Использование информационных технологий в монастырской жизни

03 февраля 2016
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

Слово   митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая на XXIV Рождественских чтениях (направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях», 26 января 2016 г., Новоспасский монастырь, г. Москва). 


 Относительно темы использования современных технологий поделюсь своим личным опытом. Моя научная деятельность начиналась и развивалась в то время, когда развивался интернет. Я тогда жил в Америке. Это происходило примерно с 1980-го до 90-го года. Именно тогда проводились исследования относительно возможности развития компьютерной сети, то, что сейчас превратилось в интернет или в так называемые социальные сети. Я был в группе ученых, которая впервые использовала информационные технологии для кардиососудистых исследований. И я хочу сказать, что то, что я видел тогда при рождении этих соответствующих технологий, очень отличается от того, что мы имеет сейчас.


Использование интернета началось в 1990-м году. Мобильная телефония в ее современном виде – в 1999-м году. Фейсбук начал работать в 2003-м году, твиттер – в 2005-м году, а технология, основанная на андроидах – в 2008–2009-м году. Значит, мы имеем дело с чем-то новым, с тем, что развивается очень быстрыми темпами. Я прожил на Афоне два с половиной года: с начала 1998 года до середины 1990 года. Когда я только приехал на Святую Гору Афон, я шесть с половиной месяцев прожил бок о бок с преподобным старцем Паисием, чтобы немножко отойти от всех тех ощущений, которые приобрел за восемь лет жизни в Америке. Это как раз было время непосредственно перед началом интернет-эпохи. Старец Паисий сказал мне, что хорошо бы мне освободиться от яда технологий, с которыми я имел контакт. Он мне сказал, что хорошо было бы мне какое-то время пожить в полном спокойствии, для того, чтобы мои мысли успокоились, не читать вообще никаких книг.   Когда впоследствии я отправился в два других монастыря Святой Горы – святого Павла и Симонопетра, игумены мне там сказали несколько другие вещи. Они мне сказали: попытайся то наследство, которое ты принес из мира сюда, использовать правильным образом. Конечно, внутри себя я не удовлетворился этой мыслью, но я попытался проявить послушание. И в результате этого послушания я написал там книгу о гемодинамике в сосудах под руководством игумена монастыря святого Павла, который был сам очень простым человеком. А по инициативе игумена монастыря Симонопетра я создал первый в Греции центр, который занимался вопросами биоэтики. Если бы не было такого толчка со стороны этих игуменов, если бы не было технологий и интернета, мы не могли бы создать исследования по биоэтике на том уровне и в том состоянии, которое мы имеем сейчас.


 Моя научная база была основана на технической биомедицине, которая, конечно, имела в своей основе информационные технологии. И на основе этого я могу поделиться с вами двумя-тремя мыслями, которые у меня есть. Первая: современные технологии, как вы уже слышали в докладе епископа Порфирия, представляют собой совершенно другую историю в отличие от классических технологий. Поэтому и аргументация таких отцов, как, например, святой Афанасий Афонский, по использованию технологий в их жизни сейчас не является правильной. И я думаю, что епископ Порфирий тоже говорил об этом в своем докладе. Тогда была совершенно другая технология, а современные технологии нужно использовать с большой осторожностью.


Что касается современного использования информационных технологий, таких как интернет, социальные сети, нужно обращать внимание на следующее. Первое – это объем информации. Второе – это потрясающие скорости. Третья характеристика – это огромная сила общения, коммуникации. И эти три характеристики нас приводят к трем другим характеристикам. Первое – это рассеивание ума. Второе – это серьезная зависимость от интернета. Например, сегодняшние исследования доказывают, что зависимость от интернета сейчас гораздо сильнее, чем, например, сексуальная зависимость или зависимость от тяжелых наркотиков. И от зависимости от интернета проистекает следующая проблема – это тенденция к самостоятельности, к независимости. Те, кто с помощью интернета могут получать много знаний и информации, сложно проявляют послушание. И если основные характеристики монашеской жизни – это молчание, покой, послушание, воздержание, аскеза, тогда то, что мы имеем с точки зрения технологий, приводит нас абсолютно к противоположному результату. 


И если вопросы зависимости от интернета сейчас все больше занимают педагогов, которые работают с детьми и молодежью, то представляете, насколько более серьезную опасность они представляют для монахов. Если ты часочек проведешь в интернете и путешествуешь там по всему миру, то как это связывать с твоей обязанностью уйти от мира? Если твой разум полон различной информации, то как освободить свои помыслы? Если ты чувствуешь, что много всего знаешь, поскольку пользуешься интернетом, как ты будешь проявлять послушание своему игумену, который, может быть, таких знаний в интернете не получает? Если, нажимая кнопку, ты можешь делать все, что угодно, то как ты будешь проявлять аскезу? Если ты разговариваешь со всем миром, то как ты будешь стяжать добродетель молчания? И все в этом духе. Я знаю монастыри, в которых поначалу позволили пользоваться интернетом и мобильными телефонами, а сейчас они собирают телефоны с братий, потому что поняли, что не собрав телефоны, они не смогут потом собрать братий.


Мы в наших монастырях нашей епархии попытались создать такую группу людей, независимых от современных технологий, и мы поняли, что это очень сложно. Гораздо более доступным и полезным было бы сейчас, и сейчас пытаемся это сделать, создание центра созидательного использования интернет-технологий. Конечно, очень сложно найти баланс в использования технологий в современном виде в монастырях, однако мое внутреннее мнение – то, что использование технологий опасней в данном случае, чем польза от них. Если для того, чтобы приобрести необходимые современные знания, тебе нужно плавать в море бесполезной информации, какая от этого может быть польза? Если ты постоянно исследуешь море мирской информации, где найти место для мистического, тайного общения с Богом? Я хотел с вами поделиться вот этими мыслями.

 

2