Схиигумен Иоанн (Алексеев): «Серебро узнается пробой, а подвижничество – смирением»

3.jpg

Главным занятием схиигумена Иоанна (Алексеева), валаамского старца, в свободное от монастырских послушаний время была переписка до самой его смерти с духовными чадами. Часто батюшка подписывал свои письма к духовным чадам – «архигрешный схиигумен Иоанн». Читая его обращения к чадам, сложно поверить в то, что их писал схимник, человек, который был настоятелем монастыря. Старец сам попросил освободить его от должности настоятеля Свято-Троицкого Трифонова Печенгского монастыря. Удивляют простота и ясность, с которыми он общается с людьми. В письмах батюшка себя равняет со своими чадами, всегда подбадривает их. Если и ругает, то от этих слов ощущается только тишина и простота. Причем старец никогда не считал себя знающим и понимающим, наоборот, всегда уточнял, что ничего не знает и всё познаёт по книгам святых отцов.


О сновидениях

«Бесы тщеславия – пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть... Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» (Преподобный Иоанн Лествичник. Слово 3. О сновидениях, бывающих новоначальным). Блаженный Диадох пишет: «Да довлеет, однако ж, нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшею частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы».

Святой Симеон Новый Богослов пишет: «У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует называть снами, а видениями), которых ум благодатию Святого Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им; у которых вся забота и попечение о Божественном и всё помышление о будущих наградах и воздаяниях; которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, неразвлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и всё в них обман и прелесть явная».

Премудрый Сирах пишет: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям. Гадания и приметы и сновидения – суета. Сновидения ввели многих в заблуждение, инадеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-2, 5, 7). Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: «Не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший параклис Пресвятой Богородице (молебен, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии), вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб».

Есть такое сказание в Прологе: «Месопотамский монах удивлял всех своею строго подвижнической жизнью, но как веровавший снам – погиб. Ему был сон: святой Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками, со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с православными». Много можно было бы привести подобных сказаний, но довольно и этих. Если святым Божиим людям и были сны пророческие, как то: святому Иосифу библейскому, святому Иосифу Обручнику, Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться. Но наш ограниченный и пытливый умишко недоволен этим и хочет еще что-то узнать о будущем из снов. Не лучше ли нам руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться? Умудри нас, Господи, всех и каждого следовать по стезям заповедей Твоих.

9.jpg


О смирении

Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть вмале, «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: «Смиряйся, чадо, враг очень хитер, и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет и, страшно сказать, – погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святой Дух говорит через пророка Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его. Также и праведник: если развратится, Господь не помянет его праведности» (см.: Иез. 33:11-19).

«Умудряйся, чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь» (см.: Мф. 10:16).

Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах. Бог один, а пути к Нему разные – это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых – для их смирения.

Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи – имей уши слышать, да слушай, будь внимательна.

Умудри тебя Господь!


О молитве

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя, или Божией Матери, или какого-либо святого. Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием. Если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно, от сосредоточения, но не прелесть. Всё же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Своими силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.


Об осуждении

Боголюбивейшая раба Божия Н...

Написал я тебе длинное письмо о духовной жизни, пишу еще дополнительное.

8.jpg

Знай, что во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю и будет Страшный Суд по Евангелию. Но мы так оземленились, что мало обращаем внимания на евангельские заповеди, очень строго судим за какие-либо обряды. Конечно, обряды, установленные святыми отцами, нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии. Но всё же всегда надо обращать больше внимание на евангельские заповеди.

Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), «чего себе не хочешь, того и людям не делай» (см.: Мф. 7:12). А мы, точно глухие, не слышим, что Господь говорит нам, и свободно нарушаем Его святые заповеди.

Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешения, а судим по своему устроению. Кто как настроен, тот так о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Очень хорошо сказал преподобный Дорофей: «Вот, если стоит человек у угла какого-либо здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нем: “Вероятно, ждет, когда ударят в колокол, и пойдет в церковь”. А вор подумает: “Когда будет потемнее, пойдет воровать”. А блудник подумает: “Наверно, поджидает женщину для греха”». Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу.

А насколько тяжкий грех – осуждение! Приведу один пример. В некоем монастыре инок впал в блуд. Великий старец сказал: «О, худо он сделал». Умер тот инок, и ангел по повелению Божию принес душу старцу и сказал: «Куда повелишь определить этого инока – в Царство или в муку?» Ужаснулся старец, понял, насколько тяжел грех осуждения, и горько заплакал. Через некоторое времени ангел сказал: «Бог простил твой грех». Однако старец до самой смерти не оставлял своего плача. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое (Лк. 23:42).


О грехе осуждения

Преподобный отец Ефрем Сирин молился: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. Господь сказал: «Не судите, да не судима будете: имже бо судом судите, судят вам... Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши» (Мф. 7:1-3). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает Суд Божий. А мы, грешные, так привыкли осуждать других! Даже вошло в привычку, и не помним Божиего запрещения и тяжесть греха.

Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать. Мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. «Господи, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего».



Источник: сайт Сретенского монастыря

147