Репортаж из мастерской Тихвинского женского монастыря в Гомеле, где создают свет икон

3.jpg

Ясный взгляд светлых глаз с любовью и вниманием направлен на новое творение. Аккуратно слой за слоем ложится на поверхность золото краски. Сейчас инокиня Евфросиния из Тихвинского женского монастыря в городе Гомеле работает над иконой «Живоносный источник». Еще недавно из-под ее кисти вышли величественные лики князя Александра Невского, святителя Иоанна Златоуста и великомученика Георгия Победоносца. Эти иконы украшают часовню в честь святого благоверного князя Александра Невского в Гомеле в память о воинах-освободителях. Три светлых образа на иконах, одна из которых более двух метров высотой, стали гармоничным дополнением здания. Корреспонденты БЕЛТА побывали в мастерской талантливой иконописицы и узнали, как создаются иконы с особым светом.


Несмотря на будничную городскую суету с утра, во дворе монастыря и храма тихо и спокойно. По периметру территории благоухают розы и другие цветы. Этот уголок безмятежности утопает в зелени. Такой вид открывается из просторной и светлой мастерской матушки Евфросинии, вдохновляя на создание работ с особым смыслом и глубиной.

Иконы она пишет в тишине. Легкие движения руки — и слой за слоем краска ложится на основу, появляются мельчайшие детали образов. При этом монахиня неустанно повторяет, что не профессионал в этом деле, хотя всей душой отдается процессу.

Сейчас внимание инокини приковано к новой работе. Вечером только приступила — и больше трети уже готово. За спиной — икона Спасителя, словно оберегает ее покой. «Знаете, как будто время останавливается, когда работаю над иконой», — признается она, ловко смешивая краски для нужного оттенка.

Краски матушка использует специальные, есть и порошкообразные минералы. Их доставляют в монастырь из России. Минералы разводятся на яичном желтке, добавляется вино. Кисти беличьи, рассказывает о наборе своих главных инструментов инокиня Евфросиния.

1.jpg


Путь к Богу и себе

Много лет талант простой девчонки из Буда-Кошелевского района не мог проявиться в должной мере. Инокиня вспоминает: любовь к рисованию была с детства, но ничего по художественному профилю она не оканчивала. Иконописью же увлеклась в монастыре, но до этого прошла большой путь.

Казалось, ее судьба была предопределена еще до рождения. Родом матушка из деревни Бушевка, где родился и жил архимандрит Пионий. «Он более 55 лет служил Богу и людям. Его жизнь, служение, подвиг исповедничества и стояния в вере — многоценный пример современному поколению священнослужителей. Помню дом его», — вспоминает она.

Девочка росла в такой семье, где всегда ходили в церковь. Бабушка и мама были верующими, тянулась к вере и она. «С молодости хотела в монастырь, но Бог распорядился иначе», — рассказывает о своем пути собеседница.

В какой-то момент творческая натура делает необычный выбор и поступает в Светлогорский индустриальный техникум на техника водных путей. «Конечно, это все очень далеко от того, чем я живу сейчас», — улыбается матушка. Во время учебы проявился ее конструкторский талант: любила чертить, многим из группы в этом помогала. Учителя просили создавать стенгазеты, портреты поэтов, математиков.

По окончании учебы по распределению попала в Гродно. Потом вернулась на родину, обосновалась в 7 км от родительского дома — в Буда-Кошелево. Вышла замуж, родила двоих детей. «Каждый год считала, когда они вырастут: планировала пойти в монастырь. Дети повзрослели: одному исполнилось 20 лет, второму — 19. И я решилась. Да и они были готовы к этому, всегда говорила им о своем намерении, поэтому новость не стала для них шоком», — говорит инокиня.

С новой силой художественный талант проявился после того, как решила связать свою жизнь со служением Богу, когда пришла в монастырь. «Первой я написала святую царицу грузинскую Тамару. В миру мое имя — Тамара. Написала ее еще до пострига, по наитию, как чувствовала. А потом все пошло и пошло», — с улыбкой вспоминает матушка.


