Монастырь святого Дионисия

Монастырь святого Дионисия

В юго-западной части полуострова Афон холмистая линия побережья постепенно переходит в крутые неприступные скалы. На одну из этих скал, примерно на сто метров над уровнем моря, вознесен Дионисиат – небольшой монастырь-крепость. Начало обители было положено св. Дионисием из Кастории, подвизавшимся на Афоне во второй половине XIV века. Для иноческого уединения он избрал труднодоступное место вблизи устья огромного ущелья, покрытого лесом.

Около 1375 года прп. Дионисий для воздвижения новой обители обратился за помощью к своему брату Феодосию, епископу Трапезунда. К прошениям афонского инока благосклонно отнесся и правитель Трапезундской империи Алексей III Комнин. Ежегодно на устроение монастыря стали притекать щедрые дары. В это время новая обитель именовалась «Монастырь Великих Комнинов». Позже, при императорах династии Палеологов монастырь расширял свои земельные владения и продолжал получать богатые вклады.

После падения Византии в 1453 году покровительство обители оказывали волошско-молдавские правители. Воевода Радул и его преемник Неанг в начале XVI века отстроили двадцатипятиметровую башню – пирг, увенчанную керамической монограммой Иоанна Крестителя, и акведук. К несчастью, в 1535 году большинство построек было разрушено сильным пожаром.

В 1537 году на средства молдавского воеводы Петра, его зятя воеводы Александра и супруги Роксандры Домны начинается восстановление монастыря. Возводятся восточная и южная секции стен с кельями и хозяйственными службами, соборный храм, трапезная. На протяжении последующих веков своей истории обитель, по милости Божьей, никогда не оставалась без щедрых покровителей, как светского, так и духовного звания. Благодаря им возводились и украшались постройки, пополнялась монастырская сокровищница, приобретались земельные владения за пределами Афона.

Современный вид монастыря складывался на протяжении XVI–XVIII веков. Мощные крепостные в шесть-семь этажей стены охватывают небольшой узкий двор. Суровый крепостной облик смягчают несколько ярусов деревянных балконов, обращенных к морю. Монастырская территория очень мала и тесна. Восемь часовен, кельи, трапезная и все служебные помещения расположены в толще стен. От трапезной к храму ведет крытая галерея. Рядом трехэтажная колокольня со старыми монастырскими часами. За недостатком места во дворе нет даже традиционного фиала для освящения воды.

В центре территории большой соборный храм во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, возведенный между 1537 и 1547 годами. Большой трехапсидный храм и два его придела венчают пять глав на высоких барабанах. Несмотря на это, в храме всегда сумрачно, тесно окружающие его здания скрадывают свет. По завершении постройки собор расписал фресками мастер Цорзис, один из знаменитых представителей критской школы живописи. Его стиль, сохранявший традиционную иконографию, отличали динамизм, некоторая схематизация силуэтов и аскетичность образов. В левом нефе храма сохранилось изображение ктитора монастыря воеводы Петра и его детей. В подражание критским живописцам в начале XVII века мастерами Даниилом и Меркурием (1603) расписана обширная трапезная монастыря. Здесь представлены сцены из жизни Спасителя, Иоанна Крестителя, жития святых. Галерея, ведущая от храма к трапезной, украшена фресками на темы Апокалипсиса.

В храме много прекрасных образцов резьбы по дереву. Особое место в убранстве занимает богато декорированный, золоченый резной иконостас XVIII века. В нем сохранились пять икон Деисисного чина, выполненные в 1542 году критским живописцем Ефросином. Храм украшают множество икон большой исторической и художественной ценности, датируемых XIV–XVIII веком. Храмовая икона св. Иоанна Предтечи находится в иконостасе в позолоченном киоте.

Главная святыня монастыря, подаренная Алексеем III Комнином, икона Божией Матери Акафистная находится в отдельной часовне слева при входе в храм. По преданию, именно эту икону Патриарх Сергий с мольбой к Царице Небесной обносил вокруг стен Константинополя, которому угрожало нашествие варваров в 626 году. Акафист Божией Матери, составленный Патриархом Сергием, и сегодня входит в круг срочного богослужения во всех монастырях Афона. Древняя икона выполнена в редкой и очень долговечной технике энкаустики (соединение красящих пигментов с горячим воском), но сильно потемнела от времени.

Другое название чудотворной иконы, «Богородица Благоухающая», связано с историей пиратского нападения на монастырь в 1592 году. Вместе с другими сокровищами была похищена и икона Богоматери. Как только икону перенесли на корабль, на море поднялась буря, а от иконы разлилось необыкновенное благоухание. Испуганная команда вернулась в монастырь. Сундук, из которого вынули чудотворный образ, оказался полон мира. Следы его заметны на иконе и сегодня. Пораженные случившимся, несколько пиратов остались в монастыре и приняли постриг. В 1767 году икону еще раз похитили турки. После многих удивительных событий, пребывания на острове Скопелло, который поражен был язвою за то, что жители не желали вернуть чудотворный образ в обитель, икона вновь водворилась в монастыре. Предания об этих и многих других чудесах, связанных с иконой Богоматери Акафистная, собраны архимандритом Гавриилом в книге «Монастырь «Дионисий» на Святой Горе». (Афины, 1959 г.)

В монастыре устроены также часовни в честь Архангелов, св. евангелиста Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, св. великомученика Победоносца Георгия, Свт. Николая, бессребреников Космы и Дамиана, преподобного Дионисия, ктитора обители. За территорией находятся еще восемнадцать церквей.

Необыкновенно богата монастырская ризница. В ней хранится целая коллекция старинной церковной утвари, богато украшенные кресты, расшитые золотом облачения и ткани, богослужебные книги в драгоценных переплетах. Наиболее древний памятник – металлическая пластина с рельефным изображением Распятия X века.

В соборном храме хранится множество реликвий. Наиболее почитаемые из них – части Животворящего Древа Креста Господня и вериги св. апостола Петра. Кроме того, здесь хранятся святые мощи: локоть от правой руки св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; правая рука свт. Иоанна Милостивого; правая рука св. Иоанна Молчальника, епископа Колонийского; правая рука священномученика Власия, епископа Севастийскаго; правая рука свт. Модеста, патриарха Иерусалимскаго; глава свт. Григория, епископа Акрагантийского; челюсть первомученика архидиакона Стефана; зуб священномученика Христофора; кости св. бессребреников Космы и Дамиана.

Обширная библиотека находится в специально реконструированном помещении. В ней хранятся более восьмисот манускриптов, написанных на пергаменте, бумаге и шелке. Большинство из них иллюминированы. Среди документов особенно бережно сохраняется хрисовул ктитора монастыря Алексея III Комнина, которым он утвердил основание обители. Указ скреплен царскими печатями и дополнен миниатюрой, изображающей царя и царицу со свитком в руках. Кроме того, в библиотеке находится около пяти тысяч старопечатных книг, среди них редкие издания Библии, богословские труды и словари XVI века.

С 1574 года монастырь св. Дионисия занимает пятое место в иерархии Афона. Общежительный устав действует с 1805 года. На сегодняшний день в монастыре подвизаются около сорока монахов.

146