Монастырь Хиландар

Монастырь Хиландар

Это самый западный из афонских монастырей, расположенный в пяти километрах от моря недалеко от перешейка, который отделяет Святую Гору от материка. Местность, выбранная для обители, живописна и таинственна: Хиландар построен на равнине в густой чаще леса и окружен оврагами с крутыми склонами, так что даже на близком расстоянии его трудно обнаружить. 

Это отражено в названии, которое можно перевести как «тысячная мгла». Во времена разбойничьих набегов на Святую Гору афонские монастыри были разоряемы по нескольку раз. Хиландарская обитель, благодатию и заступничеством Божией Матери, ни разу не пострадала от врагов. Часто бывало, что они, увидев с окрестных гор монастырь, устремлялись к нему, но внезапно покрывала их отряды непроницаемая тьма, заставлявшая отступать и поражать своих же.

Не смогли одолеть Хиландарскую обитель ни дружины латиномудрствующего императора Михаила Палеолога в XIII веке, ни в период греческого восстания 20-х годов XIX столетия турки, опустошившие другие монастыри. С момента основания монастыря в 1198 году и вплоть до XVII века он был первостепенным центром духовной культуры славян. Ктиторы Хиландара – святитель Савва Сербский и преподобный Симеон. Преподобный Симеон в миру был царем Сербским Стефаном Немани, основателем сербского государства, который за годы своего правления (1168–1196) объединил большую часть сербских земель и добился их политической независимости. Он был женат на дочери греческого императора Романа Анне. Имея двух сыновей, супруги молили Бога даровать им сына, который стал бы насадителем благочестия в их отечестве. Они дали обет в таком случае больше не иметь супружеских отношений.

На свет появился их младший сын Растко, будущий святитель Савва Сербский, создатель автокефальной Сербской Церкви. 17-ти лет, услыхав от инока афонского Русика о Святой Горе, он тайно отправился туда. В Русском монастыре он принял постриг, потом перешел в Ватопед, откуда совершил путешествие по Афону, посещая отцов-отшельников и поклоняясь всем святогорским святыням. Молодой инок носил рубище и ходил босиком, смиренно выполняя монастырские послушания. 

Его царственный отец со временем смирился, что сын его стал монахом, послал на Афон дорогую церковную утварь и денег. Свт. Савва употребил дар отца на постройку церквей. Под влиянием сына и родители приняли постриг – отец с именем Симеона, мать – Анастасии. Престол перешел к старшему брату свт. Саввы. В 1197 году прп. Симеон пришел к младшему сыну в Ватопед, сделав большие вклады в некоторые святогорские монастыри. К тому времени Симеон был уже стар и слаб, поэтому Савва стал работать с особым усердием за себя и за отца. По просьбе свт. Саввы родственник его, греческий император Алексий III передал в собственность сербского княжеского дома небольшой запустелый монастырь Хиландар.

С этого времени началась новая эпоха в его истории. Свт. Савва отреставрировал и расширил древний храм обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построил крепостные стены с высоким пиргом, внутри стен устроил кельи для иноков. Свт. Савва купил земли, расположенные вокруг обители, и несколько других монастырей присоединил к Хиландару. Игумен Савва написал устав, который назначал порядок служб, правила жизни и управления монастырского. Сербская обитель вскоре разрослась до настоящей Лавры, пользуясь особым покровительством сербских царей и греческих императоров. В нее стекались многие сокровища сербской земли, из нее же исходили лучи духовного просвещения славян. Так Хиландар возобладал почти половиной Афонской Горы, и до сих пор одна лишь Лавра св. Афанасия равняется с ним обширностью своих владений. Поставив вместо себя другого игумена, свт. Савва удалился в Карею, выстроил себе уединенную келлию для безмолвного жития, принял священный сан.

Затем по просьбе брата Стефана перенес нетленные, мироточивые мощи святого своего родителя в Сербию, где предпринял труды апостольские: утверждал православие, восстанавливал порядок в церковной службе, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими – так предотвратил свт. Савва кровавую войну с болгарами. Святитель был наделен даром чудотворений и исцелений. Распространившаяся о нем слава побудила снова вернуться на Афон. И еще раз пришлось оставить Святую Гору: ради интересов Сербской Церкви он отправился в Никею ходатайствовать у греческого императора и Константинопольского Патриарха о назначении в Сербии епископа-серба. Прошение было принято с условием, что свт. Савва сам возглавит Сербскую Церковь. В 1219 году его рукоположили в сан Архиепископа всей Сербии, в коем 18 лет святитель Савва ревностно насаждал благочестие в отечестве, не раз спасая его от разорительных войн. Деятельность святого ктитора Хиландара сопровождалась многими знамениями и чудесами.