От наития к мастерству

Более 10 лет матушка Евфросиния несет послушание в монастыре. Иконы пишет в свободное время. Перед тем как сесть за холст, обязательно молится. «Пишу с Божьей помощью, как Господь на душу положит. Когда образ святого пишу, стараюсь прочесть его житие, чтобы узнать о нем побольше. Тогда и для меня самой он ближе становится», — делится инокиня.

Основы мастерства ей разъяснили в храме «Всех скорбящих Радость». «Объясняли, как рисовать сферы, наносить тени. Многое стало понятнее по канонической и академической живописи, иконописи», — объясняет матушка Евфросиния.

Самая большая и сложная икона, которая потребовала усилий и концентрации — для храма архангела Михаила в Гомеле — «Собор архангела Михаила». «Там было изображено семь ангелов. И сама икона была больше двух метров высотой. Писала стоя, долго. Чаще всего самое сложное — это лик. И больше слоев надо наносить, и линии при этом более тонкие. Вывожу каждый волосок», — улыбается иконописица.

Не меньше усилий потребовала и недавняя работа — три иконы в часовню в честь святого благоверного князя Александра Невского в память о воинах-освободителях. Полотна получились большие. «Не сидела — стоя рисовала. Сначала становилась на пуфик, потом на стульчик, сделала себе ступеньки такие. Икона высокая, 2.15 м, ведь и сам князь Александр Невский был почти 2 м ростом», — говорит она.

Между тем находит матушка и время реставрировать иконы, а также создавать что-то для себя. «По велению сердца написала для себя икону Богородицы с младенцем. Она мне очень понравилась. Как было время, сразу взялась за нее», — делится она.

Матушка Евфросиния выполняет все послушания. К тому же ухаживает за престарелой незрячей гомельчанкой. Дважды в неделю — ответственная по кухне. В монастыре говорят, что она вкусно готовит, в особенности любят ее пирожки. «Я же деревенская, у нас никаких рецептов не было — все на глаз. Сколько муки, соли, капусты», — скромно отвечает она.

На вопрос о том, как же она все успевает и почему все удается, отмечает, что за работой не замечает скоротечность времени. «Не главное считать годы или иконы. Что Господь дает, то и делаю. Все таланты Господь дает», — подчеркивает она. Иконы освящают священнослужители, некоторые благословил и архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан.

2.jpg


Свет иконы и чудо молитвы

Инокиня с улыбкой говорит: «С каким бы настроением ни подходила к холсту, все отходит на второй план. Будто растворяешься и утопаешь в иконе. При работе испытываю лишь радость». Это чувствуют и люди, которые молятся у икон, написанных ее рукой. Говорят, очень легко становится.

Известен случай, когда молитвы у одной из икон помогли семейной паре родить сына. История была непростая. После дорожной аварии беременная женщина потеряла ребенка. Пара тяжело переживала трагедию. Со временем смирились, однако не решались даже заводить разговоры о ребенке. Через какое-то время семье подарили икону из Тихвинского монастыря. Ее повесили в доме над камином. Супруги молились, и их обращения были услышаны. Вскоре у них родился здоровый и крепкий малыш, хотя врачи не давали благополучных прогнозов. Это лишь одна из историй с хорошим продолжением.

Иконы в монастыре заказывают люди из разных уголков мира. Так, инокиня Евфросиния писала образы, которые были отправлены в Италию, Россию, Австрию и другие страны. Есть ее работы и в ставшем родным храме Тихвинской иконы Божией Матери и святой блаженной Матроны Московской, а также других приходах области и страны.

Несмотря на то, что инокиня никогда не оставляет подписи на своих работах, ее почерк узнаваем. «Для меня большая радость, когда людям нравится. А некоторые даже плачут у икон», — отмечает матушка.

Сколько часов проводит над каждой иконой, инокиня Евфросиния не считает, как и количество своих работ, говорит: «Все через молитву. Бог помогает. Как в песне поется: «Кисточка в Божьих руках».



Источник: БелТА

144