Проповедь на Преображение Господне. Часть 1, «Если Я останусь на Фаворе»

18 августа 2021
Архимандрит Клеопа (Илие)
Проповедь на Преображение Господне. Часть 1, «Если Я останусь на Фаворе»

«Если Я останусь на Фаворе»


Отцы и братия и возлюбленные верующие!

Покажем прежде всего, как возник этот праздник, вспомнив, что произошло когда-то на горе Фавор. Остановимся затем на сокровенных учениях Священного Писания, открывшихся роду человеческому в Преображении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос в 33 года, в преддверии Своих страданий, стал говорить Божественным Своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных, и будут бить Его, и оплюют Его, и распнут Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (см.: Мк. 10:33-34).

И когда Он проповедовал о Своих Святых Страстях, которые должны были произойти в Иерусалиме, Божественные ученики Его сильно опечалились, и в особенности Петр стал претить Ему, говоря: «Да не будет с Тобою этого, Господи; пощади Себя, Господи!» (см.: Мк. 8:32).

Поэтому Святейший Спаситель, желая до Своих страданий укрепить веру Божественных учеников и показать им, что Он идет на эти страдания добровольно, восхотел утешить их, сказав им следующие слова: «Есть некоторые из вас, которые не вкусят смерти, пока не увидят Царство Божие, то есть пока не увидят славу Его, насколько человеку под силу видеть ее» (см.: Мк. 9:1).

И, сказав это, Он через шесть дней взял главных Своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова – и, придя в Галилею, возвел их с Собою на гору Фавор. Там Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос преобразился, и лицо Его просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. И пока ученики Его изумлялись, глядя на это преславное чудо и сияние лица Христова, на облаках перед ними вдруг предстали два мужа, окруженные славой небесной, один по правую руку от Христа, а другой по левую руку от Него. То были два пророка, Моисей и Илия (см.: Мк. 9:1-4). И апостолы, увидев таковое преславное видение, весьма устрашились и полагали в сердце своем, что оказались на небесах. А Петр, увидев такое обилие света и такую красоту на лице Иисусовом, как и на пророках, окружавших Его, сказал такие слова: Господи, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии (Мк. 9:5).

И гласит Божественное Евангелие, что Петр не знал, что говорит, поскольку пришел в восхищение от такой радости, от такого света и утешения, и ему захотелось остаться там, на Фаворе, а для этого сделать Христу и обоим пророкам по шатру.

Но когда он говорил это, их осенило облако. Ибо облако, исполненное Божественного света и блаженства, опустилось на гору Фавор, и накрыло вершину горы, и осенило их. И из облака послышался глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте! (Мк. 9:7).

И когда они услышали это исповедание Отца с небес, видения не стало. Как Илия, так и Моисей вернулись обратно в рай, а Иисус остался один, и апостолы ничего больше не увидели. Они опять испугались, а Спаситель сказал им: «Смотрите, сейчас мы спустимся с горы; никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых!» (см.: Мф. 17:9).

А теперь давайте посмотрим, как толкуются эти великие чудеса, произошедшие там.

Почему же Христос выбрал именно гору Фавор в Галилее, чтобы преобразиться, а не какую-нибудь другую гору? Вот почему: потому что за тысячу лет до этого Божественный Давид предрек, что гора эта возрадуется о славе Божией. Ибо он говорит: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася (Пс. 88:13). Так что должно было исполниться Писание о том, что Фавор возрадуется вместе с теми, кто окружал Иисуса, с тремя Божественными Его учениками. Поэтому Иисус и выбрал гору Фавор.



quote.png

Должно было исполниться Писание о том, что Фавор возрадуется вместе с теми, кто окружал Иисуса, поэтому Иисус и выбрал гору Фавор



А по какой причине на Его Божественное Преображение явились эти великие пророки – Моисей и Илия? Вот по какой: когда за шесть дней до этого Спаситель спрашивал у Петра и других учеников: «Кем считают Меня люди?» – они отвечали: Одни говорят, что Ты Илия, другие – что Моисей, третьи – что Иеремия, а еще некоторые – что Ты один из древних пророков (см.: Мк. 8:27-28).