В конце жизни он паломничал по святым местам Палестины, Сирии, Персии, Армении, собирая везде священные останки святых, которые передал Сербии. Скончался он в Тырнове 12 января 1237 года, нетленные мощи его были перевезены на родину в Милешево. В Тырнове же и от опустевшей гробницы святителя многие получали исцеления. Следует сказать, что и подвизавшийся в Хиландаре племянник Саввы – святитель Савва II, архиепископ Сербский (1266–1271), был достойным преемником великого дяди. Другим ктитором Хиландарской обители был король сербский Стефан Урош Милутин (1275–1320), зять греческого императора Андроника Палеолога. 

В 1293 году он на месте построенной первыми ктиторами церкви возвел величественный храм, укрепил Хиландар башнями и бойницами и даровал ему многие земли в Македонии. Но пик расцвета монастыря пришелся на 1348 год, когда в его стенах более четырех месяцев жил царь Стефан Душан, именовавший себя самодержцем греков, сербов и болгар. Он еще более укрепил достояние обители хрисовулами, из которых сохранилось около 20, и на некоторое время закрепил перевес славян перед греками на Святой Горе. Хиландарский монастырь внес славянский дух и характер во многие обители Афона, так что и в греческих монастырях стали совершать богослужение на славянском языке.

Но Стефаново царство пало, сербская земля была разорена после несчастного сражения сербских дружин против войск султана Амурата на Косовом поле. Лишилась поддержки и Хиландарская обитель, потеряв все свои владения в Македонии, расхищенные турками. Тогда иноки хиландарские обратились на север, к русскому царю Иоанну Грозному (1533–1584), умоляя его о защите и помощи. И царь принял свое державное участие в судьбе единоплеменного сербского монастыря. Он даровал Хиландару в вечное владение подворье в Москве, в Китай-городе, по правую сторону Устюжского двора. 

Как сказано в царской грамоте: «на прокормление и вспоможение во всяких скорбях». Эта грамота была подтверждена в свое время царями Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и благословенным Домом Романовых. Но в малолетстве царей Иоанна и Петра Алексеевичей подворье было отобрано для патриарших певчих, взамен же назначена была милостыня в сто рублей. В XVII веке Хиландар пришел в совершенное запустение, однако был возобновлен благочестивым купцом венецианским, впоследствии иноком Никанором, и пожертвованиями из Болгарии.

XVIII век подарил Хиландарской обители нового святого – Паисия Хиландарского. Он родился в 1722 году в благочестивой семье в Банско. Один брат преподобного, Лаврентий, был наместником Хиландарского монастыря, другой известен как щедрый благотворитель православных храмов и монастырей. Сам преподобный Паисий проходил послушание в Рыльском монастыре, но в 1745 году пришел к брату в Хиландар, где принял постриг. На Святой Горе подвижник возрастал духовно, глубоко изучил Священное Писание и был рукоположен в иеромонахи. В 1762 году он написал «Историю славяноболгарскую» – книгу, укрепившую христианскую веру и пробудившую национальное самосознание находившегося под турецким владычеством болгарского народа.

 Доныне преподобный – особо почитаемый болгарский святой, именем которого назван госуниверситет в Пловдиве, многие институты и школы Болгарии. Время и место блаженной кончины преподобного Паисия неизвестны. Со времени Паисия в Хиландар стали приходить многие болгары, так что сербы потеряли свое первенствующее положение. Только после посещения Хиландарской обители сербским королем Александром в 1896 году сербы снова получили возможность вступать в число братии Хиландара и участвовать в его управлении.

Монастырь Хиландар, подобно другим обителям афонским, похож на замок, но в плане не четырехугольный, а треугольный. Соборный храм построен в начале XIV века и посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет традиционно афонское обличье, но своей величественностью, красотой и богатством строительных материалов превосходит почти все храмы Святой Горы. Все 26 столбов, на которых он утверждается, – из белого цельного мрамора. Мрамором обложены 11 внешних и внутренних дверей и 104 окна. Пол в храме мраморный, составленный из разного вида и цвета плит, искусно соединенных между собою.

 Аналой для Евангелия и два аналоя на клиросах обложены кожей морской черепахи и украшены перламутром. Деревянный позолоченный иконостас поставлен в 1774 году, за ним в алтаре находится древний беломраморный. По правую сторону клироса – мраморная гробница, в которой почивали нетленные мощи прп. Симеона, перенесенные впоследствии сыном его, свт. Саввой, в Студеницкий монастырь в Сербии. Из гроба, с наружной стороны храма, выросла виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу, особенно для неплодных супругов. Собор крестообразно увенчан четырьмя главами и украшен внутри иконами, паникадилами, богатым хоросом, драгоценными крестами, висящими по стенам. Церковная утварь – вся драгоценная.

