Монастырь Костамонит

Монастырь Костамонит

Небольшой по размерам и традиционный по застройке монастырь как бы затерян среди горных высот, сплошь покрытых смешанными и хвойными лесами. Расположен он в северо-западной, живописной части полуострова и отдален от сухопутных и морских сообщений, что придает ему характер пустынный и уединенный. До Карей – пять часов ходу, до побережья – не менее часа.

По-разному объясняют происхождение названия. Основываясь на буквальном переводе с греческого, Костамонит означает «обитель среди каштанов». И это действительно так: кругом целые каштановые рощи. Возможно также, что некогда здесь существовал скит великого подвижника Косты, от имени которого и пошло название монастыря. Более вероятное предположение, что Константин Великий или его сын Констанций по какому-то особенному случаю соорудили на месте будущей обители церковь в честь первомученика архидиакона Стефана. Предположение отчасти подтверждается преданием и письменными памятниками, хранящимися в Костамоните, но особенно тем, что здесь среди святынь есть кость от плеча равноапостольного Константина. В древности место, которое занимает ныне монастырь, было хорошо известно. В античные времена здесь находился город с названием Олофиксос, упоминаемый в исторических документах с VI века до Рождества Христова.

После сарацинских разорений и прибрежных грабежей пиратов Костамонит был возобновлен греческим императором Мануилом Палеологом (1391–1425). Знаменитый русский путешественник Барский в начале XVIII века видел в Костамоните хрисовулы императоров Мануила и Иоанна VII (1425–1448) Палеологов, грамоты молдавского господаря Петра (1593), сербского воеводы Радича, который, подав в отставку, постригся в монахи и до конца дней спасался в Костамоните. Монастырь пользовался особенным покровительством и щедрыми благодеяниями валахских господарей и сербских деспотов.

Обитель не сохранила своего древнего облика В нынешнем виде она почти полностью отстроена в XVIII веке, в плане имеет замкнутый четырехугольник с крепостного характера постройками. Во время турецкого владычества Костамонит не избежал участи других монастырей: непосильные налоги в сочетании с пожарами поставили его на грань разорения. В начале XIX века (1819–1820) супруга турецкого военачальника Али-паши гречанка Василика оказала монастырю существенную экономическую помощь. Материальное положение его улучшилось также и за счет сбора пожертвований в России. Новый соборный храм во имя св. архидиакона Стефана построен в 1860–1871 годах, на месте старинной церкви, в духе древних афонских традиций храмоздательства.

В этом соборе и поныне хранятся три чудотворных образа: святого первомученика Стефана и две иконы Пресвятой Богородицы «Предвозвестительница» и «Путеводительница».

Святая икона первомученика Стефана, по преданию, принесена была в Костамонит из Иерусалима в царствование византийского императора Алексия Комнина (1081–1118). По древности этой иконы можно судить и о возрасте монастыря, который, стало быть, существовал уже в XI столетии. Сама икона пострадала от иконоборцев в IX веке – она была брошена в огонь, доказательством тому является ее обугленная нижняя часть. В изображении св. Стефана странно выглядят выстриженные волосы на темени святого, в виде широкой тонзуры. Однако в древности существовал обычай, одинаковый для Востока и Запада, священнослужителям постригать волосы на голове кругом, а на темени выстригать их совсем. В таком виде постриженные волосы должны были напоминать мученический венец.

В 1844 году в Костамонит пришло письмо от одного христианина, по имени Иоанн Малуси, который занимался у себя на родине, в Адрианопольской области, скотоводством. Иоанн написал о том, что некоторое время назад он прибыл на Святую Гору для поклонения ее святыням. Посетив другие обители, Иоанн прибыл и в Костамонит, где перед иконой св. Стефана горячо молился о сохранении и приумножении своих стад, дав обет, что если молитва будет услышана, тогда часть приплода стада отдаст в дар обители. В письме он просил прислать к нему одного из братии, чтобы принять сотню коз по обету. Игумен Стефан послал монаха к Иоанну. Козы были доставлены на монастырский метох.

Икона Божией Матери «Предвозвестительница» («Антифонитриа») прославилась во времена крайнего оскудения монастыря. Накануне праздника Происхождения Честного и Животворящего Креста (1 августа) и следующего за ним праздника обители – перенесения мощей св. архидиакона Стефана (2 августа) в Костамоните кончилось даже лампадное масло. В великой скорби от того, что в предстоящие торжественные богослужения нечем будет осветить храм, экклесиарх Агафон стал молиться с горячими слезами перед этой иконой. Изнемогши от своего молитвенного труда, он присел и в легком сне услышал от Нее глас, который возвещал ему, чтобы не скорбел и не сокрушался, ибо Сама Она печется о благосостоянии и довольстве всей Святой Горы.

В подтверждение слов Богоматери Агафон увидел, что церковный сосуд полон, а кладовые имеют все необходимое для жизни. Старец воспрянул ото сна и немедленно пошел к церковному сосуду (вмещавшему около 120 килограммов масла). Увидев его до краев наполненным елеем, он рассказал об этом великом чуде всей братии. Игумен обители мудрый Иларион (сродник императора Алексия К омнина) и все иноки исполнились радости и, возжегши светильники, всю ночь славили Богородицу и воспевали дивные Ее чудеса. С того времени перед этой святой иконой, прозванной «Предвозвестительницей», возжигается неугасимая лампада. Экклесиарх (хранитель священной утвари) Агафон после бывшего ему видения постригся в великую схиму с именем Захария.

Икону Божией Матери, которую впоследствии назвали «Одигитрией», или «Путеводительницей», по преданию написал св. евангелист Лука. Находилась она поначалу в Антиохии, затем в Иерусалиме. В V веке попала в Константинополь: супруга императора Феодосия II подарила икону его сестре Пульхерии, которая поставила образ во Влахернском храме. Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их во Влахерны и даровала исцеление, поэтому Влахернская икона получила и другое название «Одигитрии». Ее особенно почитали греческие императоры. Множество списков чудотворного образа, также чудотворных, разошлось по всему свету. Костамонитская «Одигитрия», древнего письма, принесена в обитель сербской княгиней Анной. Ей икона была подарена императором Мануилом Палеологом и его сыном Иоанном VII Палеологом, предпоследним византийским императором.

Среди святынь в Костамоните хранится частица багряницы Христовой, часть от руки св. архидиакона Стефана, глава священномученика Власия, рука мученика Трифона и много частиц других св. мощей.

Кроме соборного храма в монастыре еще восемь параклисов. Весьма богата ризница обители. В библиотеке хранится 110 древних рукописей и более 1000 старопечатных книг. Владения Костамонита простираются на полтора часа ходу в горы и на час в ширину – вдоль морского берега Братство монастыря составляет около 30 монахов.

6