сень, купол которой поддерживают трехлопастные арочки на изящных колонках с высокими капителями. Внутри чаши мраморная фигура монаха.

Кроме собора и церкви Успения на территории монастыря есть часовни: Преображения Господня, святых Архангелов, Рождества Иоанна Предтечи, вмч. Димитрия Солунского, Благовещения, Святителя Николая Мирликийского, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Спиридона Тримифунтского, Двадцати шести преподобномучеников Зографских. Вне обители находится еще восемь малых церквей. В Карее монастырю принадлежат келлия Преображения Господня и две мастерские.

В соборном храме Зографа хранится огромное число реликвий. Особо почитаемые из них части Древа Животворящего Креста Господня, части мощей святого великомученика Георгия и кровь его. А также и другие святыни: глава преподобной Матроны Хиосской и две части ног ее; челюсть преподобномученика Стефана Нового; части мощей св. архидиакона Стефана, священномучеников: Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия; свв. мучеников: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомученика Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. вмч. Меркурия; св. апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. апостола и евангелиста Матфея; св. великомученика Иакова Персиянина; свт. Евтихия, Патриарха Цареградского; свв. бессребреников Космы и Дамиана; свв. Кира и Иоанна; св. великомученика Пантелеймона и св. мученика Трифона; свв. Петра и Афанасия, Патриархов Александрийских; священномученика Климента; священномученика Ферапонта и других.

В алтаре собора есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница». По преданию, перед этим образом с особым усердием молился о спасении души инок Косма. Вскоре от иконы ему был глас, повелевающий удалиться в пустынь для отшельнической жизни. Он оставил обитель и поселился в пещере посередине невысокой горы. Описываемые события относятся к концу XIV – началу XV века. Пещера Космы Зографского находится примерно в получасе ходьбы от монастыря и сегодня с благоговением посещаема паломниками.

Библиотека содержит 126 греческих и 388 славянских рукописных документов, 26 наиболее древних писаны на пергаменте. Из десяти тысяч печатных книг, хранящихся в библиотеке, большинство на болгарском языке. Во второй половине XVIII века в Зографе жил и трудился над составлением «Истории Болгарского народа» ученый монах Паисий. На сегодняшний день в монастыре подвизаются десять монахов-болгар. Зограф занимает девятое место в монастырской иерархии Афона.

10