На клиросе находится великолепная игуменская кафедра с позлащенной сенью и эмалевыми изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников. На кафедре, на игуменском месте, стоит чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», которая с древних времен является благодатным даром и благословением Самой Пречистой славянским народам. На иконе Божия Матерь правой рукой держит Богомладенца. Левой рукой она принимает от Него свиток – как знамение того, что Господь исполняет Ее ходатайства и прошения. 

Третья рука изображена в память чудесного исцеления прп. Иоанна Дамаскина. Этот ревностный защитник иконопочитания императором-иконоборцем Львом Исавром (716–741) был оклеветан в измене перед дамасским халифом, при котором он занимал важную должность. Не догадываясь о тайных кознях еретика-императора, халиф приказал отсечь Иоанну правую кисть. К вечеру, когда гнев халифа утих, страдалец выпросил через своих друзей эту повешенную на позор в публичном месте кисть, приложил к суставу и перед иконой Божией Матери с Младенцем слезно молился об исцелении на пользу верных.

После долгой молитвы Иоанн заснул. Явившаяся ему во сне Богоматерь исцелила его: кисть приросла. В память этого дивного события преподобный составил известную торжественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». И начертал под правой рукой Богоматери на иконе третью руку. Когда открылась невинность Иоанна, халиф полюбил его более прежнего, но преподобный сложил с себя светское звание и удалился в Палестину, в Лавру свт. Саввы Освященного. Сюда он принес и икону, перед которой получил исцеление. Св. икона оставалась в Лавре до начала XIII века, когда сюда прибыл святитель Савва Сербский.

По особому изволению Божией Матери вместе с иконой «Млекопитательница» он получил «Троеручицу» в благословение от Лавры. Чудотворная икона находилась некоторое время в Сербии, затем, вследствие возникших там смут, была чудесным образом доставлена на осле, оставленном без всякого человеческого водительства, на Святую Гору в Хиландар. Братия торжественно приняла к себе икону Божией Матери и поставила ее в алтаре соборного храма. Впоследствии, когда в обители умер настоятель и при выборе нового игумена между братией произошла распря, – после этого на утрени увидели, что икона «Троеручица» не в алтаре, а стоит на игуменском месте. Три раза повторялось это, несмотря на все меры предосторожности братии, которая приписывала перенос иконы тайным действиям кого-то из своей среды. 

Тогда явился один строгой жизни затворник и рассказал про свое чудесное видение, в котором Богоматерь соизволила сказать, чтобы братия не трогала Ее иконы с игуменского места, потому что Она, в устранение теперь и на будущие времена несогласий при избрании игумена, Сама хочет занять это место Своей иконой и непосредственно управлять монастырем. С той поры в Хиландаре не выбирают и нет там действительного игумена, а есть только проигумен, т. е. наместник, заведующий монастырем. Перед каждой службой экклесиархи и служащие иеромонахи берут благословение у св. «Троеручицы». В мантиях они подходят к иконе, делают пред ликом Богоматери два земных поклона с крестным знамением, целуют Ее руку, затем, как пред Настоятельницей, падают на землю без крестного знамения.

Другая чудотворная икона Хиландара зовется «Попской», ибо во время крестных ходов и водосвятий ее носят непременно священники. Некогда Богородица обличила еретика-иерея, притворно объявлявшего себя православным. Однажды, когда во время крестного хода еретик нес эту икону, он нечаянным образом утонул в море. Третья чудотворная икона Божией Матери, не сгоревшая во время пожара 1722 года, находится в дохиарной. Четвертая, называемая «Акафистная», осталась цела, когда в 1837 году горел иконостас; перед ней читали в это время Акафист.

Среди древних построек обители – кельи начала XVII века и трапезная в западной стене, в которой сохранилась фреска «Собор Архангелов» из росписи Панселиноса. В 1870-е годы к восточной стене было пристроено крыло, в котором ныне размещается музей с богатым собранием редких икон средневековья и большая библиотека со множеством уникальных книг. Среди святынь: значительная часть Древа Креста Господня; части: тернового венца, крови Христовой, Его трости и пелен; части Ливана и смирны из даров волхвов; из св. мощей: нога прп. Симеона Столпника и нога свт. Григория Богослова, нога целителя Пантелеймона. В братстве Хиландара 30 монахов. Помимо соборного храма, в монастыре 16 параклисов.

145