Монастырь Есфигмен

Монастырь Есфигмен

Монастырь расположен на берегу маленькой бухты с северной стороны Афонского полуострова. Его стены настолько приближены к морю, что в шторм волны, бывает, бьются о них. Площадка, на которой стоит монастырь, очень небольшая, ее окружают склоны лесистых гор. Поэтому одно из объяснений названия обители кроется в толковании слова как «притиснутый» (к морю). Вне Есфигмена к его западной стене примыкают фруктовый сад и монастырские огороды, сюда направлены водопроводы, собирающие воду отдаленных горных ключей.

С северной и южной стороны монастырь омывает большой поток, стремящийся с гор в море. На этом потоке устроена водосвятница. Недалеко от современного Есфигмена находятся развалины древнейшей Есфигменской обители, разрушенной обвалом горы. По преданию, основателями древнего монастыря были греческий император Феодосий Младший (408–450) и его сестра, святая царица Пульхерия († 453).

Следует заметить, что древние монастыри Афона ничем не походили на более поздние обители-крепости: это были в лучшем случае скопления строений, объединенных небольшим собором. Значительная часть монахов обитала в пещерах и других естественных укрытиях, устраивая в них небольшие часовни. Сколько просуществовал древний Есфигмен, неизвестно, от него уцелел лишь обломок алтарной стены.

Вновь на страницах исторических документов монастырь появляется в 1016 году, затем в 1030 году. Во время набегов сарацин Есфигмен сильно пострадал от варваров и продолжительное время находился в бедственном положении. Обитель была возобновлена усердием византийских, сербских и дунайских правителей.

Благодетелем Есфигмена был и святитель Григорий Палама (1296–1359), знаменитый защитник православного учения о нетварном Божественном свете. Он воспитывался при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору и сделался послушником Ватопедской обители. Под руководством Никодима Ватопедского Григорий начал путь своего подвижничества, принял монашеский постриг. На втором году пребывания у старца явился ему в видении св. евангелист Иоанн Богослов и обещал неотступное покровительство. После кончины своего мудрейшего наставника Григорий перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского, пребывая в великом воздержании.

Однако через три года, стремясь к более высоким степеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель ее, старец Григорий, стал учить молодого монаха сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось иноками, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в трудах прп. Симеона Нового Богослова (XI в.) подробное освещение получили внешние приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой, молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. Никаким человеческим словом невозможно выразить тех таинств, которых сподобляются исихасты, достигшие того, чтобы ум, сердце и все существо человека слились в единственное желание – благоугождать Богу, любить Бога и непрестанной молитвой отсекать от себя любой помысел. И святой Григорий Палама, погружаясь в глубину молитвенного духа, доходил до такой степени умиления и сердечного плача, что слезы струями текли из его очей, были постоянны и неиссякаемы.

Однако из-за угрозы нападения агарян Григорий вместе с братией перебрался в Солунь, где был рукоположен во священника. Свои обязанности пресвитера он сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье святой пастырь выходил к народу для совершения богослужений и произнесения проповедей. Слышавшие его дивные речи трогались сердечно, увлекались и плакали.

В 1331 году свт. Григорий вернулся на Афон и уединился в скиту свт. Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году Григорий Палама был избран игуменом Есфигменской обители, братство которой тогда состояло из 200 монахов. С этой поры он стал составлять систематические свои произведения и проявлять дар чудотворения. В Есфигмене однажды кончился елей. Свт. Григорий пошел вместе со всей братией в подвал, где хранилось продовольствие, и, помолясь, благословил пустой сосуд. Вдруг сосуд этот на глазах у всех наполнился елеем. Узнав, что причиной недостатка елея (оливкового масла) стал неурожай маслин, свт. Григорий вместе с братией пошел в сады и благословил деревья, которые сделались чрезвычайно плодоносными. Всего только три года пробыл Палама игуменом Есфигмена. Желая безмолвия и пустынной тишины, он вернулся в скит свт. Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов православия. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам явился на Афоне, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света, не стесняясь насмехаться над рассказами иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий защищал: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное..., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)».

Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338 г.). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». Константинопольский Собор 1341 года принял положения Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются несотворенными. Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он был предан анафеме, однако споры между паламитами и варлаамитами не закончились. Святителю Григорию пришлось еще пострадать за истину.

Патриарх Иоанн XIV Каленас отлучил его от Церкви и подверг заключению в темнице. Только через три года, когда кафедру занял Патриарх Исидор, святителя освободили и возвели в сан архиепископа Солунского. За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне своего преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами: «В горняя! В горняя!» святитель Григорий мирно отошел ко Господу.

