Монашеская жизнь под руководством схиархимандрита Иоанна (Маслова)

21 мая 2016
Игумения Евдокия (Левшук)


Слово игумении Евдокии, настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка, произнесенное на монашеской конференции "Духовное руководство в монастырях", которая прошла в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 12, 13 мая 2016 года.


Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в д. Потаповка Глуховского района Сумской области в крестьянской семье. В 1954 году он поступил в Глинскую пустынь, которая тогда переживала период духовного расцвета. В обители подвизались старцы высокой духовной жизни. 8 октября 1957 года послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого Иоанна Богослова. В 1961 году после закрытия Глинской пустыни отец Иоанн по благословению старца Андроника (Лукаша) поступил в Московскую духовную семинарию, после семинарии продолжил обучение в академии, где был оставлен преподавателем и духовником.

В 1985 году отец Иоанн был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Для многих насельников и насельниц Жировичского монастыря батюшка стал подлинным духовным сокровищем. Отец Иоанн проповедовал самой своей жизнью, он проявлял величайшую доброту и внимательность к тем, кто его окружал. Он имел самоотверженную любовь, горел желанием всех утешить, всем помочь.

С приездом отца Иоанна, можно сказать, началась новая эпоха. Он все делал для возрождения духовно-нравственной жизни обители. Отец Иоанн часто проводил общие исповеди для инокинь и иноков. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию. В начале исповеди батюшка доводил до сознания каждого кающегося, что он стоит перед живым и реально присутствующим здесь Богом и Ему кается. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению, а также строгому соблюдению монастырского устава. Старец благословил размножить устав и раздать всем насельникам для того, чтобы они его регулярно прочитывали. Отец Иоанн часто говорил о том, что насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства покаяния, и это будет способствовать духовному росту и перерождению души. Каждый из духовных чад отца Иоанна помнит его энергичные слова, которые он говорил на исповеди или благословляя: «Будь внимателен! Исправляйся! Смотри за собой!» Эти слова для каждого были нравственным импульсом, сообщали душе бодрость и ревность о своем спасении. Бывает, идешь к нему на исповедь, разбитый духовно, подавленный, а уходишь окрыленный, радостный.

Осознание ложности своего разумения – очень важный момент в деле духовного совершенствования. «Научитесь, братия, вопрошать, научитесь не полагаться на самих себя», – учил он словами аввы Дорофея. «Раньше людей легко было вести, – говорил он, – сначала на всякое дело придут, возьмут благословение, а потом уже делают, а теперь сами все делают, а потом благословение просят. Все дает послушание, слушаться надо огненно».

Одна духовная дочь, когда ей задали важный вопрос, ответила на него по своему разумению. Когда она рассказала об этом батюшке, он сказал: «Зачем лезешь туда, куда голова не лезет. Надо было сказать: «Я подумаю». А самой приехать и спросить».

Батюшка учил, что своеволие лишает благодати.

Для него не было мелочей, он все принимал близко к своему любвеобильному сердцу. Умел воскрешать людей от духовного омертвления. Батюшка обладал необыкновенным чувством сопереживания, он чувствовал каждую боль и порой переживал скорбь другого острее, чем сам человек.

Если у людей возникали сложности во взаимоотношениях, батюшка часто говорил: «Надо к N. ключик подобрать». И учил, как это сделать.

Батюшка любил людей и заботился о всех их нуждах, он говорил, что людям нужно помогать, они очень сейчас нуждаются в теплоте, в помощи. Одной своей духовной дочери батюшка однажды сказал: «Будь свечей горящей», – и потом тихо добавил: «А свеча сгорает до тла». В какой-то степени эти слова отражают подвиг самого старца, его великое самопожертвование. Даже в болезни о. Иоанну была присуща необыкновенная бодрость духа. Он говорил о том, что главное – дух бодрым держать. Он умел передать другим это состояние, что умиротворяло их души.

Отец Иоанн брал каждого из своих духовных чад за руку и вел тесным и спасительным путем.

5