И сейчас Спаситель, призвав на Свое Божественное Преображение Илию и Моисея, хотел показать Своим Божественным ученикам, что Он не Илия и не Моисей, а Бог Илии и Моисея. Таким образом, Он показал им, что не пророк, а Бог пророков.

А по какой причине Петр сказал Христу: «Хорошо нам сделать здесь три кущи»? То было по Промыслу Божию. Он сказал так, представив себе, как хорошо было бы сделать там три шатра: один Иисусу, другой Моисею и третий Илии. Но Бог-Слово Христос, отвечая Петру, пояснил:

– Слушай, Петр, ты всё еще судишь обо Мне по-человечески. Ты еще думаешь, что Мне нужен шатер, чтобы пребывать здесь, на Фаворе? Тогда Я покажу тебе, Кто Я. Я могу из облаков небесных делать шатры, Я могу покрыть всю гору шатром из золота, сияющего в лучах света. Я объясню тебе, что не нуждаюсь в шатрах человеческих. Я Тот, Кто сорок лет покрывал весь народ Израиля облаком в пустыне, и могу и здесь сделать шатер из облака, покрывающий вас. Я Тот, Кто дал Моисею закон на Синае и смог вызвать его сюда. Я Бог Илии, явившийся ему в Хориве, и вызвал его сюда, чтобы вы знали, что Я Бог пророков, не нуждающийся в шатрах, сделанных руками человеческими.

Божественный отец Ефрем Сирин говорит, что тогда Фавор стал образом Церкви («Слово на Преображение Господне»). Но почему Фавор стал тогда образом Церкви Божией? А вот почему: там были представлены оба Завета. Там Моисей, зачинатель ветхого закона, увидел Христа, Зачинателя и Подателя закона благодати. Там эконом Отца увидел эпитропа Божия, великого Петра апостола. Там Илия, девственник закона ветхого, увидел Иоанна Евангелиста, девственника закона нового. Там Моисей святой увидел Петра святого. Там вознесшийся на небеса в пламени огня увидел преклонившегося на огненные перси Бога воплощенного Иоанна Евангелиста. Там пророки увидели Христа, создавшего и пророков, и апостолов, как давшего закон ветхий на Синае и приведшего к совершенству закон новый в Иерусалиме.



quote.png

Фавор стал образом Церкви Божией, потому что там были представлены оба Завета: Моисей, зачинатель ветхого закона, увидел Христа, подателя Нового



Но только ли Спаситель преобразился или некоторые святые тоже преображались? Воистину преображались и некоторые святые. Если вы знаете Писание и читали жития святых, то вам известно, что святые Божии тоже преображались, не один только Христос. Но одно дело – Преображение Бога-Слова и другое – преображение Его святых. Преображение Господа и Бога нашего Иисуса Христа было предивным и чудесным. Фаворский свет, сиявший на лице Христовом, исходил не из Его лица, а из Него Самого, из всего Его тела, ибо Он – Сам Бог воплощенный. Фаворский свет Христов исходил не откуда-то извне, чтобы озарить Его, но свет излучался изнутри Его вовне, ибо Он был источником света вечного и немерцающего.

А у тех святых, которые преображались, не было своего света, но был только свет от Бога. Таким были Сиф, сын Адама, и Моисей, с преобразившимся лицом и законом в руках сошедший с горы Синай, ибо, как говорит Божественное Писание, сыны Израилевы не могли взглянуть на него по причине сияния лица его и прикрывали глаза, чтобы не ослепнуть (см.: Исх. 34:30). Так преображались и некоторые великие святые Нового Завета, такие как Марк Подвижник, авва Силуан, авва Сисой Великий и многие другие, в определенные моменты сиявшие подобно солнцу. Однако у святых не было своего света, а был свет извне, дар Святого Духа, тогда как свет Фаворский, или Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, шло изнутри Его, шло из источника умного и неизреченного света Его Божества (святой Григорий Палама).

