Монастырь Симонопетр

Монастырь Симонопетр

Семиэтажный монастырь является чудом афонской архитектуры, находится он в юго-западной части полуострова и расположен на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Ограниченная площадь скалы заставила выводить постройку в высоту, увеличивая этажность корпусов с террасами и балконами, нависающими над пропастью. Монастырь очень тесен и темен, ибо вся внутренность его собрана под одной кровлей, из середины которой выдвигается вверх купол собора. С моря Симонопетр выглядит неприступным средневековым замком.

С пристани к нему ведет крайне трудная дорога, высеченная зигзагами в отвесных камнях. Скалу с материком Афона соединяет тесная галерея, перекинутая через пропасть, в виде подъемного моста. С этой же, северной стороны открываются внешние монастырские врата под аркой водопровода, через который в обитель течет горная струя. Почти вся окрестность Симонопетра пустынна и камениста. До ближайшего монастыря Григориат час ходу, до Карей – пять часов.

Симонопетр означает «камень Симона». Скалу для будущего монастыря указал по откровению отшельник Симон, святогорский святой, прозванный мироточивым за то, что по смерти мощи его источали миро. Неизвестно, откуда он был родом и как пришел на Святую Гору. Здесь после долгих поисков Симон нашел любвеобильного старца, у которого некоторое время жил в послушании. Достигнув меры сподвижника того старца, преподобный оставил его и, желая совершенного безмолвия, поселился в уединенной пещере, из которой видна была скала, где будет воздвигнут будущий монастырь.

Много лет провел Симон в пещере, ведя непрерывную духовную брань с врагом своего спасения, который являлся ему в образе страшного дракона. От чрезвычайных скорбей и лишений отшельник, бывало, изнемогал, но дивный голос укреплял его: «Мужайся и крепись, послушный и верный раб Сына Моего!» Узнав о строгой жизни Симона и его особом даре рассудительности, многие из святогорцев стали ходить к нему, получая великую пользу для души. Слава о преподобном пронеслась по всей Македонии и Фессалии, ибо многим было ведомо о его даре прозорливости и предведения. Тяготясь своим положением, Симон захотел уйти в более уединенное место. Но однажды пред Рождеством Христовым во время молитвы отшельника пещера наполнилась благоуханием и был голос свыше: «Симон! Не удаляйся отсюда, Я положила прославить это место, ты будешь для него светом, и имя твое будет славно». Несколько ночей подряд снаружи пещеры Симон видел, как с неба спускалась звезда и стояла над скалой. А в ночь Рождества Христова снова услышал он божественный голос: «Симон! Ты должен здесь основать иноческое общежитие. Оставь твое сомнение, Я Сама буду тебе помощница, а иначе за твое неверие будешь наказан». Через несколько дней пришли к нему в пещеру три брата, богатых мирянина, упрашивая принять себя в послушание.

Усиленное их моление тронуло преподобного и, после надлежащего искуса, он облек их в ангельский чин. Братья с любовью предложили ему все свое богатство на устроение киновии. Когда ж е пришедшие на строительство мастера узнали, что строить предстоит на вершине отвесной скалы, то отказались от этой опасной затеи. Тогда преподобный Симон пригласил мастеров на трапезу. Во время еды один из послушников, поднося им вино, поскользнулся и упал со скалы в страшную бездну, держа в одной руке сосуд, а в другой налитый стакан вина.

Пораженные несчастным случаем, мастера строго заметили Симону, что, если бы они решились строить здесь обитель, могло бы быть множество подобных смертных случаев. Святой ничего не ответил им, но втайне помолился Богородице, прося Ее заступления. Не прошло и получаса, как с противоположной стороны вышел упавший послушник, невредимый и даже с неразлившимся стаканом вина. Это чудо положило начало строительству монастыря на «Симоновом камне».

28 декабря 1287 года Симон предал свою святую душу Богу. Спустя семь лет по молитве к преподобному исцелилась бесноватая дочь сербского правителя Иоанна Углеша. В благодарность за такое чудо отец снесся с Протом Святой Горы, прося дозволения устроить обитель прп. Симона с царским великолепием. Все святогорцыс любовью и благодарением приняли это предложение. Сохранившиеся акты свидетельствуют о щедрости царских дарений. Спустя некоторое время в Симонопетре постригся сын Углеша, смиренно исполняя послушание монастырского садовника. Лишь перед кончиной, сделавшись избранным сосудом Божественной благодати, царевич открыл тайну своего происхождения...

История первых двух столетий существования монастыря малоизвестна – пожары уничтожили многие свидетельства. В 1581 году на некоторое время Симонопетр был покинут монахами, которые переселились в монастырь Ксенофонт. В XVII веке обитель прп. Симона имела идиоритмическое устройство, а с 1801 – киновиальное. В 1891 году монастырь в очередной раз сильно пострадал от пожара. Огонь охватил все постройки, и монахи лишь чудом спаслись. Уничтоженными оказались реликвии и библиотека монастыря, византийские росписи соборного храма во имя Рождества Богородицы. Восстановление Симонопетра стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям верующих из России. Вновь отстроенный после пожара соборный храм Рождества Богородицы до сих пор не расписан. Кроме собора на территории монастыря 11 параклисов.

Среди святынь хранится частица Животворящего Древа Креста Господня, часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины, части рук мц. Евдокии и вмц. Варвары, частицы мощей многих других святых. В наше время в Симонопетре 60 монахов.

129