Монастырь Ксиропотам

Монастырь Ксиропотам

Этот знаменитый и древнейший монастырь находится на западном склоне Афона, в самой середине длины его. Местность представляет собой небольшую живописную горную долину, лежащую выше пристани Дафни. Монастырь – ближайший от пристани по пути в Карею, до которой полтора часа ходу. Недалеко от Ксиропотама находится глубокий и широкий ров, который в зимнее время наполняется водой, а летом высыхает, почему обитель и получила свое название: «ксиропотам» означает «сухой поток».

Основателем монастыря считается прп. Павел Ксиропотамский (IX в.), бывший сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата. Получив блестящее образование, преподобный стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли царевича. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители и принял от пустынника Космы постриг. Эта разоренная к тому времени обитель в честь Сорока мучеников Севастийских была, по преданию, основана греческой св. блгв. царицей Пульхерией (V в.) вследствие явления ей святых мучеников. Ревнуя о спасении собравшейся братии и скорбя о запустении древней обители, преподобный Павел, бывший современником прп. Афанасия Афонского, подписал в 940 году договор с Протом Святой Горы о сооружении большого монастыря.

 Он же стал первым игуменом Ксиропотама, что подтверждается Уставом Святой Горы. Ктитором возрожденной обители был император Роман Лакапен (919–944). Сам благочестивый василевс вместе с Патриархом Цареградским Феофилактом (933–956) присутствовали при освящении обновленной, великолепной обители. В XI веке Ксиропотам считался одним из самых состоятельных на Афоне, имел большие земельные угодья и леса, особенно богатые каштановыми деревьями. Благополучие монастыря сохраняется на протяжении XII и начала XIII веков. После установления в Византии владычества крестоносцев Ксиропотам пережил серьезный экономический кризис. Пришедший к власти император Михаил Палеолог (1259–1282) оказал монастырю щедрую помощь. Он же оказался и губителем Ксиропотама. По примеру Афанасиевой афонской Лавры, ксиропотамцы признали и приняли Римскую Унию, которую старался ввести среди своих подданных православных христиан Михаил Палеолог. Измена православию явила знамение Божие: в то время как в монастыре несчастные его иноки, вместе с западными, стали по их римскому уставу и нововведениям совершать Литургию, – твердыни Ксиропотама сотряслись в основании и рассыпались, так что под их развалинами погибла во время совершения мессы большая часть латинян и отпадших иноков. Остальные латиняне, среди которых, как полагают, был и сам император, бросились на свои суда и бежали со Святой Горы.

Сын латинствующего императора благочестивый император Андроник (1282–1328) возобновил, а лучше сказать, заново отстроил Ксиропотамскую обитель, которая доныне существует как создание Андроника. Позднее монастырь поддерживали сербские властители. На их средства построен соборный храм Сорока мучеников (середина XV в.). В 1507 году в Ксиропотаме был сильный пожар, после которого он утратил пятое место в иерархии афонских монастырей, уступив его обители Дионисиат. Иноки занимались восстановлением своего монастыря на пожертвования, собранные в придунайских странах, а также на средства, полученные от султана Селима (1514–1519). Явление султану Севастийских мучеников, предсказавших Селиму победу над арабами в Египте в том случае, если он восстановит монастырь, побудило его проявить подобную щедрость. Война оказалась успешной для турецкого султана, который даровал обители особенные привилегии и многие земли, впоследствии ею потерянные. 

На протяжении веков монастырю помогали многие владетели Валахии. Очередное возрождение Ксиропотама пришлось на XVIII век, когда монах Кесарий Дапонтес в течение восьми лет собирал пожертвования в дунайских княжествах. В 1760 году была достроена большая часть корпусов, сохранившаяся до нашего времени. Монастырь имеет вид прямоугольника с закругленной восточной стороной, где находятся железные монастырские ворота. На стенах построены башни (пирги), из которых одна, западная, имеет 25-метровую высоту. Эта башня уцелела от древнего монастыря, построенного императором Романом, о чем свидетельствует надпись на мраморе: «Столпы Романа и Константина Багрянородного во Христе бессмертном Царе, верных царей и самодержцев Греческих; лета спасительного 950, индикта 9». 

В 1763 году на месте старого собора возведен новый, в честь Сорока мучеников Севастийских. Построен он по образцу святогорских храмов: в плане крестообразен, с четырьмя мраморными столпами, поддерживающими главный купол, с пятью главами, притвором и двумя приделами – Успения Божией Матери и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Перед главной соборной иконой собора Сорока мучеников горят неугасимые серебряные лампады в память явления их султану Селиму.

В первой половине XIX века в монастыре развернулись большие реставрационные и строительные работы на средства, собранные во время принесения части мощей Сорока мучеников в придунайские княжества. Трапезная монастыря расположена напротив соборного храма и встроена в первый этаж южной части братского корпуса. Строителем ее был волошский правитель Александр. Трапезную в 1859 году расписали фресками монахи Софроний и Никифор из скита святой Анны. К западу от собора – водосвятный фиал, украшенный резными изображениями.

Кроме соборного храма в монастыре 16 параклисов, семь из которых находятся на внутренней территории: святых Архангелов, святых равноапостольных Константина и Елены, Воздвижения Креста Господня, святого Иоанна Крестителя, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Феодосия и святого Георгия. Первые три параклиса расписаны фресками. Монастырь Ксиропотам богат сокровищами святынь и священных древностей христианских. В нем находится самая большая часть Животворящего Древа, какая только есть на Святой Горе. Эта часть – от подножия Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, к ней были пригвождены Его пречистые ноги. На этой части Древа сохранилось одно из отверстий, пробитых гвоздями. Эта святыня была дарована монастырю императором Романом, что подтверждено в хрисовуле. Память царицы Пульхерии сохранилась крестом в драгоценном окладе и драгоценной чашей.

 Крест царицы также из Животворящего Древа, обложен частицами св. мощей Сорока мучеников (они пострадали в начале IV века в Армении). Чаша – из яшмы, с резными ангелами, изображенными с орудиями страстей Христовых и утварью для Божественной литургии. В монастыре хранится замечательная рельефная икона великомученика Димитрия Солунского, выполненная на зеленом мраморе. Эта икона некогда украшала храм св. Софии в Царьграде и уже во время турецкого ига была принесена на Святую Гору патриаршим сингелом Григорием, который за золото выкупил ее из храма, превращенного в мечеть. Внизу на иконе надпись: «В благолепие верных царей (Романа и Андроника) великим иждивением сию св. икону принесе от храма св. Софии, увещав ея служителей, вселенского Патриарха сингел Григорий». Наверху такая: «Великий Роман и Андроник во Христе верные цари и самодержцы».

В монастыре много св. мощей, среди которых часть кости апостола Варфоломея, часть руки сщмч. Игнатия Богоносца, персты святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, часть одежды, облитой кровью и миром, св. вмч. Димитрия Солунского.

Монастырская ризница хранит около 150 древних икон. В библиотеке – 400 рукописей и 5000 книг. В братстве обители 40 монахов.

3