О необходимости духовного руководства

Игумен Михей (Барановский)


Слово игумена Михея (Барановского), настоятеля Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря, сказанное на монашеской конференции "Духовное руководство в монастырях", которая прошла в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12, 13 мая 2016 года.


Каждый из православных христиан, кто пытался и пытается заниматься духовной жизнью, а тем более из монашествующих, не будет отрицать необходимости духовного руководства. Если в изучении мирской науки мы не можем обойтись без учителя-наставника, то, тем более, в изучении духовной жизни, монашества (по словам святых отцов, науки из наук) нам никак не обойтись без духовного руководителя.

Сам Господь наш Иисус Христос показал пример послушания и покорности воле Отца Небесного. Евангелие словами апостола Павла возвещает нам, что Христос смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Сам Господь говорит своим ученикам: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).

Великие учителя монашества преподобный Антоний Великий, святитель Василий Великий, преподобные Варсонуфий, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Марк Подвижник, Феодор Освященный, Никита Стифат, Петр Дамаскин и многие другие пишут о необходимости духовного руководства и в один голос говорят, что не преуспеть, не возрасти духовно, а тем более сделаться совершенным, даже верно различать добро от зла, не сможет инок, если не будет повиноваться отцам духовным. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что прельстились те, которые, возложив упование на самих себя, сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе. Марк Подвижник предупреждает, что без Евангельского ведения и руководства шествующий часто заблуждается и подвергается великим бедам и не знает, куда, наконец, прийдет.

Есть множество примеров в житиях святых о важности и необходимости духовного руководства. Когда авва Дорофей поступил в монастырь преподобного Серида, то он сразу предал себя в послушание святому Иоанну Пророку, так что ничего не позволял себе делать без его совета. Когда помысл говорил ему: «Не то ли же самое скажет тебе старец? Зачем ты хочешь беспокоить его?», – то авва Дорофей все равно шел и вопрошал старца. И так он во всем повиновался своему старцу. Авва Досифей, ученик аввы Дорофея, совсем еще юноша, за короткое время совершенного послушания и подчинения своему старцу достиг такого духовного совершенства, что после смерти (а почил еще молодым) Бог открыл одному великому старцу, что Досифей находится среди святых старцев того монастыря.

Многие преподобные, живя со своим святым старцем, перенимали у наставников все самое лучшее в духовной жизни. Видя пример святой жизни и питаясь святыми наставлениями, ученики быстро преуспевали и сами становились духовными старцами: преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Илларион, Евфимий, Савва и многие другие. Хорошим современным примером такого руководства и старчества является Оптина пустынь времен преподобных оптинских старцев. В наше время таким примером может быть духовное руководство преподобного Иосифа Исихаста, который для монахов выше всего ставил христоподражательное послушание. Духовные дети преподобного Иосифа Исихаста сейчас по всему миру передают богатый опыт своим духовным детям. Близкий для нас пример – игумен Ватопеда отец Ефрем, который был учеником схимонаха Иосифа, Ватопедского духовника, который, в свою очередь, являлся учеником преподобного Иосифа Исихаста. Если великие преподобные отцы нуждались в духовном окормлении, тем более нам, современным инокам, духовно немощным и слабым, необходимо духовное руководство.

Но для успешного и спасительного духовного руководства необходим рассудительный, духовный наставник. Святые отцы предупреждали: «Если ты хочешь отречься от мира, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться вместо евангельского жития дьявольскому житию, потому что благих учителей и учительство благое, а злых – злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды».

Преподобный Иоанн Лествичник советует инокам: прежде, чем покорить себя ради Господа старцу, должны рассмотреть, испытать, искусить нашего кормчего, чтобы не попасть вместо кормчего на простого гребца, вместо врача – на больного, вместо бесстрастного – на человека, обладающего страстями, вместо пристани – в пучину и, таким образом, не найти готовой погибели.

Видя и сознавая важность и ответственность духовного руководства, нам – игуменам и игумениям – необходимо много трудиться над окормлением наших братий и сестер. Но для того, чтобы правильно духовно окормлять, мы сами должны стать настоящими кормчими, духовными отцами и матерями.

Для этого, в первую очередь, мы должны изучать и хорошо знать Евангелие и писания святых отцов, а также правильно и с рассуждением применять их в духовном руководстве. Наши советы должны преподаваться не от своего ума, а обязательно из Святого Писания и святых отцов.

Преподобный Нил Сорский дает нам превосходный образец для современного наставления: «Никто не должен утаевать слова Божия по своему нерадению, но исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтоб не сделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаивать слова Божия, но будем возвещать его. Божественные Писания и слова святых отцов многочисленны, как песок морской: неленостно исследуя их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, вопрошающим). Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого, но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания».

Во-вторых, нам, новопоставленным игуменам и, особенно, тем, кого собираются поставлять во игумены, необходимо перенимать опыт у более опытных отцов. Надо искать таких духовных и опытных игуменов и ездить к ним в монастырь, чтобы на себе испытать пользу и спасительность такого руководства. Где их искать? В первую очередь, это игумены Афонских монастырей. Тем более, что они с радостью делятся с нами этим опытом. Благодаря владыке Гурию и владыке Вениамину в наших епархиях установилась добрая практика: посылать игуменов и монахов на Афон, особенно в Ватопед, на месяц, иногда и на более продолжительное время. Я думаю, что владыка Порфирий и все, кому посчастливилось пожить в афонских монастырях, могут подтвердить благотворное влияние такого общения. Важно пожить на Афоне, в монастыре, подольше для того, чтобы что-то познать и усвоить. Когда я попросил однажды старца Григория, игумена Дохиара, научить руководству братией, он улыбнулся и сказал, что за несколько дней этого не бывает, приезжай на год, походи за мной по пятам, тогда, может, что-то и усвоишь.

Также можно найти такие монастыри и в России, и в Беларуси. У нас можно поучиться духовному руководству в Жировичском и Ляденском монастырях. Поэтому хорошо было бы посылать молодых игуменов как на Афон, так и в наши благоустроенные монастыри.

Важно еще чаще, насколько это возможно, организовывать встречи с опытными игуменами и духовниками для обучения нас, малоопытных наместников.

Мы все знаем, как тяжело и трудно дается духовное руководство нам, игуменам, в мужских монастырях. Насколько же сложнее и труднее это обстоит в женских обителях! Поэтому важно матушкам-игумениям молить Бога, искать и просить у архиереев хорошего опытного духовника. И во всем с ним советоваться, что касается духовной жизни. Таким духовником может быть и монашествующий, который мог бы хоть раз или два раза в месяц приезжать к сестрам в обитель для исповеди и решения духовных проблем. Таким примером могут служить преподобные Амвросий Оптинский, Паисий Святогорец и другие отцы, которые также осуществляли духовное руководство в женских монастырях. В наше время игумен Ефрем Ватопедский при всей его занятости регулярно выезжает с Афона для духовного окормления женских обителей. У нас на Руси, в Толгский монастырь, также регулярно приезжают духовники из Троице-Сергиевой Лавры для окормления сестер. В Беларуси таким примером может служить окормление Брестского женского монастыря и Кобринского женского монастыря архимандритом Серафимом. Дорогие матушки! Как же необходимо искать духовников для себя и ваших сестер и не жить без совета!

И в заключение хочется сказать, что очень важно нам, игуменам-духовникам, пасти стадо, врученное Господом, с радостию и ревностию о Господе, а не по принуждению, чтобы – самое главное – мы приводили наших овец ко Господу, а не в подчинение их себе, чтобы они становились рабами Господа, а не человека.

133