Технологический прогресс и духовная катастрофа. Почему для нас важен Великий пост

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий
Технологический прогресс и духовная катастрофа. Почему для нас важен Великий пост

Одиночество, порожденное тотальным распространением цифровых технологий, поражает души и, словно вирус, рассеивается по всему миру. Мировой коронакризис выступает элементом глобальной политики закулисной элиты. О том, почему в этих условиях важно христианам соблюдать Великий пост, — беседуем с наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

— Идет Великий пост. Конечно же, Владыко, соблюдают его далеко не все, часто аргументируя: «Мы в XXI веке живем. Какой пост? Главное, что у меня Бог в душе». В чем их заблуждение?

— Можно, конечно, в свое оправдание многое сказать, только вот суть от этого не меняется. На эти рассуждения ответ дают святые Оптинские старцы: «Не хотите поститься добровольно, будете поневоле поститься».

Во все времена нужен был пост, потому что всегда темная сила старалась поработить себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось настолько сильно овладеть человеком, как в наши времена. Произошла переоценка ценностей: вместо служения духу люди стали служить плоти и своим похотям. А по причине этого умножились беззакония, из-за которых, как и предсказывал нам Господь, охладела в людях любовь (см. Мф. 24:12).

Великий пост — это возможность каждого христианина проверить, насколько исцелился дух, насколько способен он принимать небесную радость, насколько не чужд Царства Божия.

Во всем — и в большом, и в малом — нужно быть верными Богу. Вот для проверки нашей верности и ценен Великий пост, чтобы мы смогли восстановить свою власть над телом и принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на светлый праздник Воскресения Христова.

Пренебрегая же заповедью Божией о посте, можно впасть в нужду и бедность, болезни и лишения.

— Мы сегодня словно находимся на перекрестке истории — очень уж стремительно все меняется в жизни: мир гаджетов, онлайн-образования, цифровых технологий. Это ведь не только своего рода вызов для человечества, Ваше Высокопреосвященство, но и трагические сцены последнего акта его истории?

— Любое достижение разума может быть использовано как во благо, так и во вред. С помощью ядерной технологии можно создавать атомные электростанции, а можно изготовить бомбу — все зависит от намерений.

Церковь всегда высказывала опасения касательно того, что цифровые технологии могут использоваться против человека, что в итоге приведет к тотальному контролю.

Человечество на протяжении всего своего существования сталкивается с вопросами пользы и вреда своих же достижений. Но приспосабливание цифровых технологий для контроля за человеком — это порабощение, которое будет применяться перед концом мира. Что развитие тотального контроля означает рабство — об этом сегодня говорят не только священнослужители, но и ученые, это хорошо понимают и просто думающие люди.

Именно об этой угрозе духовному развитию человека и общества в целом неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая в средствах массовой информации, Его Святейшество не раз напоминал о приходе Антихриста, который возьмет под контроль все человечество.

«На чело человека будет наложена печать Антихриста, и без этой печати нельзя будет ни ку-пить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель», — приводит Его Святейшество слова Священного Писания (см. Откр. 13:16, 17).

Патриарх напомнил, что все подобные вещи будут прикрываться благими намерениями: выходом из кризисов, борьбой с преступностью и так далее. Появление полного контроля над людьми превратит их в рабов, и все будет зависеть только от господина, который будет владеть ими.

«Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью», — предупреждает Патриарх Московский и всея Руси.

Тема поголовного чипирования, о чем мы и помыслить еще лет десять назад не могли, актуальна сейчас как никогда. Ведь технологии приближают эту фантастическую, казалось бы, идею к тому, чтобы она стала реальностью.

Но не будем страшиться! Лейтмотивом в Евангелии звучат слова Христа «Не бойся», призывая нас всегда доверять Его любви и милосердию. Это не значит совершать бездумные и неблаговидные поступки. Господа завет более глобален: не бойся тех напастей, которые постоянно случаются в жизни, потому что Я — всегда рядом. Главное, чтобы мы доверяли Господу и не отходили от Него.

— Ваше Высокопреосвященство, но определенные силы очень уж стремятся к власти над миром. Пандемия коронавируса, пожалуй, продолжение плана глобальной политики закулисной элиты?

— Во всяком случае мировой коронакризис очень хорошо играет ей на руку. Это отличный инструмент, чтобы начать перестройку, геополитический передел мира, о чем его «архитекторы», уже не стесняясь, говорят с высоких трибун.

