Монастыри призваны являть миру образец правильного духовного отношения ко всему, в том числе и к технологиям

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин
Вступительное слово епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина,  на XXIV Рождественских чтениях (направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях», 26 января 2016 г., Новоспасский монастырь, г. Москва). 

 Рад вас приветствовать на очередном нашем заседании – круглом столе, который открывает второй день работы нашего монашеского собрания. Круглый стол посвящен теме «Использование современных технологий в монастырях». К сожалению, сегодня не может присутствовать на нашем заседании архиепископ Берлинский и Германский Марк, который, должен был возглавить данный круглый стол. Мы помним его прекрасное выступление на прошлом нашем собрании по теме, которую нам сегодня предстоит обсудить. 
 

  Использование термина «современные технологии» не совсем удачно, поскольку не точно определяет круг предлагаемых к рассмотрению вопросов. Так, согласно Большого толкового социологического словаря Collins, технология – это практическое применение знания, использование методов производственной деятельности. О современных технологиях говорят как о компьютерной технологии, которая является стандартной, и повышается спрос на эту технологию. В настоящее время классификация технологий достаточно широка – от металлургии до нанотехнологий.


Среди столь большого спектра направлений применительно к современной монашеской жизни нашему круглому столу предлагается остановиться на двух составляющих. Первая – телекоммуникационные технологии, включающие в себя интернет прежде всего, радио и телевидение отчасти. Вторая – применение современных технологических достижений в монастырской жизни: машинные механизмы, автобусы, электричество, сельское хозяйство и так далее – все то, что не так существенно влияет напрямую на душу человека, как это сказывается при использовании телекоммуникационных технологий.  При обсуждении данной темы мы  можем прежде всего напрямую находить указания как в Священном Писании и в творениях святых отцов, так и несомненно опираться на накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный. 

 

Нужно так же отметить, что вообще Церковь не отвергает технический прогресс, и тема использования в монастырях современных технологий не является новой. По сути, ей столько же веков, сколько существует общежительное монашество. Человечество в стремлении улучшить свою земную жизнь постоянно изобретает все более совершенные средства производства, передвижения, связи, но монастырям принадлежит особая миссия. Они призваны являть миру образец правильного, духовного отношения ко всему, в том числе и к технологиям.  Насколько допустимо внедрять в монастыри достижения технического прогресса, в какой мере должны иноческие обители идти в ногу со временем, в каких случаях современная технология полезна монастырям, какие наиболее распространенные искушения связаны с новыми технологиями? Некоторые даже вводят новое понятие греха, и духовники порой говорят, что лишь один клик порой отделяет человека от тяжелейшего греха, который порабощает волю диаволу. Некоторые вводят в лексику такое понятие как интернет-искушение. Как предотвратить эти искушения?


На протяжении веков вопросы, связанные с внедрением технологий, решались по-разному в различных монастырях. Для современных монастырей в связи со стремительным развитием технологий эти вопросы стали вновь особенно актуальными. И важно, чтобы при открытом обмене мыслями и опытом мы выработали некоторые рекомендуемые  принципы для применения в наших монастырях. Теперь хотелось бы представить для обсуждения два основных вопроса. В каких случаях технологии полезны в монастырях и какие опасности они несут? Для нашего круглого стола некоторые участники подготовили небольшие сообщения. Но к обсуждению приглашаются все присутствующие.  

151