Монастырь Ставроникита

Монастырь Ставроникита

Монастырь расположен в северо-восточной части Афонского полуострова между Ивером и Пантократором, в часе ходьбы от Карей. Его постройки – на высоком каменистом берегу, который с севера и востока омывается морем. Эта обитель теснее и меньше всех афонских монастырей. В четырехугольных стенах – тесные кельи в три этажа и трапезная, в южной стене – монастырские ворота и при них высокая сторожевая башня, откуда в иные времена братия постоянно следила за приближением морских пиратов. В башне находится ризница.

Ставроникита в переводе с греческого означает «крест Никиты». Название можно объяснить тем, что некогда здесь подвижником Никитой был поставлен крест, по древней традиции Горы ставить кресты на распутиях и перекрестках дорог, или же основателем монастыря был кресторез Никита. За неимением письменных источников первоначальный период истории обители окутан завесой тайны. Возможно, в XIII веке, как и прочие монастыри Афона, Ставроникита был разграблен и разрушен пиратами. Последствием этого явилась зависимость обители (засвидетельствованная, например, в 1287 году) от монастыря Кутлумуш, а впоследствии и от Филофея.

По преданию, на месте, где ныне возвышается Ставроникита, издревле стояла малая обитель (монидрион) во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна, которая была разграблена арабами и долгое время пребывала в запустении. Проживавший на покое на Святой Горе Константинопольский Патриарх Иеремия I (1520–1543) решил основать на этом месте новый монастырь – также во имя Предтечи Иоанна. Прибыв с благой целью на берег моря, Иеремия стал свидетелем того, как рыбаки, закинув сети, вытащили вместо обычного улова мозаичную икону Святители Николая.

Более семисот лет эта чудотворная икона плавала в морских водах, выброшенная иконоборцами, но ничуть не повредилась. К лику Святителя приросла большая перламутровая раковина. Когда стали отдирать раковину, на челе Николая Угодника образовалось подобие раны – до самого зрачка левого глаза, и из этой раны истекла кровь. Усмотрев в чуде и в самом явлении иконы особенное указание свыше, Патриарх Иеремия I освятил вновь воздвигнутый соборный храм уже не в честь св. Предтечи, а во имя Святителя Николая, куда с большой торжественностью и был перенесен чудотворный явленный образ.

В Ставрониките он известен под именем «Стридис», что означает «устрица». Раковина, приросшая к иконе, нашла себе достойное употребление. Из одной части Патриарх Иеремия I сделал блюдце для верха Богородичной просфоры, а из другой – панагию, икону Богородицы, носимую на груди архиереем. Этой панагией Константинопольский Патриарх Иеремия II († 1595) при своем прибытии в Москву благословил первого Российского Патриарха Иова. В числе прочих исторических редкостей перламутровая панагия хранилась в Патриаршей ризнице в Москве.

Соборный храм в честь Святителя Николая, построенный в XVI веке, в том же столетии был расписан Феофаном Критским. Его прекрасные фрески сохранились и в трапезной. Несмотря на сильные пожары 1607 и 1741 годов, Никольский храм не пострадал. Он отличается от прочих афонских церквей тем, что в его основании не крест, а четырехугольник. Святитель Николай встречает всякого пришельца в монастырь Ставроникиты.

Фреска с его необычным изображением находится при входе в обитель: Божий Угодник в святительском одеянии сидит на внушительном троне, Свт. Николай как будто царствует в полюбившемся ему монастыре, занимающем 15-е место в иерархии Афона. Царствует и одновременно благотворит, ибо Ставроникита – один из самых бедных на Афоне, его владения невелики – они простираются всего лишь на полчаса ходу в длину и в ширину. Обитель содержится за счет общих источников Святой Горы, которыми распоряжается Священный Кинот.

В келлии Честного Креста, принадлежащей монастырю Ставроникита, подвизался до своей кончины старец Тихон Русский (1884–1968), последний великий русский старец на Афоне. В последние четыре года его жизни с ним общался прославленный греческий старец Паисий Эзнепидис (1924–1994). В 1966 году старец Тихон постриг о. Паисия в великую схиму. В 1968 году ученик Паисия иеромонах Василий Гонтикакис принял на себя игуменство Ставроникитской обители, которая была на грани упразднения из-за недостаточного числа монахов.

Насельники монастыря пригласили старца Паисия, который покинул свою пустыню-келлию свв. Архангелов, принадлежащую Иверскому Предтеченскому скиту, и пришел в Ставроникиту, приняв на себя обязанности настоятеля. Он трудился вместе с другими, поварничал, заботился о переустройстве обители. После кончины старца Тихона, согласно его святой воле, схимонах Паисий удалился в келлию Честного Креста, сохраняя общение со Ставроникитой. В этой келлии старец Паисий жил десять лет: с духовной стороны это был наиболее плодотворный период монашества, который подготовил его к старческому служению для многих тысяч приходящих за советом в кутлумушскую келлию Панагуда, куда он переселился в 1979 году.

Монастырская пристань Ставроникиты располагает каменным «гаражом» для малых судов. В XVII веке молдавский воевода Стефан Кантакузен построил акведук, обеспечивающий обитель в изобилии питьевой водой.

После многочисленных пожаров в монастыре уцелело 160 рукописей, из них 60 на пергаменте, в том числе греческая псалтирь XII века. Кроме чудотворной иконы Свт. Николая, в Ставрониките хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, частицы мощей многих святых: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, Сорока мучеников Севастийских, великомученика Феодора Стратилата, святителя Амвросия Медиоланского. В братии монастыря около 25 монахов.

130