Вот что пишет об этом российский ученый, профессор Валентин Катасонов: «Под предлогом борьбы с коронавирусом человечество будет поставлено под тотальный контроль. Государственные границы, создававшие иллюзию суверенитета и изоляционизма, будут демонтированы в одночасье.

Кулисы мировой истории падут, на сцене явится мировое правительство. Наступит новый мировой порядок, «совершеннее» того, какой показал людям Джордж Оруэлл. А последним актом спектакля под названием «мировая история» станет приход антихриста, который и воссядет в кресле главы мирового правительства».

Только без воли Божией ничего не бывает, все, что делает Бог, «добро зело». А явное зло — попущение Божие ради благих целей, сокрытых от наших слабых умов.

«Бог управляет миром, и все, совершающееся на Небе и в поднебесной, совершается по Суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), творения которого являются незаменимым руководством для желающих возрастать духовно.

Мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за наши согрешения. «Даже самое чистое естество человеческое имеет в себе нечто гордое», — замечает преподобный Макарий Великий.

Вот и нужен нам с вами Пост, чтобы скверна души врачевалась воздержанием, покаянием, Святыми таинствами Исповеди, Причастия. Мы под видом хлеба и вина причащаемся Тела и Крови Спасителя во исцеление души и тела. А это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно.

— Технологический прогресс и доступность его достижений, казалось бы, облегчает жизнь человека, но в то же время ведет к духовной катастрофе. Почему возникает такое противоречие?

— Развитие научно-технического прогресса должно сочетаться с развитием общественного сознания, причем в общемировом масштабе. А с этим — большие проблемы, потому что человечество весьма разнородно.

Нужно очень ответственно относиться нам к плодам цивилизации. Сверхумные роботы, новая медицина, позволяющая диагностировать и лечить самые страшные заболевания, биологические и цифровые технологии, много чего еще — все это никак не возвышает душу и ко всеобщей гармонии не ведет. Воистину красота и величие человека заключается не в военной мощи и умении управлять современной техникой, а в силе духа.

Кстати, в Стране восходящего солнца бьют тревогу: прогресс уничтожает великую империю. Люди начинают тяготеть к одиночеству, а над страной нависла угроза самоуничтожения. Увеличивается даже число ресторанов с перегороженными местами, отелей и караоке для одиноких.

Японские демографы делают пугающие прогнозы: если мода на одиночество не пройдет, нация вымрет. Неудивительно, что это происходит в высокотехнологичной стране.

Национальные японские СМИ сообщают, что в свете резкого роста числа самоубийств на фоне пандемии коронавируса правительство Японии даже ввело новую должность «министр одиночества».

— Следует сказать, Владыко, что данная пугающая тенденция стала распространяться по всему миру. В чем причина этого?

— Техно-материальная цивилизация научилась на земле создавать фантомов, начиная от искусственного зачатия до вытеснения души из тела в результате применения различных зомбирующих технологий.

Одиночество с темным окрасом — это участь искусственного мира, в котором мы живем, пытаясь убежать от себя. В нем нет места душе. Это еще одна эпидемия нашего времени.

Человек никогда не сможет полностью избежать чувства одиночества, если в душе нет Бога. В Православии вам не пообещают ни благополучия, ни власти, ни славы, но в нем предлагается людям иное счастье — радость быть с Богом, быть любимым. Причем вам не грозит эту радость потерять и остаться одинокими, потому что Господь всегда рядом и в земной жизни, и в посмертной, вечной.

Как же найти эту радость, где взять ее? Для ощущения этой радости от нас нужна только взаимность. У нас с вами, дорогие мои, есть покаяние, которым можно спастись от мрака уныния, бессилия — всего, что тяготит душу и отравляет жизнь. Слава Богу, покаянием спасается любой, кто осудит себя! Но только себя, а не других! Покаяние — великая милость Божия, им открываются двери Царствия Небесного.

Смысл земной нашей жизни в том, чтобы исцелиться от гордости, научиться послушанию и вернуться в Рай. Для этого пришел на землю Господь наш Иисус Христос, Которого надо любить больше всего на свете, а через Него — и ближнего.

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), — читаем в Евангелии слова Христа. Мы странники и пришельцы на этой земле. И только тогда есть смысл в нашем земном странствовании, если знаем путь, которым идем.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ

г. Новогрудок

Источник

141