А что говорит Христос прикровенным образом Петру в Своем Преображении? Вот что Он говорит, как пишут святые отцы:

– Ты, Петр, хочешь, чтобы мы остались на Фаворе, хочешь, чтобы мы сделали здесь три шатра. Но почему ты хочешь, чтобы мы остались здесь? Потому что увидел здесь свет, сияние, славу, радость, утешение Святого Духа; слышал здесь глас Отца Моего, возгласивший, Кто Я, подтвердивший Мое Божество и объявивший, Чей Я Сын. Поэтому ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе. Но Я, Петр, пришел не для того, чтобы оставаться на Фаворе, Я пришел сказать тебе и показать тебе и двум другим ученикам, Кто Я. Шесть дней тому назад ты хотел остановить Меня, чтобы Я не шел на вольные страдания. Когда Я сказал тебе, что иду в Иерусалим, чтобы там претерпеть мучения, пострадать и умереть за спасение рода человеческого, ты сказал: «Нет, Господи, да не будет с Тобою этого! Пощади Себя!» (см.: Мк. 8:32). А Я взошел на Фавор и показал тебе славу Моей Божественности, не всю ее, а столько, сколько ты можешь вместить как человек, чтобы не ослепнуть и не умереть.

Я показал тебе, что не насильно, не из боязни иду на страдания, а по доброй воле. Я явил тебе эту славу, чтобы ты научил братий своих, чтобы ты вместе с Иаковом и Иоанном проповедовал славу Божества Моего, которую вы видели здесь, на святой горе, остальным ученикам и всему миру, и чтобы все знали, что Я был не только Человеком, но и Богом. Поэтому Я возжелал прежде Своих страданий явить вам славу Мою, насколько человеку возможно видеть ее.

Итак, Христос говорил Петру прикровенным образом:

– Петр, если я останусь на Фаворе, когда ты сделаешь Мне здесь шатер, то кто же тогда исполнит слова Писания? Если Я останусь на Фаворе, кому же подойдут эти слова: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21:19)?

Если Я останусь на Фаворе, над кем же исполнятся слова: «И даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68:22)?

Если Я останусь на Фаворе, как же исполнится реченное пророком Захарией: «И они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10)?

Если Я останусь на Фаворе, как же исполнятся пророчества Исаии, которые гласят: «Я подставил спину Свою под удары и лицо Свое под пощечины и не отвернул лица Своего от позора плевков», и «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5)?

Если Я останусь здесь, на Фаворе, как ты говоришь, то как же исполнятся слова, которые гласят, что Я «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12)?

И когда исполнятся глаголы жизни вечной, если Я не сойду в ад, чтобы воскресить мертвых и соделаться Начатком жизни усопших?

Христос словно прикровенно говорит Петру:

– Нет, Петр, не надо Мне оставаться на Фаворе; Я должен уйти отсюда на другую гору, на Голгофу!

Таковы же и мы, миряне и монахи, когда переживаем радость Святого Духа, когда в душах наших сияет свет утешения, радости духовной, когда слышим церковное пение, красивую проповедь, Евангелие: наша радость духовная и душевная признательность столь велики, что нам хочется всегда оставаться в этом состоянии, чтобы больше не было скорбей, чтобы у нас больше не было ран, чтобы больше не было боли, чтобы больше не было тяжелых происшествий в жизни сей и мы пребывали в этой радости. Но это невозможно, братия! Нам надо с Фавора пойти на Голгофу, принять чашу Господню. Ведь как сказано? Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115:3-4). Ибо каждому христианину надо принять чашу, которую принял Христос в Гефсиманском саду, то есть Его Святые Страсти, если он хочет быть последователем Христовым в той или иной степени.



