Встретим грядущего с неба Господа Иисуса Христа примирением с нашими ближними

Игумен Никон (Воробьев)
Встретим грядущего с неба Господа Иисуса Христа примирением с нашими ближними

В какой семье нет мира, там не будет Рождества Христова, не будет праздника.Господи, очисти нас от всякия скверны плоти и духа, удостой нас Твоего посещения, прими нас в родство с Тобою. 

Возноситеся умом, сердцем, волею. Пусть все помыслы наши будут заняты тем великим делом, которое совершил Господь Иисус Христос.

Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января), длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами: 

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

А в конце утренней службы звучит проникновенная стихира, имеющая свой особенный, приуроченный только к ее собственному тексту, напев, который сейчас чаще всего исполняется в монастырях: 

«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!» 

По-русски можно было бы перевести так: 

Ангельские предшествуйте, силы; Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте! Ведь Слово рождается, мудрость приходит. Прими целование, Церковь, На радость Богородицы. Люди, воскликнем: «Благословен Пришедший нас ради, Боже наш, слава Тебе!» 

Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение, тропарь предпразднства: 

«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставитиобраз». 

Уточненный русский перевод: 

«Готовься, Вифлеем, – открыт всем Едем! Готов будь, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором – отрасль божественная. От неё вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, прежде падший Восставивший образ!».

Встретим грядущего с неба Господа Иисуса Христа примирением с нашимиближними.

Пусть и сердце наше, и воля наша устремятся навстречу грядущему Господу, а устремятся они тогда, когда сначала с принуждением, а потом и охотно, и с радостью будем мы носить в себе чудное, всесильное имя Господа Иисуса Христа, когда волею своею будем подавлять греховные помыслы, слова и дела, призывая имя Спасителя нашего. "Обышедше обыдоша мя (всякие скорби, искушения и пустые греховные помыслы, ощущения) и именем Господним противляхся им".

 

Встретим грядущаго с неба Господа Иисуса Христа примирением с нашими ближними. Ибо только там Господь, где есть мир и лад, где люди и поссорившись, сразу осознают себя, приходят в себя и мирятся - только там Господь, только туда Он приходит. В какой семье нет мира, там не будет Рождества Христова, не будет праздника. 

Кто утаил чужие вещи и не вернул и не очистил себя покаянием, тот не войдет в сонм ликующих о Рождестве Христовом. Кто лжет постоянно и обманывает своих ближних, тот находится в родстве с дьяволом, как говорит Господь Иисус Христос, и не может быть участником Рождества Христова.

Итак, очистим себя миром с ближними и покаянием, и сокрушением сердечным о грехах, дадим обещание Господу впредь бороться со грехом, и тогда мы сделаемся близкими Господу, родственными, родными Ему, сделаемся братьями и сестрами, и тогда мы не только достойно встретим праздник, но и в душах наших таинственно родится Спаситель наш. И душа наша, бывши вместилищем скотов и скотских ощущений, мыслей и дел, станет вместилищем Самого Господа.

Господи, очисти нас от всякия скверны плоти и духа, удостой нас Твоего посещения, прими нас в родство с Тобою. 

Господи, мы погрязли во грехах, глубоко утонули в суете житейской, уже почти потеряли вкус ко всему божественному. Сознаем это, Господи, сознаем, что удалились от Тебя, но молим Тебя, ими же веси судьбами спаси нас. Аминь. 

18/XII - 44 г. Игумен Никон (Воробьев), игум 

Источник
147