Наказать – значит научать

Иеромонах Афанасий (Дерюгин)


776a1.jpg


Слово в день Рождества Иоанна Предтечи


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня вспоминает, или, правильнее сказать, еще раз переживает событие Рождества Иоанна Предтечи. И в том евангельском чтении, которое в этот день мы слышим на богослужении, приводится, в том числе, может быть, наиболее яркий эпизод из Нового Завета, где Господь наказывает человека. Господь наказал праведного Захарию за его неверие явившемуся Ангелу. Захария не поверил тому, что у него в старости может родиться ребенок, хотя прекрасно знал Писание и должен был знать, что такие случаи бывали не раз, и за это был наказан – не имел возможности говорить, пока рождение этого ребенка не совершилось.

Таких эпизодов, когда Господь наказывает человека, мы в Писании встречаем немало. Порой хочется представить себе Бога только добрым, никого не наказывающим, но Священное Писание говорит совершенно о другом. Мы видим, как Господь изгоняет торгующих из храма, и уже позже, в книге Деяний, как были поражены смертью Анания и Сапфира, и многие другие подобные случаи. При этом, конечно же, мы не можем представлять себе Бога как строгого судью из обычной жизни. Для того, чтобы понять, что такое наказание Божие, очень важно вдуматься в сам смысл этого слова. Славянское слово «наказание» имеет не только привычный нам смысл, но еще и другой – смысл научения, и это очень важно. Каждый раз, когда Господь кого-то наказывает, Он в первую очередь хочет человека чему-то научить. И это очень похоже на взаимоотношения родителей с детьми. Мы же прекрасно понимаем, что даже очень любящие родители могут наказывать своих детей для их же блага, для того, чтобы дети через это наказание научились чему-то и в будущем не повторили каких-то серьезных ошибок. Точно так же действует и Господь. Когда Господь посылает человеку какие-то трудности, скорби, попускает ему какие-то беды, Он наказывает его в том смысле, что хочет его этим чему-то научить. Именно так и было с праведным Захарией, которого Господь наказал немотой и через это научил его важности веры, доверия Богу. И мы видим, что, как только пророк Захария исцеляется от этой немоты, он сразу начинает пророчествовать, воспевает песнь, в которой предсказывает будущее своего сына. Таким образом, это наказание, можно сказать, подействовало, научило его чему-то.



quote.png

Каждый раз, когда Господь кого-то наказывает, Он в первую очередь хочет чему-то научить



Особенно ярко наказание в смысле научения Божия проявилось в истории нашей страны в XX веке, когда разрушались храмы, когда убивали священнослужителей. Как-то раз в советское время на одну уже пожилую, очень воцерковленную женщину было донесено, что она осуждает советскую власть. Ее вызвали в соответствующие органы, спросили, действительно ли это так, и она абсолютно искренне ответила: «Да как же я могу советскую власть осуждать? Она же нам от Бога в наказание за грехи послана!»

Действительно, именно так и было. Это было наказание в смысле научения. И, действительно, очень многих это и научило. Если мы посмотрим на жития новомучеников, то увидим, что многие из них приняли священный сан именно после революции, прекрасно понимая, что их ждет, потому что они, видя все то, что происходит, научились чему-то, поняли, что именно в такое время нужно полностью посвятить себя служению Богу. То есть, опять же, это наказание Божие принесло свои плоды.



quote.png

Видя все то, что происходит, они научились чему-то, поняли, что именно в такое время нужно полностью посвятить себя служению Богу



Давайте постараемся не забывать об этом, когда и в нашей жизни случаются какие-то трудности и проблемы, которые бывает нелегко переносить. В первую очередь будем стараться думать, чему Господь хочет меня этим научить? В чем здесь наказание в смысле научения Божия? И в таком случае каждое, даже самое неприятное обстоятельство жизни будет нам на пользу, будет ступенькой к Царствию Небесному. Аминь.

7 июля 2021 года

Источник

155