Настоятельница Свято-Успенского Тадулинского монастыря монахиня Илария (Болт): монастырская жизнь должна быть наполнена духовным содержанием

Монахиня Илария (Болт)

Тезисы выступления игумении Иларии (Болт), настоятельницы Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях. (Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года)). 

Согласна с предыдущими участниками, что важны и административные меры, то есть:

ограничение времени и места для телефонных разговоров;

интернетом пользуются только те сестры, которым это необходимо по послушанию. (Полный запрет на разговоры по мобильному и пользование Интернетом, при духовной неподготовленности, может привести к тому, что сестра будет искать способ тайно приобрести телефон или собственное интернет-устройство.)

проще сразу не вводить в обители общее пользование современными техническими средствами, чем потом запрещать (например, в нашем монастыре не подключен скайп).

В то же время, как здесь уже говорилось, одни только административные меры в монастыре не способны справиться с проблемой злоупотребления мобильными телефонами и Интернетом. Необходима кропотливая разъяснительная и вдохновляющая на монашеский подвиг работа с сестрами:

общие беседы, во время которых можно прочитать доклады с монашеских конференций, привести примеры других монастырей;

личное общение, попытки помочь сестре понять, в чем лично для нее вред от общения с миром и приобретения лишней информации через Интернет;

воспитание в сестрах полного доверия к Богу, что поможет преодолеть желание постоянно интересоваться жизнью своих близких, беспокоиться о них;

наполнение монастырской жизни духовным содержанием: каждая сестра должна иметь возможность бывать на службах, часто причащаться, иметь время для келейного правила, для чтения; в монастыре должен быть достаточный выбор духовной литературы (не на электронных носителях!); должны быть мир и согласие между сестрами, тогда нет необходимости искать общения вне монастыря;

духовное окормление в обители и отсутствие руководства на стороне.

Много значит личный пример настоятельницы:

по возможности, ей нужно отказаться от использования мобильного телефона или максимально его ограничить: для этого найти помощников, желательно из близких к монастырю мирян (в нашем случае секретарь-архивариус, завхоз, водитель-снабженец) и/или осуществлять связь через старших сестер или через келейницу;

звонить по телефону только по делу, личные звонки в случае крайней необходимости (не звонить для того, чтобы поддерживать отношения, поговорить, узнать новости).

Причины, почему в известном греческом монастыре Ормилия сестры даже не имеют желания пользоваться мобильным телефоном и Интернетом:

насыщенная духовная жизнь в обители;

духовное руководство и полная открытость сестер игумении;

четкий распорядок дня;

византийское время, которое полностью отдаляет насельниц монастыря от мира;

связи с родными разрываются при поступлении в монастырь;

ограничение новых знакомств и общения с паломниками;

общемонастырский телефон работает только 2 часа в сутки, другие телефоны без обратной связи;

в монастыре нет электронной почты, только факс.

Очень большое значение имеет то, чтобы в монастыре была создана атмосфера безмолвия и молитвы. Такая атмосфера созидается, когда всё сестринство участвует в полном суточном круге богослужений; когда все оказывают сердечное послушание игумении (так достигается внутреннее безмолвие); когда каждая сестра исполняет ежедневно свое молитвенное правило. Тогда монастырь, даже находясь в городе, посреди мира, остается местом, отделенным от мира, отделенным не благодаря высокой ограде, а благодаря особой внутренней жизни, основанной на подвиге и богообщении.

И в заключение хотелось бы сказать, что именно атмосфера безмолвия и молитвы, царящая в монастыре, приносит самую большую пользу и мирянам. Это истинная монашеская проповедь, монашеское миссионерство. А проповедовать Евангелие через Интернет – в большей степени задача миссионерских центров и епархиальных отделов. Для монастыря это не характерное служение. Конечно, любой монастырь имеет право создать сайт, если у него есть необходимые ресурсы (помощники-миряне, способные сестры или братия, технические средства и т. п.). При этом требуется особое духовное рассуждение и осторожность. В противном случае монахи могут получить вред. Игумен же несет ответственность за каждую душу, и если хотя бы одна душа получит вред, то это будет великая потеря, ведь одна душа дороже всего мира.

 

153