quote.png

Каждому христианину надо принять чашу, которую принял Христос в Гефсиманском саду, Его Святые Страсти, если он хочет быть последователем Христовым



Никто не может спастись одними радостями духовными, одними утешениями Духа Святого, мирной и спокойной жизнью. А почему? Христос сказал нам: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33) и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Так что, братия мои, когда нам даются радости и довольства духовные и веселие духовное в сердце, не будем останавливаться на этом, но будем думать о том, что нам нужно перейти от этих минут к другим, то есть будем соглашаться страдать с любовью и радостью, терпеть все скорби и тяжелые события ради Царствия Небесного, то есть следовать за Христом от Фавора до Голгофы.

Но разве Спаситель наш Иисус Христос совершил это великое чудо и исполнял Свою великую миссию на земле только на этой горе? Разве в Божественном Евангелии у нас нет и других поучений и притч, показывающих, что Христос использовал и другие горы для домостроительства Своего воплощения и для преподания спасительных учений роду человеческому? Конечно, есть!

Христос, крестившись, говорит Божественное Евангелие, «возведен был Духом в пустыню и постился там на горе Карантания 40 дней и 40 ночей, искушаемый от сатаны» (см.: Мф. 4: 1–2), который предложил Ему три великих искушения: червоугодия, когда сказал, чтобы Он превратил камни в хлебы; тщеславия, когда поставил Его на крыле церковном и сказал, чтобы Он бросился вниз, говоря Ему из Писания: Ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4:6); и любостяжания, когда возвел Его на высокую гору и показал Ему все царства мира, говоря, что отдаст их Ему, если Он поклонится сатане (см.: Мф. 4:8-9).

Таким образом, в самом начале Своей миссии, до того как выйти на проповедь, Христос использовал гору и пустыню. На горе Карантания и в Иудейской пустыне было положено начало духовной миссии Иисуса Христа. Далее мы видим и другие события, произошедшие на горах.

На горе Христос проповедовал и установил девять Блаженств церковных. Часто по вечерам Христос поднимался на гору и там молился всю ночь один (см.: Лк. 8:1; 21:37). С горы Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос вознесся на небо. На горе преобразился. На горе распялся. Вы видите, что начиная с Крещения и до Вознесения много событий в жизни Спасителя произошло в горах. И не зря и не без смысла события эти происходили в горах.

Жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является для христиан прообразом, то есть вечным образцом жизни христианской, и будет таковой во век века. А разве пророки тоже не использовали горы? Разве древний закон не был дан на Синае? Разве Моисей не на горе молился против Амалика? Разве Илия не видел Бога на Хориве? А сколько еще таких примеров!

После же Вознесения Господа такие великие святые, как святой Антоний Великий, подвизались в горах: и святой Макарий Великий, святой Арсений Великий, святой Сисой Великий, святой Памво, авва Марк из пещеры, который 85 лет не видел лица человеческого, и обитал на горе Фраческой, и молитвой сдвигал с места гору. И нам не достало бы времени рассказать о стольких тысячах и десятках тысяч отшельников и святых, которые, следуя Христу, ушли от суеты мирской и предпочли обитать со зверями и птицами небесными в пустыне, нежели в мире лукавом и исполненном зол.

Великие святые Божии уходили из мира и удалялись в пустыню, чтобы избавиться от трех браней

Но почему именно в горах и пустынях? А вот почему: великие святые Божии и отшельники уходили из мира, из мирского водоворота и его бушующих волн, от бесчисленных зол и лукавств и удалялись в пустыню, чтобы избавиться от трех браней. От каких же? От слышания, видения и говорения.

(Окончание следует)


Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Păruntele Cleopa Ilie – Sihăstria (Отец Клеопа Илие – Сихастрия)



Источник: сайт Сретенского монастыря


53