Кроме великого святителя Паламы, Есфигмен видел в своих стенах других святых подвижников. Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский, родом из Адрианополя, в молодости три года исполнял послушание трапезаря. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии Есфигменской обители. Боясь похвал, смиренный монах Акакий, будущий Патриарх, ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время отшельничал.

Оттуда подвижник перешел на Галатийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где постригся в схиму с именем Афанасий, получил священный сан и удостоился Божественного откровения: от Распятия услышал глас Господа, призывавший его к пастырскому служению. Еще раз сподобился свт. Афанасий побывать на Святой Горе, но из-за возникших там нестроений возвратился на Галатийскую гору. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после тяжелых потрясений и смут времен латиномудрствующего Патриарха Иоанна Векка. По предложению императора Андроника Палеолога Собор архиереев в 1289 году единодушно избрал свт. Афанасия на кафедру Вселенской Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился снова в свой монастырь. В 1303 году святителю вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. В 1308 году свт. Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, Предстоятеля Русской Церкви. И опять из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковных смут, свт. Афанасий в 1311 году оставил управление и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу своей 100-летней жизни святитель вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой долг пастыря Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, он покаялся в своем малодушии и получил от Бога прощение и дар чудотворения.

Преподобный Дамиан Есфигменский (XIV в.) безмолвствовал недалеко от Есфигмена, на горе, называемой Самария, и пользовался особенной дружбой прп. Космы Зографского. Блаженный Дамиан был истинным послушником и твердым хранителем отеческих повелений. По успении его до 40 дня от гроба исходило великое благоухание, чувствовали его даже в Есфигменской обители, находящейся на расстоянии получаса ходу.

Подвиги святых новых преподобномучеников Агафангела и Тимофея относятся ко времени перед Греческим восстанием. Агафангел, еще юношей, под страхом смерти принял ислам. Покаявшись и постригшись в Есфигмене, он возжелал, мученической смерти во очищение греха отречения. Оставив Святую Гору, в Смирне перед Оттоманским судилищем св. Агафангел исповедал Христа и после истязаний был обезглавлен 19 апреля 1819 года. Преподобномученик Тимофей принял мусульманскую веру ради спасения своей жены, попавшей в гарем. К мученическому подвигу в Есфигмене его, принявшего схиму, приуготовлял тот же старец Герман, который руководил св. Агафангелом. За исповедание Христа св. Тимофей был также обезглавлен 29 октября 1820 года в Адрианополе.

Со времен турецкого владычества на высокой башне Есфигмена развеваются два флага желтый флаг Афона и черный с изображением черепа – как символ непокорившейся завоевателям православной обители. На фасаде монастыря надпись: «Православие или смерть».

После разграбления обители турками были проведены большие восстановительные работы, благодаря поддержке Александрийского Митрополита Игнатия. Соборный храм Вознесения Господня в афонском стиле возведен в 1810 году на месте разрушенного старого и расписан в 1818 году. Среди настенных изображений много славянских святых. Иконостас сооружен позднее, иконы в нем в основном XVIII и XIX веков.

Старец Паисий из Панагуды (1924–1994) рассказывал об одном из смиренных подвижников-простецов, старце из Есфигмена, который не знал, казалось, элементарных вещей, но сподобился от Бога дара чудотворений. По своей малограмотности он считал, что слово «Аналипси» («Вознесение») – это имя святой, и молился ей: «Святая Аналипси, моли Бога о нас». Как-то должен был он навестить больного брата, а угостить его было нечем. Тогда старец подошел к морю, простер руки и воскликнул: «Святая Аналипси, пошли мне рыбку для брата!» Внезапно из моря выскочила огромная рыба и оказалась у него в руках.

Помимо Вознесенского собора в Есфигмене 7 параклисов, один из которых посвящен свт. Григорию Паламе. С монастырем тесно связано пребывание на Святой Горе основателя Киево-Печерской Лавры (1051 г.) преподобного Антония Печерского (983–1073). По преданию, в Есфигмене он постригся в монахи. Дважды затем приходил он из Киева на Святую Гору, изучал Студийский устав, которым пользовались на Афоне, чтобы ввести потом в русских обителях. В 1849 году на месте, где жил прп. Антоний, была возведена малая церковь.

Среди святынь обители – часть Древа Креста Господня, глава ап. Иакова Алфеева, часть левой ноги св. Марии Магдалины, часть главы свт. Афанасия, Патриарха Константинопольского, глава нового преподобномученика Афанасия. В библиотеке хранится 370 древних рукописей. В братстве монастыря 40 монахов.

3